образом, нужен особый вид волевых усилий, чтобы отвечать на обстоятельства, которые требовали драматической эксплуатации; иначе говоря, человек знания нуждался в драматических волевых усилиях. Взяв для примера поведение дона Хуана, с первого взгляда может показаться, что его усилия воли драматического характера являлись лишь результатом его собственной приверженности к театральности. Но драматические проявления воли в его случае гораздо больше, чем просто игра; скорее, это глубокое состояние веры. Посредством драматических усилий он придавал особое чувство законченности всем своим выполняемым действиям. Затем, как следствие его действий были инсценированы, так что одним из главных действующих лиц была смерть. Ясно, что смерть была вероятной в процессе обучения из-за опасной природы тех предметов, с которыми имел дело человек знания; затем было логично, что драматические проявления были больше, чем театральными представлениями — они были обусловлены убежденностью, что смерть была вездесущим игроком.
Усилия воли повлекли за собой не только драму, но также необходимость действенности. Воля должна быть эффективной; одним из ее качеств должна быть правильная направленность и приемлемость. Идея неминуемой смерти вызвала к жизни не только драму, но и уверенность в том, что в каждое действие входит борьба за выживание, уверенность в том, что произойдет уничтожение, если чья-то воля не будет действенной.
Воля также повлекла за собой идею вызова, т.е. действия, направленного на проверку и доказывающего, что человек способен совершить правильное действие в пределах жестких рамок получаемых знаний.
Человек знания был воином
Существовать для человека знания значит находится в состоянии постоянной борьбы, и мысль о том, что он воин, ведет жизнь воина, помогала ему достигать эмоциональной стабильности. Сама идея воюющего человека состоит из четырех концепций: (1) человек знания должен был иметь уважение, (2) у него должно было быть чувство страха, (3) он должен был быть активным, начеку, (4) он должен был быть уверен в себе. Отсюда быть воином — это вид самодисциплины, форма совершенствования личности, хотя это то состояние, когда личные интересы сведены к минимуму, т.к. в большинстве ситуаций личный интерес несовместим с суровой необходимостью для совершения какого-либо предопределенного, обязательного акта.
Человек знания в роли воина обязан обладать особым уважением ко всему, с чем ему приходилось иметь дело; ко всему, что связано с его знанием, следует относиться с глубоким уважением для того, чтобы в перспективе расставить все по значимости. Иметь чувство уважения эквивалентно умению оценивать незначительные возможности человека перед лицом Неизвестности.
Если человек мыслит таким образом, то эта идея уважения, логически развиваясь, включает уважение к себе, т.к. человек неисследован в той же степени, как и сама Неизвестность. Упражнение, направленное на осознание чувства уважения, трансформировало изучение этого специфического знания, которое иначе могло бы показаться абсурдным, в рациональное.
Еще один необходимый фактор в жизни воина — это необходимость испытывать и тщательно оценивать чувство страха. Идеальная ситуация — это когда, несмотря на страх, человек продолжает производить действия. Предположительно, чувство страха должно быть побеждено, и в какой-то период жизни человека знания оно должно исчезнуть, но первое, что человек должен сознавать, это необходимость испытывать это чувство с тем, чтобы должным образом оценить это чувство. Дон Хуан утверждал, что человек способен победить страх, только будучи лицом к лицу с ним.
Будучи воином, человек знания должен был быть всегда активным, начеку. Человек на войне должен быть начеку, чтобы осознавать два аспекта знания: (1) осознание намерения и (2) осознание ожидаемого постоянного движения.
Осознание намерения — это знание факторов, участвующих во взаимоотношении между специфической целью любого обязательного действия и целью действия отдельного человека. Так как у всех обязательных действий есть определенная цель, человек знания должен быть всегда активен, т.е. он должен быть в состоянии сочетать определенную цель каждого обязательного действия с тем определенным мотивом, который побудил его к действию.
Осознавая эту взаимосвязь, человек знания должен быть в состоянии осознавать, что такое ожидаемое постоянное движение. То, что я назвал «осознание ожидаемого постоянного движения» — это уверенность в том, что человек всегда в состоянии определить значимые изменения, происходящие во взаимоотношении между специфической целью действия и мотивов личности, побуждающих личность действовать. Осознавая это движение, человек, предполагается, должен обнаруживать самые незначительные изменения. Это целенаправленное осознание изменений объясняет признание и интерпретацию предзнаменований и других необычных событий.
Последний аспект поведения воина — это необходимость уверенности в себе, т.е. уверенность в том, что специфическая цель действия, которая возможно была выбрана, была единственной вероятной альтернативой для специфических личных мотивов действия. Без уверенности в себе человек не способен выполнить один из аспектов учения: способность утверждать знание, как силу.
Становиться человеком знания был непрекращающийся процесс
Быть человеком знания не подразумевает постоянство. Никогда не было уверенности в том, что выполняя все задания преподаваемого знания, можно стать человеком знания. Очевидно, что роль этих заданий состоит в том, чтобы показать, как стать человеком знания. Итак, стать человеком знания — это задача, которая не могла быть выполнена полностью, скорее это непрерывный процесс, включающий в себя (1) мысль о том, что каждый должен был возобновлять желание стать человеком знания, (2) мысль о собственном непостоянстве и (3) мысль о том, что каждый должен был следовать по пути с сердцем.
Вопрос об обновлении желания становления человеком знания обсуждался в связи с темой четырех символических препятствий, встречающихся на пути человека обучающегося: страх, ясность, сила и возраст. Возобновление поиска нового подразумевает умение контролировать себя и сохранять контроль над собой. Настоящий человек знания должен бороться против каждой из этих враждебных сил последовательно до конца жизни, чтобы активно участвовать в процессе приобретения знания. Несмотря на истинное возобновление поиска, перевес неизбежно не на стороне человека; он отступит перед последним из символических препятствий. В этом заключается идея непостоянства.
Компенсацией негативности человеческого непостоянства было указание на то, что каждый должен был следовать по “пути с сердцем”. Это метафорическое выражение, означает, что, несмотря на непостоянство, человек должен был идти избранным путем и должен был находить удовлетворение и самовыражение в самом процессе выбора наиболее приемлемой альтернативы и идентифицировать себя с ней полностью.
Дон Хуан выразил рациональную сущность всего своего учения метафорически таким образом, что для него важно было найти путь сердцем и пройти по нему до конца, для него достаточно идентифицировать себя полностью с этой альтернативой. Удовлетворение приносило само прохождение этого пути, надежда достичь какого-то постоянного состояния за пределами его знания.
Раздел второй. Человек знания имел олли (союзника)
Мысль о том, что человек знания имел олли, была самой важной из семи составляющих, единственно необходимая для объяснения сущности человека знания. По классификации дона Хуана, человек знания имел олли в то время, как у обычного человека его не было, и именно в этом состояло различие между ними.
Дон Хуан описывал олли, как «силу, которая способна транспортировать человека за пределы его личности», т.е. силу, которая способна вынести его за пределы обыденности. Соответственно иметь олли значит иметь силу, и тот факт, что человек знания имеет олли, означает, что оперативная цель учения была достигнута. Так как цель — это научить, как стать человеком знания, а человек знания — это тот, кто имел олли, то по учению дона Хуана учение также показывает, как приобрести олли. Понятие «человек знания», являющееся философской оболочкой мага, имеет значение для каждого, кто хочет жить внутри этой оболочки только в том случае, если у него есть олли.
Я классифицировал предыдущую составляющую человека знания, как вторую по значению структурную часть из-за ее необходимости при объяснении, что такое человек знания.
В учении дона Хуана было два олли. Первый входил в состав растения Datura, общеизвестного под названием Jimson weed. Дон Хуан называл этого олли испанским названием yerba del diablo, которое означает “трава дьявола”. По его мнению, любые разновидности Datura его содержат. Хотя каждый маг должен выращивать один какой-то вид, который он называет своим не только в том смысле, что это его личная собственность, но и потому, что оно идентифицируется с ним. Собственные растения дона Хуана относились к виду inoxia, там, по-видимому, не было корреляции между этим фактом и различиями, которые, возможно, существовали между двумя видами Datura, ему доступными.
Второй олли входил в состав гриба, который я идентифицировал, как род гриба Psilocybe, возможно, это был Psilocybe mexicana, но эта классификация была лишь приблизительной, так как мне не удалось достать образец для лабораторного анализа.
Дон Хуан называл этого олли humito, что значит «маленький дымок», предполагая, что этот олли был аналогичен дыму или курительной смеси, которую он составлял с этим грибом. Этот дым упоминается, как настоящее вместилище, контейнер, но он разъяснил, что силой обладал лишь один вид Psilocybe, т.о. при сборе необходима особая тщательность, чтобы не спутать этот вид с дюжиной других видов этого рода, которые растут в том же регионе.
Олли в качестве значимой концепции включал в себя следующие идеи и их вариации: (1) олли был бесформен, (2) олли воспринимался, как качество, (3) олли можно было приручить, (4) олли имел правило.
Олли был бесформен
Олли есть сущность, существующая вне и независимо от кого-либо, но несмотря на то, что это отдельная сущность, формы олли не имеет. Я ввел понятие «бесформенность» как противоположное понятию «имеющий определенную форму», различие это сделано ввиду того, что существуют другие силы, сходные с олли, имеющие совершенно определенные для восприятия формы. Состояние бесформенности означает, что олли не имеет ярко или слабо выраженной формы, даже просто различимой формы, подразумевается, что олли всегда невидим.
Олли воспринимался, как качество
В продолжение идеи бесформенности было еще одно состояние, выражающееся в том, что олли воспринимается, как качество ощущений, т.е. из-за бесформенности присутствие олли можно ощутить лишь по его влиянию на мага. Дон Хуан определил качество этих влияний как антропоморфическое. Он изобразил олли, обладающего характером человека, подразумевая при этом, что каждый маг в отдельности выбирал наиболее подходящего себе олли по характеру, принимая во внимание антропоморфические характеристики олли.
Два олли в учении были описаны доном Хуаном, как имеющие качества.
По классификации дона Хуана, олли, содержащийся в Datura inoxia, обладал двумя качествами: он был женского типа и был источником избыточной силы. Он считал оба эти свойства абсолютно нежелательными. Его высказывания на этот счет были вполне определенными, но в то же время он указывал, что его оценка этого вопроса носит личный характер.
Самой важной характеристикой было, несомненно, то, что дон Хуан называл женской природой. Тот факт, что говорится о женской природе, однако, не означает, что олли был женской силой. Аналогия с женщиной, возможно, была лишь метафорой, которую дон Хуан использовал для описания отрицательных влияний олли. Кроме того, само испанское