своей несчастной души, и надеясь, что боязнь греха заставит их прозреть, дала им заповедь причащаться трижды в год – на Рождество, на Пасху и на Пятидесятницу. Но впоследствии, видя, что христиане становятся все более бесчувственными к своей беде, Церковь стала обязывать их приступать к святому причащению хотя бы раз в год. О Боже мой! Какое несчастье и какое ослепление, что христианина нужно законом заставлять получать свое счастье!39
13. Двенадцатое воскресение по Пятидесятнице
[40]
Без любви к ближнему вы отвратительны
Иди, и ты поступай так же
(Лк 10. 37)
Арсский пастырь рассказывает притчу о милосердном самарянине и выводит из нее поучение о любви к ближнему.
Для того, чтобы вы почувствовали необходимость ее, я вам покажу, что наша вера не есть истинная вера, что все наши добродетели – мнимы и что мы – лицемеры в глазах Божиих, если мы не имеем любви ко всем: то есть, к добрым и злым, к бедным и богатым, к тем, кто нам делает зло, и к тем, кто нам делает добро.
Нет, Б.М., ни одна добродетель так ярко не показывает, являемся ли мы сынами Божьими, как любовь к ближним (1 Ин 4. 7); любить своего ближнего так важно, что Иисус Христос повелевает это заповедью, стоящей сразу после заповеди, повелевающей любить Его всем сердцем. Он говорит нам, что весь Закон и пророки в заповеди о любви к ближнему (Мф 22. 40). Да, Б.М., мы должны считать эту заповедь всеобщей, самой необходимой и самой существенной для нашей веры и нашего спасения, ибо, исполняя эту заповедь, мы исполняем и все другие. Св. апостол Павел говорит, что другие заповеди запрещают нам прелюбодействовать, красть, оскорблять, лжесвидетельствовать; но если мы будем любить своего ближнего, мы всего этого не будем делать, потому что любовь к нему не допустит нас причинить ему зло (Рим 13. 9-10).
Я говорю, во-первых, что эта заповедь, повелевающая нам любить ближнего своего, самая необходимая для нашего спасения, ибо св. Евангелист Иоанн нам говорит, что если мы не любим брата своего, то есть всех людей, мы остаемся в состоянии отверженности. Мы видим также, до чего Иисус Христос желает соблюдения этой заповеди из Его слов: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13. 35).
Во-вторых, я говорю, Б.М., что мы потому обязаны любить друг друга, что у нас один Творец и одно начало; что мы составляем одну семью, глава которой – Иисус Христос, чей образ и подобие мы носим; что мы созданы все для одного и того же назначения – вечной славы, и что мы все были искуплены смертью и страданиями Иисуса Христа. Поэтому, Б.М., мы не можем отказаться любить ближнего своего, не оскорбляя Самого Иисуса Христа, заповедавшего нам эту любовь под угрозой вечного проклятья. Св. апостол Павел говорит, что имея одну надежду – жизнь вечную, одного Господа, одну веру, одно крещение и одного Бога, Отца всех людей, мы должны любить всех людей, как самих себя, если хотим угодить Иисусу Христу и спасти свою душу (Еф 4. 2-6).
Но быть может, вы спрашиваете себя, в чем же состоит любовь к ближнему?
А вот: во-первых, желать добра всем людям; во-вторых, делать добро при всякой возможности; в-третьих, терпеть, прощать и скрывать их недостатки. Вот, Б.М., истинная любовь к ближнему и истинные признаки ее, без чего мы не можем ни угодить Богу, ни спасти свою душу.
Затем проповедник подробно объясняет как любовь к ближнему внушает нам 1) желать людям добра; 2) всегда делать им добро; 3) терпеть, прощать и скрывать недостатки ближнего. Наконец, он говорит, как можно лишиться любви к ближнему.
Но, думаете вы, почему же мы не чувствуем любви к ближнему, приносящей счастье уже в этой жизни, Благодаря миру и единению, царящим среди тех, кто, к своему великому счастью, ее имеет.
Б.М., лишиться ее можно по трем причинам: из-за скупости, гордости и зависти. Скажите мне, почему вы не любите этого человек? Увы! потому, что вам нет от него выгоды; потому что он сказал что-нибудь против вас или сделал что-нибудь неугодное вам; или потому, что он отказался сделать вам какую-нибудь услугу; или получил какую-нибудь выгоду, которую надеялись получить вы: вот что вам мешает любить его, как следовало бы. Вы не обращаете внимания на то, что пока вы не будете любить ближнего, то есть всех людей, так, как хотели бы, чтобы вас любили, вы…41 и что, если вы умрете, то будете осуждены. Однако вы, кроме того, склонны питать в сердце недобрые чувства, вы избегаете этих людей; смотрите, берегитесь, чтобы и Господь Бог не отвернулся от вас. Не забывайте, что если вы не любите ближнего своего, Господь Бог гневается на вас; если вы умрете, Он сразу же низвергнет вас ад. О Боже мой! Как можно жить с ненавистью в сердце!.. Увы! Друг мой, вы отвратительны в глазах Божиих, если у вас нет любви к ближнему. Вы не любите ближнего своего потому, что видите в нем большие недостатки? Увы! Друг мой, будьте уверены, что ваши недостатки еще более велики в глазах Божиих, а вы о них не знаете. Правда, мы не должны любить недостатки и пороки грешника, но должны любить его самого; ибо, даже будучи грешником, он остается творением и образом Божиим. Если вы хотите любить только тех, у кого нет недостатков, вы не сможете никого полюбить, ибо нет человека, не имеющего недостатков. Б.М., будем рассуждать, как добрые христиане: чем больше христианин грешит, тем более он заслуживает сострадания и места в нашем сердце. Нет, Б.М., как бы дурны не были те, с кем мы живем, мы не должны их ненавидеть, но любить, по примеру Иисуса Христа, больше, чем самих себя.
Вспомните, как обращался Иисус Христос, наш образец, со своими врагами: Он молился за них и умер за них. Что влекло апостолов за моря и к мученической смерти? Не любовь ли к их врагам? Вспомните любовь св. Франциска Ксавье, оставившего свое отечество и свое имение, чтобы жить среди варваров, которые заставили его вытерпеть все, что только может вытерпеть христианин, кроме смерти. Вспомните св. отшельника Авраама, оставившего свое уединение, чтобы проповедовать веру в стране, где никто до него не преуспел в этом деле. Не из любви ли к ближнему он дал бить себя и влачить по земле до полусмерти? Ведь он мог оставить их в их ослеплении. Конечно да, но любовь его к ним, желание спасти их несчастные души, заставили его перенести все оскорбления.42 Да, Б.М., человек, имеющий любовь к ближнему, не видит недостатков своего брата, а видит только необходимость помочь ему спасти его душу во что бы то не стало.
Мы говорим, что если человек любит своего ближнего, он старается не соблазнять его и не делать ничего такого, что могло бы отвратить его от добра и обратить ко злу. Да, Б.М., мы должны любить всех людей и делать им добро, сколько можем, как для души, так и для тела, ибо Иисус Христос сказал, что когда мы сделаем добро телу ближнего своего, мы делаем его Самому Христу, а тем более, если мы помогаем ближнему спасти его душу. Не забывайте никогда слов Иисуса Христа, приведенных в Евангелии: «Придите, благословенные Отца Моего, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть», и т.д. (Мф 25. 34-35). Вспомните любовь св. Серапиона,43 снявшего с себя одежду, чтобы отдать ее нищему; встретив другого нищего, он дал ему свою нижнюю одежду; у него больше не оставалось ничего, кроме евангелия, и он пошел и продал его, чтобы дальше творить милостыню. Его ученик спросил его, кто его так обобрал. Он ответил, что прочел в своей книге: «Продай и раздай именье твое нищим, и сокровище твое будет на небесах; поэтому я продал даже свою книгу».
В заключение Арсский пастырь рассказывает, что этот же святой продал себя в рабство, чтобы помочь голодающей семье, и говорит, что если можно оставаться на пути к аду, даже имея другие добродетели, можно быть уверенным, что находишься на пути к небу, имея искреннюю любовь к ближнему.
14. Четырнадцатое воскресение по Пятидесятнице
[44]
Мир всегда обещает больше, чем дает
Никто не может служить двум господам
(Мф 6. 24)
Иисус Христос сказал, Б.М., что никто не может служить двум господам, то есть Богу и миру. Вы не можете угодить и Богу, и миру, говорит Он. Что бы вы ни делали, вы не сможете удовлетворить обоих одновременно. А причина этому, Б.М., в том, что они совершенно противоположны друг другу, как в мыслях, так и в стремлениях и действиях. Один обещает совершенно противоположное тому, что обещает другой; один запрещает то, что разрешает и повелевает другой; один заставляет вас работать на сегодняшний день, а Другой для будущего, то есть для Царства Небесного; один предлагает вам удовольствия, почести и богатства, а Другой – лишь слезы, покаяние и самоотречение; один зовет вас идти по пути, усыпанному цветами, – по крайней мере на первый взгляд, – а Другой – по тернистому пути. Каждый из них, Б.М., взыскует нашего сердца и мы должны выбрать, за которым господином нам следовать. Мир обещает нам дать все, что мы пожелаем в нашей жизни, хотя обещает он всегда больше, чем дает; но одновременно он скрывает от нас те горести, которые ожидают нас на том свете. Иисус Христос ничего подобного не обещает; но в утешение нам говорит, что Он нам поможет и облегчит наши страдания: «Придите ко Мне, и Я успокою вас; и найдете покой душам вашим» (Мф 11. 28-29) Вот, Б.М., какие два господина взыскуют нашего сердца; кому же вы хотите принадлежать? Все, что вам предлагает мир, относится только к сегодняшнему дню. Именья, удовольствия и почести кончатся одновременно с жизнью и мы пойдем на вечные мученья. Но если мы последуем призыву Иисуса Христа, несущего Свой крест, мы скоро увидим, что тяготы служения Ему не так уж велики: Он пойдет впереди нас, будет нам помогать, нас утешать; Он обещает нам после кратковременных страданий вечное блаженство (2 Кор 4, 17). Чтобы вы все это лучше поняли, Б.М., я вам покажу, что невозможно угодить и Богу, и миру. Можно только всецело принадлежать или Богу, или миру: среднего быть не может.
Без сомненья, Б.М., Иисус Христос знал, что многие оставят мир, чтобы служить Ему, обратятся к безумию Его Креста