в котором познание является мгновенным и автоматическим. Знание в этом состоянии не является продуктом мышления мозга или логическими индуктивными или дедуктивными выводами, или обобщениями основанными на сходстве и различиях. В безмолвном знании ничего не известно, априори, заранее, ничего из того, что уже составляет основы знания. В безмолвном знании все, безусловно, является находящимся сейчас. Сложная информация может быть получена моментально, без всякой подготовки.
Дон Хуан считал, что древние люди соприкасались с безмолвным знанием, но что древний человек на самом деле не обладал безмолвным знанием. Он говорил, что это соприкосновение было бесконечно более сильным чем то, что испытывает человек в наши дни, когда объем знания и обучение определяется путем механического запоминания. Он считал также, что хотя мы и потеряли этот контакт, тем не менее, дорога к безмолвному знанию всегда будет открыта для человека. Дон Хуан учил, что внутренняя тишина должна быть достигнута благодаря постоянному воздействию дисциплины. Он говорил, что ее необходимо накапливать или что ее нужно запасать часть за частью, секунду за секундой. Иначе говоря, нужно принуждать себя к тишине, даже, если и на несколько секунд. Дон Хуан говорил, что если человек настойчив, то его настойчивость побеждает привычку, и поэтому он достигает преддверия тишины, накопив ее секунды или минуты. Это преддверие, этот порог разный для всех людей. Например, если для какого-то человека этот порог составляет десять минут, то после того, как он достигает этой отметки, внутренняя тишина устанавливается самопроизвольно, так сказать сама собой.
Нет возможного способа узнать, каким может быть наш индивидуальный порог. Единственный способ найти его — пытаться достичь его. Так, например, случилось со мной. Следуя предложению дона Хуана я старался заставить себя войти в состояние тишины, и однажды, когда я шел по университету из факультета антропологии в кафе, я достиг своего таинственного порога. Я знал, что достиг его, потому что в одно мгновение испытал то, что многократно описывал дон Хуан — остановку мира. В одно мгновение мир перестал быть для меня тем, чем он был и в первый раз в своей жизни я осознал, что я вижу энергию так, как она течет во вселенной. Я сел на кирпичные ступени. Я знал, что я сижу на кирпичных ступенях, но я знал это только интеллектуально, посредством памяти. На самом деле я присел отдохнуть на энергию. Я сам был энергией и все вокруг меня тоже являлось энергией.
Затем я осознал то, что меня напугало, то, что никто кроме дона Хуана не мог мне объяснить; я осознал то, что хотя я и видел первый раз в своей жизни, я видел энергию, так как она течет во вселенной всю свою жизнь, но я не сознавал этого. Видеть энергию, так как она течет во вселенной не было для меня чем-то новым. Новым был вопрос, который появился во мне с таким неистовством, и это вернуло меня обратно в мир повседневной жизни. — Что же удерживало меня от осознания того, что я вижу энергию, так как она течет во вселенной? — спросил я себя.
Дон Хуан объяснил мне это сводящее с ума противоречие проведя различие между осознанием вообще и способностью сознательно воспринимать некоторые особые свойства осознания. Он говорил, что наше человеческое состояние предполагает наличие этого общего осознания, но что только небольшая часть этого общего осознания находится на уровне сознательного восприятия. Он сказал, что моя внутренняя тишина установила мост между тем, что я осознавал, что я всегда видел энергию так, как она течет во вселенной и моим состоянием сознательного восприятия этого.
ЧЕТВЕРТАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ ТЕПЛА: РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ТЕЛ
Одной из главных концепций шаманов, живших в древней Мексике являлась следующая: человек состоит из двух функционирующих тел, левого и правого. Этот факт имел значение в тех случаях, когда они действовали как маги. Дон Хуан Матус говорил, что такая классификационная схема не имела ничего общего с интеллектуальными спекуляциями со стороны этих магов или с логическими умозаключениями о возможном распределении массы в теле.
Я парировал его слова тем, что у современных биологов есть концепция двусторонней симметрии, которая говорит, что «тело в основном выглядит так, что левая и правая сторона организма являются зеркальным отражением друг друга.»
Дон Хуан в ответ сказал, что классификация шаманов древней Мексики была более глубокой, чем выводы современных ученых, потому что она исходила из прямого восприятия энергии так, как она течет во вселенной. Если тело человека воспринимается таким образом, то становится совершенно очевидно, что оно состоит не из двух частей, а из двух типов энергии, или двух противоположных и взаимодополняющих сил, или даже двух потоков различной энергии, которые существуют по сторонам от тела, таким образом отражая двойную структуру всего, существующего во всей вселенной.
Шаманы древней Мексики присвоили этим двум типам энергии значение отдельного целого тела и говорили о них исключительно как о левом и правом телах. Они особо подчеркивали, что левое тело наиболее эффективно для целей магии в силу его энергетической конфигурации.
Эти маги говорили, что поток энергии левого тела более завихряющийся и агрессивный: они говорили, что он движется пульсируя и проецирует волны энергии вовне.
Дон Хуан, пытаясь объяснить мне, что он имеет в виду, использовал следующее сравнение: он сказал, что я должен представить себе что левое тело подобно половине солнца, и что вся солнечная активность содержится на этой стороне. Все солнечные вспышки происходят в этом теле. Волны энергии, которые проецируются от левого тела вовне подобны вспышкам на солнце, которые всегда распространяются перпендикулярно круглой поверхности, с которой они исходят.
Поток энергии правого тела не обладает никакими завихрениями. Дон Хуан говорил, что он движется словно вода налитая в танкер, который покачивается вперед назад. Он не пульсирует, в нем присутствует только постоянное ритмическое движение взад вперед. На более глубоком уровне он движется под воздействием крутящихся кругов в виде спиралей. Дон Хуан описывал этот двойной поток энергии при помощи другого метафорического примера. На этот раз он попросил меня представить себе очень широкую, спокойную тропическую реку, где поверхность воды выглядит так, словно река не движется, но под поверхностью бегут волны ряби.
Шаманы древней Мексики утверждали, что в мире повседневной жизни эти два потока сливаются в один элемент — человеческое тело, такое, каким мы его знаем. Тем не менее они утверждали, что вся энергия тела обладает круговой природой, и это значит, что правое тело обладает доминирующей силой.
— А что происходит с левшами? — однажды спросил я его, — Они более способны к магическим действиям?
— Почему ты думаешь, что они должны быть лучше приспособлены? — ответил он, явно удивленный моим вопросом.
— Потому что, очевидно их левая сторона доминирует.
— Это преобладание не имеет значения для магов, сказал он. — Да, их левая сторона доминирует в том смысле, что они могут держать молоток левой рукой более эффективно чем правой. Они легко едят ей. Они могут держать нож левой рукой и успешно с этим справляются. Если они танцоры, то их левая нога будет очень хорошо чувствовать ритм. Иначе говоря их левое тело чувствует ритм, но для магов доминирование такого типа не имеет никакого значения. Правое тело управляет ими своим круговым движением энергии.
— Но имеет ли леворукость какое либо преимущество или недостаток для магии? — спросил я. Меня побудило к этому вопросу то, что во многих Индоевропейских языках словам, связанным с леворукостью придается отрицательный оттенок.
— Насколько я знаю в этом нет ни преимуществ, ни недостатков, — сказал он. — Разделение энергии между двумя телами не зависит от наличия сноровки или ее отсутствия. Есть другие вещи, которые имеют значение исключительно для этих двух типов энергии. Доминирование правого тела является энергетическим, как это выяснили шаманы древности. Они никогда не пытались объяснить почему это доминирование произошло, они никогда не пытались исследовать этот вопрос, задавая философский вопрос почему. Для них это было фактом и особым фактом. Это было фактом, который можно было изменить.
— Дон Хуан, а почему они хотели его изменить? — спросил я.
— Потому что доминирующее круговое движение правого тела делает все постылым и скучным! — сказал он. — Это круговое движение несомненно участвует во всем, что происходит в мире повседневной жизни, но оно делает это круговым образом, если ты понимаешь о чем я говорю.
— Нет, дон Хуан, я не понимаю, что ты имеешь в виду.
— Все жизненные ситуации имеют этот круговой вид, ответил он, описав маленький круг рукой. — Вокруг, вокруг, вокруг и еще раз вокруг. Похоже, что именно это круговое вращение всегда направляет энергию вовнутрь, и вращает ее вокруг и вокруг. В такой ситуации не бывает экспансии. Нет ничего нового. Нет ничего, что не могло бы быть направлено вовнутрь. Какая скука!
Я понял то, о чем он говорит на уровне, в котором отсутствовали мысли, потому что не было способа, которым я мог бы думать об этом линейно. Я почувствовал влияние этого направленного внутрь импульса.
— Ощущение, которое люди испытывают когда устают от самих себя вызывается именно эти доминированием правого тела, — продолжал он. — В общем смысле единственное, что остается делать людям — это искать способы избежать скуки, и они заканчивают тем, что убивают время: единственную вещь, которой ни у кого нет в избытке.
— Но что может быть хуже, чем реакция на эту несбалансированную энергию?
Я ждал, что он мне скажет, что это была за реакция. Я привык к его драматическим паузам, которые могли иногда продолжаться в течение часа. Обычно если возникала такая пауза в ходе обычного разговора на секунду или две, то я тут же терял интерес к тому, что же скажет другой человек. В случае с доном Хуаном уклониться от этого было нельзя. Мое желание услышать что он скажет росло вне зависимости от того, хотел ли я чтобы он закончил свою мысль или я сохранял молчание. После минуты другой молчания он продолжил говорить.
Насильственные реакции людей, — сказал он, — связаны именно с эти несбалансированным распределением. Кажется, что время от времени, беспомощность создает сильные потоки энергии внутри человека, которые выражаются в насильственном поведении. Для людей насилие, как кажется, является еще одним способом убить время.
— Дон Хуан, но почему же маги древней Мексики не хотели знать почему сложилась такая ситуация? — спросил я испуганно, потому что то, что я чувствовал по отношению к этому направленному внутрь движению, было потрясающим ощущением.
— Они никогда не пытались это