относится к архитектуре и означает «свойство скелетных структур, включающих в себя элементы работающие на сжатие и на растяжение таким образом, что это обеспечивает работу каждого элемента с максимальной эффективностью и экономией. «Для того, чтобы объяснить тот факт, что магические пассы были открыты магами в древние времена, я должен прояснить следующее: «древние времена» для дона Хуана означали период от 7000 до 10000 лет тому назад; это данные, которые кажутся чем-то неуместным с точки зрения классификационных схем современных ученых. Когда я стал спорить с доном Хуаном и говорить ему о несоответствии между его утверждением и тем, что я считал более реалистичной точкой зрения, то он остался непоколебим в своем убеждении. Он верил в непреложность того факта, что люди, жившие в Новом Мире 7000-10000 лет тому назад так глубоко интересовались сутью вселенной и восприятия, что современный человек никогда даже и не приближался к такому пониманию.
Вне зависимости от нашей разницы во мнениях секретность, которая окружала магические пассы в течение веков и прямой эффект, оказанный ими на меня, оказали глубокое влияние на то, как я относился к ним. То, что я представляю в этой работе — это личное отражение этого влияния. Я чувствую себя обязанным представить их в точности в той же манере, в какой они были представлены мне.
МАГИЧЕСКИЕ ПАССЫ
Впервые дон Хуан серьезно заговорил со мной о магических пассах в тот момент, когда он самым унизительным образом принялся комментировать мой вес.
— У тебя слишком круглое лицо, — сказал он, оглядывая меня с головы до пят и неодобрительно покачивая головой. — Ты уже близок к тому, чтобы быть толстым. Изношенность и усталость уже начинают сказываться в тебе. Как и любой другой представитель твоей расы, ты отращиваешь слой жира на своей шее словно у быка. Пришло время, когда ты должен принять всерьез одну из величайших находок магов: магические пассы.
Так как раньше он говорил о магических пассах лишь мельком, то я даже не помнил, когда он мне о них говорил.
— Дон Хуан, о каких это магических пассах ты говоришь? — спросил я, будучи действительно раздраженным. — Как я могу относиться к ним всерьез, если я раньше о них ничего не слышал? — Ты, наверное, пытаешься меня обмануть, не так ли? — сказал он с неприятной улыбкой. — Я не только много раз говорил тебе о магических пассах, но и ты уже давно знаешь многие из них. Я все время учил тебя им.
Он был прав в том, что я вел себя отвратительно. Я был удивлен предметом разговора, о существовании которого я не подозревал, но то, что он все время обучал меня магическим пасам было явной ложью. Я стал страстно протестовать, как будто от его заявления зависели моя жизнь и смерть.
— Не будь таким страстным, защищая свое замечательное Я, — пошутил он. — Я не хотел оскорблять тебя — он сделал смешной жест бровями, изображая извинение. — Все что я хотел сказать, это то, что ты пытаешься имитировать все то, что делаю я, поэтому я воспользовался твоей тягой к имитации. Я показывал тебе различные магические пассы, и ты всегда воспринимал их как тот способ, которым я для развлечения похрустываю своими суставами. Мне нравится то, как ты их интерпретируешь: способ хрустеть суставами! Мы будем и впредь относиться к ним тем же образом.
— Я показал тебе десять разных способов хрустеть суставами. Каждый из них — это магический пас, который предназначен для совершенствования твоего и моего тела.
Дон Хуан хрустел своими суставами, делая магические пассы. Для этого он особым образом двигал руками, ногами, туловищем и бедрами, как я считал, для того, чтобы добиться максимального растяжения своих мышц, костей и связок. С моей точки зрения, результатом таких растягивающих движений было то, что он становился способен издавать хрустящие звуки, которые он издавал к моему удивлению и удовольствию, и время от времени просил меня имитировать его поведение.
Таким удивительным способом, он подзадорил меня запомнить движения и повторять их дома до тех пор, пока я не смогу извлекать из своих суставов такие же звуки, как и он. Мне никогда не удавалось издать такие звуки, но, тем не менее, я определенно, хотя и непреднамеренно выучил все движения.
— Почему они называются магическими пассами? — спросил я.
— Они не только называются магическими пассами, — сказал он, — они и есть магические! Они производят эффект, который нельзя объяснить обычным способом. Эти движения не являются физическими упражнениями или позами тела, они являются действительной попыткой достичь оптимального состояния бытия. Намерение тысяч магов пропитывает эти движения. Если практиковать их, даже иногда, то это приводит к остановке разума.
— Что ты имеешь в виду под тем, что разум приходит к остановке?
— Все, что мы делаем в мире, — сказал он, — мы узнаем и идентифицируем, превращая это в линейность подобия и сходства. Похоже, что дон Хуан очень старался найти способ объяснить то, о чем он говорит. Он сделал большую паузу, словно для того, чтобы найти правильные слова или подходящую последовательность мыслей. Я оставался в молчании. Я так мало знал о предмете нашего разговора, что я даже не пытался думать обо всем этом. Все, что у меня было, это мое любопытство, я хотел узнать, что такое эти магические пассы.
Дон Хуан поднялся. Похоже, что с него было довольно. Мы сидели в столовой комнате и пили травяной чай, который он сделал из ароматных листьев с кустов, которые росли у него во дворе. Он извинился и сказал, что для него пришло время вздремнуть. Дон Хуан засыпал на небольшое время днем и ночью. Он спал небольшими промежутками, не более двух часов, это был его распорядок сна. Если он был очень усталым, то он спал по шесть часов, с перерывом на бодрствование на два часа.
Долгое время мы не затрагивали тему магических пассов. Однажды, он продолжил свое объяснение, неожиданно для меня, но не для него, похоже, что он осознавал, что объяснение было прервано, а я уже об этом полностью забыл.
— Как я тебе уже говорил, для людей существуют линии подобия, — сказал он, — линии вещей, подобных друг другу и связанных между собой какими-то целями. Например, когда ты говоришь слово «вилка», то немедленно воссоздаешь в себе идею ложки, ножа, скатерти, салфетки, тарелки, чашки и блюдца, бутылки вина, суп с фрикадельками, банкет, день рождения, фиесту. Ты можешь до бесконечности продолжать перечислять вещи, связанные вместе своими целями, своим смыслом. Все, что мы делаем, связано таким образом. Что касается магов, то они видят, что все эти линии взаимосвязей, все эти линии вещей, связанных вместе целями, ассоциируются с представлениями человека о том, что вещи неизменны и вечны как слово Бога.
— Дон Хуан, я не понимаю, почему ты привносишь в это объяснение слово Бога? Что слово Бога делает с тем, что ты пытаешься объяснить?
— Все! Кажется, что в наших умах, вся вселенная похожа на слово Бога: абсолютное и неизменное. Это тот способ, которым мы ведем себя: в глубине наших умов есть контролирующее устройство, которое не позволяет нам прекратить считать, что слово Бога, то, как мы его принимаем и в которое мы верим, имеет отношение к мертвому миру. С другой стороны, живой мир находится в состоянии постоянного изменения. Он движется, он изменяется, он изменяет сам себя.
— Магические пассы шаманов являются магическими, потому что в ходе их практики, тело понимает, что все является потоком, изменением, вместо того, чтобы быть неизменной связью подобий. А так как все во вселенной — это изменение, поток, то этот поток можно остановить. Можно поставить на него плотину и это остановит или исказит этот поток изменений.
Слова дона Хуана вызвали во мне странную реакцию. Я почувствовал себя испуганным странным образом, но этот страх был на самом деле не страх за себя, это был скорее страх того, что было наложено на меня. Я впервые ясно почувствовал, что дон Хуан приводит в раздражение ту часть меня, которая на самом деле не является мной.
Я был очень смущен, после некоторого времени мучений, вызванных его заявлением, я услышал, что я говорю против собственного желания. Я услышал как я говорю, — Но, дон Хуан значит ли это, что ты говоришь мне, что каждый раз, когда ты хрустишь суставами, или каждый раз, когда я пытаюсь тебя имитировать, я действительно что-то меняю внутри себя?
— А, нечто внутри тебя, что на самом деле тобой не является, сейчас разозлилось, — смеясь, парировал дон Хуан. Для меня наступил еще один момент сильных внутренних противоречий. Что-то во мне было очень обозлено, хотя это не могло быть мной. Дон Хуан сильно потряс меня за плечи. Я почувствовал, как моя шея болтается взад и вперед, так сильно он меня схватил. Это меня мгновенно привело в себя. Он усадил меня на низкую кирпичную стену. По этой стене всегда ползали цепочки муравьев, поэтому я никогда не любил на ней сидеть. Муравьи немедленно залезали ко мне в одежду. Я всегда очень хорошо чувствовал, как муравьи ползают по мне, но на этот раз, как только я сел, муравьи прервали свою линию. Я видел как они ползают вокруг моего тела, словно они смущены чем-то или запутались. Я очень заинтересовался, какой окольный путь они выберут, по моей спине или по животу. Я хотел увидеть, каким путем они пойдут. Но тут мое внимание привлекли слова дона Хуана и я забыл о муравьях.
— Не беспокойся о муравьях, — сказал дон Хуан, читая мои мысли. — В настоящий момент ты переполнен необычной энергией, продуктом твоих внутренних дилемм. Муравьи будут считать тебя непроходимым и опасным, и они будут блуждать вокруг тебя до тех пор, пока твоя энергия не нормализуется или пока ты не встанешь и уйдешь. А теперь, отвечая на твой вопрос, который твой разум намеревал как неприятное возражение, я могу сказать тебе, что действительно, каждый раз, когда мы выполняем магический пас, мы на самом деле меняем основную структуру нашего существа. Мы ставим плотину на поток, который мы приучились воспринимать как неизменную связь вещей.
Запинающимся голосом, который казалось не мог принадлежать мне, я попросил дона Хуана дать мне пример того, как ставится плотина на тот поток, о котором он говорит. Я сказал ему, что я хочу представить это в своем уме.
— В твоем уме?