Скачать:TXTPDF
Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней

и, следуя Его примеру, будут проводить свою жизнь в стенаниях и покаянии, чтобы стать достойными награды, которую Он для нас заслужил. Но Он знал также, что многие оставят Его, чтобы служить миру, сулящему то, что он – этот мир – никогда им не даст, и скрывающего от них вечные страдания. Поэтому Он дал нам лишь одно сердце, чтобы мы могли в свою очередь отдать его только одному господину. Он ясно сказал нам, что нельзя одновременно принадлежать Богу и миру, ибо когда мы хотим угодить одному, то становимся врагом другого. Господь Бог, Б.М., показывая, как трудно спастись в миру, проклял его, сказав: «Горе миру!» (Мф 18. 7). Исследуем это подробнее.45

Объяснив, что нельзя угодить и Богу, и миру, что можно только или всецело принадлежать Богу, или миру, Арсский пастырь, приведя в пример св. Януария, принявшего мучения за свое презрение к миру, доказывает, что невозможно делить любовь между миром и Богом.

Горе миру! Следуйте же, мирские люди, за своим господином – миром – по-прежнему. Вы видите, Б.М., что ошиблись, последовав за миром! Так что же, стали ли вы благоразумнее? Нет, Б.М., нет. Когда нас человек обманет, мы говорим: «Мы не станем ему больше доверять»; – и будем правы. Мир постоянно нас обманывает, а мы все же любим его. «Не любите мира, – говорит св. евангелист Иоанн, – ни того, что в мире» (1 Ин 2. 15). «Просвещение таких людей напрасно, – говорит пророк, – они заблуждались и продолжают заблуждаться; и глаза их раскроются, когда будет поздно обратится к Богу». Ах! Б.М., если бы мы подумали как следует над тем, что такое мир, то мы увидели бы, что мы всю жизнь с чем-нибудь расстаемся. В возрасте пятнадцати лет мы расстались с детскими играми, нам стало казаться глупым бегать за мухами, как это делают дети, строящие для них домики из карт или песка. В тридцать лет вы стали прощаться с шумными развлечениями бурной молодости; то, что вам нравилось прежде, стало вам надоедать. Больше того, Б.М., мы каждый день прощаемся с миром. Мы подобны путешественнику, наслаждающемуся видами страны, по которой он проезжает: только он успеет на них взглянуть, как уже должен с ними расстаться; то же бывает с благами и удовольствиями, к которым мы так привязаны. Наконец, мы достигаем вечности, поглощающей все в своей бездне. Ах! Б.М., тут мир навсегда исчезнет из наших глаз, и мы увидим безумие своей привязанности к нему… И все, что нам говорили о грехе!.. Итак, все это правда, скажем мы. Увы! Я жил только для мира, искал только мирского во всем, что ни делал, а теперь мирские блага и удовольствия пропали для меня! Все ускользает из моих рук: мир, который я так любил, его блага и удовольствия, занимавшие мой ум и сердце!.. Теперь я должен вернуться к моему Богу!.. Ах! Б.М., как утешительна эта мысль для того, кто всю жизнь искал только Бога! И как безнадежна для того, кто забыл о Боге и о спасении своей души!

Будем избегать мира, говорит Арсский пастырь, напоминая несчастья тех, о ком говорится в Библии, что они были друзьями нечестивых.

Вот, Б.М., что значит предаваться мирским удовольствиям: все это ясно указывает нам на то, что мы должны удаляться от мира, чтобы не погибнуть вместе с ним. С людьми мира сего мы приобретаем мирской дух и лишаемся духа Божия; а это влечет нас – незаметно для нас самих – в бездну греха; вот пример из истории. Святой Августин рассказывает,46 что он имел своим другом доброго юношу. Он следовал своему пути настолько хорошо, насколько это возможно юноше. Как-то раз после ужина его школьные товарищи, недовольные тем, что он не ведет себя, как все остальные, попытались завлечь его в амфитеатр. В этот день там заставляли людей убивать друг друга. Так как этот юноша чувствовал крайнее отвращение к подобным зрелищам, он сначала стал всеми силами сопротивляться; но его товарищи лестью и принуждением завлекли его почти помимо его воли. Он им сказал: «Вы можете увлечь мое тело и посадить его между вами в амфитеатре; но вы не властны над моим умом и моими глазами, которые ни в коем случае не примут участия в таком ужасном зрелище. Итак, я буду присутствовать, как бы отсутствуя, и таким образом удовлетворю вас, не участвуя в происходящем».

Но Алипий дал себя увлечь и страсть к удовольствиям поглотила его душу. «Если мы не будем удаляться от мира, – заключает Арсский пастырь, – мир нас отравит».

15. Семнадцатое воскресение по Пятидесятнице

[47]

Любовь к ближнему – царская мантия

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим

(Мф 22. 37)

Арсский пастырь начинает свою проповедь со слов о прекраснейшей из добродетелей – любви к ближнему.

Если спросить ребенка: Что такое любовь? – то он ответит: Это данная нам небом добродетель, благодаря которой мы всем сердцем любим Бога, а ближнего, как самого себя. – Однако вы меня спросите: Что значит любить Господа Бога больше всего и больше самого себя? Это значит – предпочитать Его всему творению, быть готовым лишиться своего имущества, доброго имени, родных и друзей, детей, мужа или жены и даже жизни, лишь бы не сотворить малейшего смертного греха.48 Святой Августин говорит, что совершенная любовь к Богу – это любовь безмерная, не основанная ни на надежде войти в Царство Небесное, ни на боязни адских мук; это любовь от всего сердца, основанная на том, что Бог бесконечно достоин любви. Если мы действительно любим Бога, то никакие страдания, преследования, презрение, ни жизнь и ни смерть не смогут нас лишить этой любви к Богу.

Мы сами чувствуем, Б.М., что без любви к Богу мы будем очень несчастны. Если человек был создан для того, чтобы любить Бога, то только в Боге он обретет счастье. Даже если бы мы были владыками мира, а Бога не любили, мы бы всю жизнь были несчастны. Если хотите лучше в этом убедиться, то спросите людей, живущих без любви к Богу. Взгляните на людей, переставших приступать к таинствам и забросившим молитву, посмотрите на них в беде и горе, и вы увидите, как они несчастны и как они пали. Они проклинают самих себя, кончают жизнь самоубийством или умирают с горя. Скряга, когда у него много добра, не чувствует себя счастливее, чем когда его мало. А становится ли счастливее пьяница, выпивший вина, от которого он ждал утехи? Напротив, он становится еще несчастнее. Гордец не знает покоя; он все боится, что его презирают. Злопамятный, думающий о мести, не спит ни днем, ни ночью. Взгляните также на гнусного сладострастника, надеющегося обрести счастье в плотских удовольствиях: если он не лишается своего доброго имени, то теряет свое имущество, здоровье и свою душу, не находя однако никакого удовлетворения. А почему же, Б.М., мы не находим счастья во всем том, что, казалось, должно было бы нас удовлетворить? Ах, потому, что мы, сотворенные для Бога, только в Нем можем найти удовлетворение, то есть обрести счастье, насколько это возможно на этом свете. Несчастные слепцы, мы привязываемся к жизни, к земле и ее благам, увы! к удовольствиям; скажем прямо – ко всему, что может составить наше несчастье!

Насколько мудрее нас, Б.М., были святые, презревшие все, чтобы служить только Богу! Насколько мало ценит все земное человек, истинно любящий Бога! Сколько сильных мира сего, даже князей, королей и императоров оставили все, чтобы в пустыне или монастыре свободно служить Господу Богу! Сколько других взошли на плаху, как победитель на престол, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Господу Богу! Ах, Б.М., как счастлив тот, кто отрешился от земных благ и привязан к одному Богу! Увы! Сколько среди вас людей, лет двадцати или тридцати, ни разу не попросивших у Господа Бога этой любви, дара небесного, как сказано в вашем катехизисе. Нужно ли удивляться после этого тому, что мы такие земные и так мало духовны! Такое поведение может привести нас к горестному концу: к вечной разлуке с Богом. Ах, Б.М., возможно ли, что мы отвратимся от нашего счастья, которое только в Боге. Но оставим эту тему, как бы интересна она ни была… Любовь к Богу составляет блаженство святых в Царствии Небесном. Ах! «Древняя и вечно новая красота», когда же мы будем любить только Тебя?

А если мы спросим ребенка: В чем же должна выражаться любовь к ближнему? – то он ответит: любовь к Богу в том, чтобы мы любили Его больше нашего имущества, здоровья, доброго имени и даже жизни; а любовь к ближнему должна проявляться в том, что мы любим его, как самого себя, то есть желаем ему такого же добра, как самому себе; только тогда мы будем иметь любовь к ближнему, без которой не может быть надежды на Царство Небесное и на дружбу Божию. Увы! Как часто отсутствие этой любви бывает причиной недостойного принятия таинств и приводит нас в ад! Но что значит слово «ближний»? Очень просто. Это свойство распространяется на всех, также и на тех, кто нам сделал зло, повредил нашему доброму имени, оклеветал нас и нанес нам какой-нибудь ущерб, и даже на тех, кто, может быть, пытался лишить нас жизни. Мы должны их любить, как самих себя, и желать им такого же добра, как желаем самим себе. Нам не только запрещено желать им зла, но мы еще должны оказывать им услуги всякий раз – когда им это надо и когда мы можем. Мы должны радоваться их успехам, сожалеть, когда с ними случается какое-нибудь несчастье, защищать их, если о них говорят плохое, рассказывать о том добром, что мы о них знаем, не избегать их общества, а даже предпочитать говорить с ними, а не с теми, кто нам оказал услугу: вот как мы должны любить наших ближних по заповеди Божией. Если мы поступаем иначе, мы можем утверждать, что мы не любим ни своего ближнего, ни Господа Бога: мы плохие христиане и будем осуждены.

Вспомните, Б.М., как поступил Иосиф со своими братьями, желавшими его убить, бросившими его в ров и продавшими его чужестранным купцам (Быт 37). Бог был его единственным утешением. Но так как Господь не оставляет любящих Его, то Иосиф был столь же вознесен, сколь прежде был унижен. Когда он стал почти властелином царства фараона, то впавшие в нищету братья его

Скачать:TXTPDF

Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать, Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать бесплатно, Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать онлайн