мы должны бороться одни, если у нас нет сильного помощника, то можно опасаться того, что мы никогда не придем к цели! А кого мы можем найти более сильного, чем Пресвятая Дева, чтобы победит наших врагов? Как бы мы не были несчастны, Б.М., у нас есть большая поддержка. Послушайте, что сказал св. Бернар:59 «Дети мои, вы подвергаетесь искушениям? Призовите на помощь Деву Марию – и искуситель исчезнет. Она – несравненная Дева, родившая Того, Кто победил диавола. Вы скорбите? Взгляните на Деву Марию, Утешительницу скорбящих, Матерь страдающих, ибо жизнь Ее была бездной горечи. Вас преследует демон нечистых желаний? Бросьтесь к ногам Девы Марии: Она принимает близко к сердцу сохранение нами этой прекрасной добродетели, столь угодной Ее Сыну». Более того, Б.М.: с помощью Девы Марии нам стоит только пожелать победить и мы можем быть уверены в победе. О, Б.М.! Как мы счастливы, что у нас есть столько возможностей ко спасению, которыми только надо уметь пользоваться! Увы! Сколько душ горело бы сейчас в аду, не будь помощи Девы Марии!
Во-вторых, мы видели, Б.М., что тысячи опасностей окружают нас в жизни, но у нас есть большая возможность победить. Когда мы уходим из этого мира, мы должны дать отчет перед Богом за все наши дела. Это страшная минута, ибо тут решается наша судьба: будем ли мы на небе или в аду; решается бесповоротно, без всякой надежды на то, что приговор будет изменен. Диавол, лучше нас знающий эту опасность, прилагает все усилия, чтобы нас обмануть; ибо если он возьмет верх над нами, то он тотчас повлечет нас в ад. Мысль об этой страшной минуте заставила многих сильных мира сего все оставить и проводить остаток своей жизни в слезах и покаянии, и обрести надежду для этой столь страшной для грешника минуты. Вспомните св. Иллариона (Привести его житие60), св. Арсения (Привести…60). Ах, Б.М., что будет с нами, полными грехов, не сделавшими ничего доброго?..
Однако нас может утешить, что когда мы будем стоять на Суде Христовом, множество душ будет молиться за нас; более того, Сама Пресвятая Дева представит наши души Своему Сыну, нашему Судье. О, Б.М., какая надежда для нас в это страшное мгновение! (Привести ответ св. Иеронима на Суде Христовом).
В-третьих, когда пройдет эта страшная минута и хотя бы мы оказались достойными Неба, сколько лет нам придется страдать в чистилище, где проявляется правосудие Божие со всей строгостью? (Привести пример св. Гильдегарды). Но скажите мне, может ли быть большее утешение для христианина, находящегося в пламени, как то, что за него приносятся молитвы такой силы, что время его страданий быстро истекает?..
Во второй части проповеди проповедник указывает на то, каким полезным средством к нашему освящению и спасению являются братства, основанные Церковью, и в особенности Братство святого Розария, очень распространенное во время жизни Арсского пастыря.
«Радуйся, Мария…» – молитва, которую хочется повторять неустанно.61 Если говорить о земных вещах – торговле, политике, то скоро становится скучно; а если говорить о Пресвятой Деве, то это всегда будет ново.
Почитание Пресвятой Девы смягчает душу, радует ее и питает.
Все святые очень почитали Пресвятую Деву; никакая благодать не сходит с Неба, не пройдя через Ее руки.
Когда желают поднести что-нибудь важному человеку, то подарок передают через того человека, которого он особенно любит, чтобы ему было приятнее. Так и наши молитвы, если их приносит Пресвятая Дева, имеют совсем иную силу, потому что Пресвятая Дева единственное Творение, ни разу не оскорбившее Бога. Одна Пресвятая Дева исполнила первую заповедь: Единому Богу поклонишься и будешь любить Его. Она исполнила ее всецело… Все, что Сын попросит у Отца, будет Ему дано. Все, что Матерь попросит у Сына, тоже будет Ей дано.
Когда наши руки прикоснулись к ароматным веществам, то они потом придают благоухание всему, к чему прикасаются; передадим наши молитвы в руки Пресвятой Девы: благодаря Ей, они заблагоухают.
Я думаю, что когда настанет конец света, то Пресвятая Дева сможет пребывать в покое; пока же мир существует, Ее призывают со всех сторон. Пресвятая Дева похожа на многодетную мать. Ей постоянно приходится заниматься то одним, то другим ребенком.
Так вот, Б.М.,62 вот что значит святой Розарий, вот что значит это почитание, которое так часто порицают и к которому так равнодушны. Ах, прекрасная вера, тобой пренебрегают, потому что не знают тебя! Однако не будем на этом останавливаться: следует также, насколько это возможно для нас, подражать добродетелям Пресвятой Девы, чтобы заслужить Ее святое заступничество, и подражать главным образом Ее смирению, чистоте и великой любви. Ах, родители, если бы вы имели счастье чаще советовать вашим детям почитание Пресвятой Богородицы, сколько бы милостей Она снискала для них! Сколько добродетелей проявляли бы они! Вы увидели бы, как в них зарождается все то, что может сделать их угодными Господу Богу; нет, Б.М., мы никогда не поймем, как сильно желает Пресвятая Дева помочь нам спастись, как велики Ее заботы о нас. Малейшее доверие к Ней не остается без награды. Счастлив тот, кто живет и умирает под Ее защитой; можно действительно сказать, что его спасение обеспечено и что некогда он войдет в Царство Небесное! Этого счастья я и вам желаю.63
21. Поминовение усопших (2-ое ноября)
Души в чистилище поступают, как Авессалом…64
Приходит ночь, когда никто не может делать
(Ин 9. 4)
Таково то жестокое и ужасное состояние, Б.М., в каком сейчас находятся наши родители, родственники и друзья, ушедшие из этого мира, не удовлетворив полностью правосудию Божию. Он осудил их на многие годы на мрачные темницы чистилища, где правосудие Его тяжко гнетет их, пока они не уплатят полностью свой долг. «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр 10. 31). Но почему поднялся я сегодня на амвон, Б.М., что мне вам сказать? Ах! Я пришел от имени Бога; я пришел от имени ваших несчастных родителей, чтобы пробудить в вас благодарную любовь, должную им; напомнить вам их доброту и любовь, которую они питали к вам, пока были на земле; я пришел вам сказать, что они горят в огне, что они плачут и громкими криками просят помощи ваших молитв и добрых дел. Мне кажется, что я слышу, как они взывают из глубины пожирающего их пламени: «Ах! Скажите нашим родителям, скажите нашим детям, скажите всем нашим родным, как жестоко мы страдаем. Мы коленопреклонененно просим их молитвенной помощи. Ах! Скажите, что с тех пор, как мы с ними расстались, мы горим здесь в огне! О, кто может остаться безразличным к нашим страданиям?»
Арсский пастырь намеревается изложить 1) силу мук чистилища; 2) способы, при помощи которых мы можем облегчить судьбу душ усопших: молитва, добрые дела и, в особенности, литургическая жертва.
Вот откуда видно, как наши молитвы и добрые дела, а в особенности святая Литургия, могут избавить несчастные души от их мук. А вот и другой пример из истории Церкви, еще более поразительный. Один праведный священник, узнав о смерти друга, которого он сердечно любил во Христе, решил, что самым действенным способом для его избавления от мытарств будет святая литургическая жертва. Начал он службу с большим рвением и скорбью. Освятив Пресвятое Тело Иисуса Христа, он взял Его в руки и, возведя взор к небу, сказал: «Превечный Отче, приношу Тебе Тело и Душу Твоего возлюбленного Сына. Превечный Отче! Прости душу моего друга, страдающую в огне чистилища! Боже мой, упокой моего друга, а я приношу Тебе в жертву Твоего Сына; то, что я Тебе приношу, гораздо драгоценнее того, о чем я прошу». Эта молитва была произнесена с такой горячей верой, что он тут же увидел, как душа его друга, освободившись из чистилища, поднялась на Небо. Рассказывают еще, что один священник, служивший заупокойную Литургию за душу, находящуюся в чистилище, увидел, как эта душа в виде голубя вылетела оттуда и поднялась на Небо. Святая Перпетуя горячо советует молиться за души, находящиеся в чистилище. В видении Бог показал ей ее брата, горящего в огне, хотя он умер в семилетнем возрасте, страдав всю жизнь от рака. Она много молилась и налагала на себя епитимьи для его избавления и видела, как он вознесся на Небо, сияя как ангел. О, Б.М., как счастливы те, у кого есть такие друзья!
По мере того, как эти несчастные души приближаются к Небу, они как будто еще сильнее страдают. Они подобны Авессалому: быв некоторое время в изгнании, он вернулся на родину, но не получил разрешения видеть нежно любимого им отца. Когда ему сказали, что он будет жить вблизи своего отца, но не увидит его, он воскликнул «Как! Я буду видеть окна и сады отца моего, а его самого не увижу? Скажите ему, что прощения его недостаточно; пусть он даст мне радость увидеть его». (Ср. 2 Цар 14). Так и эти несчастные души, видя конец своему изгнанию, чувствуют такой прилив любви к Богу и желание приобщиться к Нему, что это становится как бы непреодолимым. «Господи! – восклицают они, – взгляни на нас милосердным взором, ибо мы уже пришли к концу наших мучений. О! Как счастливы вы, – вопиют они из глубины пожирающего их пламени, – вы еще можете избежать этих мук!» Мне кажется, что я еще слышу души тех, у кого нет ни родных, ни друзей: «Ах! Если у вас осталось хоть немного любви к ближнему, смилуйтесь над нами, уже столько лет покинутыми в пламени, зажженном правосудием Божиим! О! Если бы вы могли почувствовать силу наших мук, вы не оставили бы нас! Боже мой! Неужели никто не умилосердится над нами?»
Несомненно, Б.М., что эти несчастные души ничего не могут сделать для себя, но много могут сделать для нас. Вряд ли есть такой человек, который, помолившись душам, находящимся в чистилище, не получил бы просимого. Это вполне понятно: если святые, находящиеся в Царстве Небесном, заботятся о нашем спасении, не нуждаясь в нас, то тем более души, находящиеся в чистилище, получающие духовные дары в соответствии с нашей святостью. «Не откажи, Господи, в милости этим христианам, – говорят они, – усердно старающимся извлечь нас из пламени!» Может ли мать отказаться просить у Бога милости для детей, которых она любила, молящихся за ее освобождение? Пастырь, заботившийся в течение своей жизни о спасении своих прихожан, будет и в чистилище просить для них милости, в которой они нуждаются для своего спасения. Да, Б.М., всякий раз, когда мы будем просить о