Скачать:TXTPDF
От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов

ценам. Однако этой еды не хватало, и люди вынуждены были обращаться к услугам чёрного рынка, где цены на продукты резко возросли. Для малоимущих слоёв населения поиск пропитания часто превращался в основной вид занятий.

Официальный курс иностранной валюты (1 песо равен 1 доллару) остался лишь на бумаге. На чёрном рынке доллар снова стал главной валютой.

Усилилось бегство кубинцев из страны. А это — настоящая трагедия, если учитывать, что у кубинцев просто животная любовь к своему острову и своей культурной среде.

Нельзя забывать и о морально-политических издержках подобной ситуации, выражавшихся в потере перспективы развития (ранее казавшейся вполне ясной) и, в конечном счете, изменением в совершенно иную сторону общественного сознания.

Первую половину 90-х годов кубинское общество пребывало в состоянии, которое официально обозначалось как «особый период в мирное время». Потребление опустилось тогда до уровня биологического выживания, а экономика, по существу, приобрела мобилизационный характер. При всех условиях и даже при исключительных возможностях контроля внутренней ситуации «сверху» положение становилось нетерпимым. Адаптационные решения невозможно было откладывать.

Самый тяжёлый период кризиса наблюдался в 1992–1993 годах, когда валовой внутренний продукт сократился на треть по сравнению с 1989 годом.

Необходимо было переломить ситуацию. Прошедший в октябре 1991 году?\/ съезд Компартии Кубы наметил курс на либерализацию экономики, при сохранении главной роли за государством. На помощь социализму должна была прийти рыночная экономика. Но Куба решила не отдаваться на милость рынка, как это произошло в странах Восточной Европы и бывшего СССР, а направить его стихийную силу в нужную для государства сторону.

Понятно, почему кубинское руководство не последовало за выбором большинства восточноевропейских стран и постсоветских государств, предпринявших радикальные прорыночные преобразования. Не следовало даже и ожидать этого при тогдашней политической надстройке кубинского общества (ведь это было бы отрицанием самого себя!). Впрочем, сами результаты первого раунда прорыночных преобразований в восточноевропейских странах, сопровождавшегося большими социальными издержками и серьезными деформациями, не могли вызывать особого энтузиазма.

Логично было бы ожидать некую вариацию на тему «китайского» либо «вьетнамского» пути, т. е. последовательного продвижения по пути формирования рынка и предпринимательства при сохранении (с определенной модификацией) политической надстройки. Но это также не получилось, что, однако, не означало отсутствия всяких изменений.

В 1992 году в Конституцию Кубы внесены изменения, по которым расширялось право на частную собственность и разрешалось создание совместных (с иностранным капиталом) предприятий. Единый план социально-экономического развития заменён «планом, который гарантирует программируемое развитие страны». Была ликвидирована госмонополия на внешнюю торговлю, реформирована банковская система — разрешена деятельность иностранных банков. Для привлечения иностранных инвестиций принят закон о свободных экономических зонах и промышленных парках, разрешено создание предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Введена новая налоговая система.

Сократились государственные субсидии убыточным предприятиям и увеличились инвестиции в предприятия, приносящие валютные доходы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой бо?льшая часть сельскохозяйственных земель, принадлежавших государству, перешла в бессрочное пользование непосредственно крестьянам, для организации ими производственных кооперативов. Такие кооперативы связаны с государством контрактом, но обладают большей самостоятельностью, чем госхозы. Была разрешена индивидуальная трудовая деятельность водителям такси, домовладельцам, работникам службы быта и др. — всего около 200 тысяч человек, или 5,5 процентов экономически активного населения. На специальных рынках была узаконена торговля продуктами питания и изделиями народных промыслов по ценам, определяемым спросом и предложением.

Для привлечения конвертируемой валюты, в стране было установлено её свободное обращение. Открылись валютные магазины, кубинцам предоставлено право получать валюту от родственников из-за рубежа (по оценке, ежегодный размер денежных переводов составляет около 500 миллионов долларов) и открывать валютные банковские счета без указания источника происхождения денег.

Значит, процесс реальных перемен все же пошел, хотя и замедленным темпом, в направлении формирования своего рода двухсекторной модели. Она характеризуется, с одной стороны, сохранением доминирующего государственного сектора, с другой — минимальным пространством для частной хозяйственной инициативы без права использования наемной рабочей силы, а также жестко регламентируемым допуском иностранного капитала в немногих отраслях кубинской экономики.

Процесс изменений и адаптации второй половины 90-х годов при всей своей ограниченности и осторожности дал определенные результаты, которые невозможно отрицать. Налицо симптомы некоторой нормализации хозяйственной жизни и обеспечения продовольствием и энергетическими ресурсами. Возобновился рост производства товаров и услуг. Обозначилась сфера товарно-денежных отношений (пусть даже за счет параллельной долларизации). Существенно диверсифицировалась географическая структура внешнеэкономических (да и внешнеполитических) связей. Произошло замещение доминирующих партнеров советской эпохи. Их место заняли в основном представители Евросоюза и Канады. В настоящее время можно констатировать, что Куба нашла частичное решение своих проблем теперь уже вполне самостоятельно, без содействия «большого донора».

В итоге в 1994 году был остановлен спад производства, стало увеличиваться поголовье скота и производство молока.

Произошедшие реформы не стали возвратом к прошлому. Экономика страны по-прежнему находится под контролем государства, не потеряны социальные завоевания.

Надежды тех, кто предрекал неминуемый крах кубинской экономике, в том случае если Куба не согласится на условия, предложенные США для отмены эмбарго (смена руководства и политического курса), не оправдались. С 1994 года ВВП Кубы постоянно увеличивается в среднем на 4,5 процента, т. е. больше чем в 1980–1985 годы (когда рост составлял 3,5 процента). Увеличение ВВП после кризиса во многом обусловлено увеличением доходов от туризма.

Но до настоящего времени экономика Кубы не достигла уровня 1989 года. Доля государственного сектора в экономике страны снизилась с 98 до 76 процентов. Во времена дружбы с СССР дефицит торгового баланса покрывался кредитами, теперь — доходами от туризма (порядка 1,5 миллиардов долларов в год).

В экономике Кубы 90-х годов стало ощутимым участие иностранного капитала. Он может быть задействован во всех отраслях, кроме сфер образования, здравоохранения и обороны. Проявляется его действие в виде совместных акционерных предприятий с кубинским капиталом. Для создания того или иного предприятия необходимо получить разрешение государственных органов. Предприятия с иностранным капиталом выплачивают 30-процентный налог в СКВ на прибыль и 25 процентов доходов в фонд заработной платы.

На Кубе создан один из самых благоприятных в Латинской Америке инвестиционных режимов. Иностранным инвесторам были предоставлены гарантии, что предприятия не будут экспроприированы (за исключением случаев, когда того потребуют высшие интересы общества, но тогда предусмотрена компенсация). Более 15 государств, в том числе и Россия, получили дополнительные гарантии защиты своих инвестиций. Вкладчики имеют право на продажу в любой момент своей доли акций и на свободный вывоз прибыли. Им разрешено вкладывать капитал в недвижимость.

На Кубе открылись пять свободных экономических зон с особым, льготным режимом деятельности (освобождение от таможенных пошлин, льготы в налогообложении и использовании рабочей силы). Особо поощряется создание предприятий в сфере промышленности и сельского хозяйства — им даётся полное освобождение от налогов в первые 12 лет деятельности, и на 50 процентов — в течение следующих пяти лет.

В результате на Кубе появилось свыше 350 совместных предприятий с инвесторами из 50 стран. (Большинство предприятий — с участием испанского капитала). А объём иностранных инвестиций в экономику Кубы превысил 2,5 миллиардов долларов. В 1997 году совместные предприятия осуществляли 14 процентов всего экспорта.

Иностранные инвестиции направлялись в индустрию туризма, в телекоммуникации, в никелевую, нефтяную, текстильную, фармацевтическую, пищевую и парфюмерную промышленность, строительство, электронику и производство цитрусовых.

Отраслью кубинской экономики приносящей наибольший доход стал туризм, отодвинув производства сахара на второе место.

На Кубе существует около двухсот гостиниц, пятая часть из них (38 процентов всех гостиничных номеров) — совместные предприятия с иностранным капиталом.

Сахарная специализация Кубы уменьшилась. Сахара-сырца сейчас производится меньше, чем в 80-е годы, и даже меньше, чем до революции.

Объём нефтепереработки также уменьшился в два раза. Вырос импорт нефтепродуктов. Зато налажена (с участием иностранных компаний) собственная добыча нефти (и попутного природного газа) на основе исследований советских специалистов.

Увеличилась добыча и обогащение никеля, рынок сбыта для него нашёлся в Канаде и Нидерландах.

На Кубе появилась своя современная фармацевтическая промышленность. Кубинским учёным известны уникальные способы получения интерферона, вакцин против менингита и гепатита, гамма-глобулина и других медикаментов. Низкая стоимость и высокое качество обеспечивают спрос кубинским лекарственным средствам на мировом рынке. В 90-х годах Куба стала крупнейшим поставщиком фармацевтической продукции, заняв в 1993 году первое место в мире по её экспорту (8 % мирового экспорта).

Увеличилось производство стали и экспортируемых морепродуктов. В других отраслях промышленности объёмы производства ниже, чем в 1989 году, производственные мощности простаивают. В сельском хозяйстве, ввиду нехватки удобрений, техники и топлива, объёмы производства также сократились.

Примечательно, что, несмотря на громадные экономические трудности, численность населения Кубы росла в период процветания и продолжала увеличиваться в годы кризиса. В 1959 году она равнялась 6, 7 миллионов человек, сейчас 12 миллионов.

Но дело не в самих изменениях показателей развития экономики, а в социальных последствиях кризиса, ответом на который стала «социалистическая трансформация» экономики. Да, Куба продолжает придерживаться социалистического пути развития, в отличие от других бывших социалистических стран. Но и Куба стала во многом другой страной.

Рынок есть рынок, там, где ему дана свобода, он раскалывает общество на богатых и бедных. Чёрный рынок — тем более. Развитие туризма, появление предприятий с иностранным капиталом, работники которых получают зарплату в иностранной валюте, порождают социальное неравенство: богатые туристы и кубинцы, зарабатывающие доллары, имеют больше возможностей, чем работающие на государственных предприятиях. Это создаёт условия для коррупции. Вся обстановка «рыночного социализма», напоминающая положение в России в период нэпа (1921–1929 годы) вызывает опасения насчёт перспектив социализма на Кубе.

Несмотря на переживаемые трудности, кубинский народ в массе своей всё ещё поддерживает социализм. Во время референдума в 2002 году за «неприкосновенность» социалистического строя высказались свыше 8 миллионов человек, то есть почти 99 процентов избирателей Кубы.

И западные наблюдатели вынуждены признать: несмотря на значительные трудности, большая часть населения поддерживает коммунистический режим. «Нельзя насильно заставить девять миллионов людей подписаться под документом, — сказал один из западных дипломатов. — И мы вынуждены с этим считаться».

Перспективы экономики и будущее социализма на Кубе

Руководство Кубы заявляет, что в стране происходит процесс «социалистической трансформации», в отличие от «развивающегося капитализма» в бывших социалистических странах. В будущем, видимо, эта трансформация продолжится, но уже не в качественном, а в количественном отношении: в расширении сферы применения принятых ранее либеральных законов. Главная роль в экономике останется за государством, но доля государственного сектора уменьшится. Увеличит свое присутствие иностранный капитал.

В США несколько лет назад выполнено интересное исследование, итоги которого подведены в книге «Неоконченный бизнес. Америка и Куба после окончания холодной войны». («Unfinished Business. America and Cuba after the Cold War. 1989–2001». Cambridge, 2002.) Её авторы пришли к выводу, что Кубинская революция стала водоразделом в отношениях между США и странами Латинской Америки. Она представляет собой самый серьёзный вызов гегемонии США в Западном полушарии за последние 100 лет. Если прежде латиноамериканские страны беспрекословно подчинялись диктату США, то после того, как

Скачать:TXTPDF

От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать, От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать бесплатно, От капитализма — к тоталитаризму! М. Антонов Капитализм читать онлайн