какой-нибудь милости, будем с доверием обращаться к этим святым душам, и мы будем уверены, что получим эту милость. Какое счастье, что в почитании душ, находящихся в чистилище, у нас есть столь прекрасный способ обеспечить себе Царство Небесное! Если мы захотим попросить у Господа Бога слез, чтобы оплакивать свои грехи, то должны обратиться к этим душам, столько лет уже оплакивающим свои грехи в пламени чистилища. Если мы захотим попросить у Господа Бога дар постоянства, то мы должны обратиться к ним, знающим всю цену этого дара; ибо только претерпевшие до конца увидят Господа Бога. В болезнях, горестях обратим наши молитвы к чистилищу и мы будем услышаны.
Что же можно заключить из всего этого, Б.М.? А вот что. Несомненно, очень мало избранных не побывали в огне чистилища, а муки, которые там претерпевают, превышают наше представление. Несомненно также, что мы имеем возможность облегчать участь душ, находящихся в чистилище, а именно: нашими молитвами, епитимьей, милостыней, а главное – св. Литургией; и, наконец, мы можем быть уверены в том, что эти любвеобильные души могут приобрести нам во сто крат больше, чем можем им дать мы. Если мы попадем в чистилище, то эти души будут просить у Господа Бога для нас той же милости, какой мы просили у Него для них; ибо они претерпели муки чистилища и знают, как жестоко быть вдали от Бога. Посвятим же несколько мгновений в течение этой седмицы такому полезному делу. Сколько душ войдет в Царство Небесное, благодаря святой Литургии и нашим молитвам!.. Пусть каждый из вас подумает о своих родителях и о всех несчастных душах, забытых в течение многих лет. Да, Б.М., посвятим все свои дела на то, чтобы облегчить их участь. Таким образом мы будем угодны Богу, желающему их освободить, и доставим им счастье присутствия Божия. И вам я желаю того же.65
22. Рождество Господа Нашего Иисуса Христа
У Него никогда не было ничего Своего
Я возвещаю Вам великую радость, ибо ныне родился вам Спаситель
(Лк 2. 10-11)
В тетрадях Арсского пастыря есть две проповеди на Рождество. Первые части обеих проповедей примерно одинаковы. В них говорится о состоянии людей до Рождества Иисуса Христа и о вреде, который принес нам грех.
Здесь мы приводим вторую часть второй проповеди на Рождество, наиболее интересную из обеих: Иисус Христос пришел нас спасти, но также и послужить нам примером. Мы должны ему подражать.
Во-первых, добрый христианин должен подражать Его любви, добродетели, благодаря которой мы любим Бога от всего сердца, а ближнего своего, как самого себя. Иисус Христос любил Своего Отца с момента Своего зачатия до Своей смерти, говоря: «Я всегда делаю то, что ему угодно» (Ин 8. 29). Он не ограничился словами, но и отдал Свою жизнь за то, чтобы искупить оскорбление, нанесенное Его Отцу грехами людей. Он любил своих ближних не только, как Самого Себя, но больше, чем Самого Себя, ибо отдал Свою кровь и Свою жизнь за то, чтобы спасти нас от ада. По примеру Иисуса Христа, мы должны любить Господа Бога всем своим сердцем, предпочитать Его всему и любить всё другое только в Нем. Мы должны любить ближнего своего, как самих себя, то есть желать ему то же, что нам было бы желательно от других и делать все, что от нас зависит, для спасения его несчастной души.
Во-вторых, мы должны подражать Его бедности и отрешенности по отношению к земным вещам. Смотрите, Б.М., – Он родился бедным, жил бедным и умер бедным, ибо позволил перед смертью, чтобы с Него сорвали Его одежды. В течение всей жизни у Него не было ничего Своего. Ах, какой прекрасный пример презрения к земным благам!
В-третьих мы должны подражать Его кротости. Он сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11. 29). Св. Бернар говорит, что кротость Его в имени Его – Иисус.66 Когда апостолы хотели сжечь небесным огнем самарянскую деревню, не захотевшую принять Спасителя, и сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» – то Господь им ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9. 52-56). Будем подражать Его кротости перед Богом, кротко принимая от Него всё: скорби, горести и другие страдания. Будем добры к ближнему своему, не предаваясь гневу на него, а обращаясь с ним ласково и с любовью. Будем также кроткими по отношению к самим себе; будем стараться не действовать под влиянием прихоти или гнева; если мы согрешили, то не будем гневаться на самих себя, а смирять себя перед Богом, и, не муча себя, продолжать исполнять свои духовные обязанности. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5. 5), – говорит Иисус Христос; это значит, что они будут обладать сердцами людей!
В-четвертых, мы должны подражать его смирению. Он Сам сказал «Я смирен сердцем». Смирение Его так велико, что хотя Он и был Царем всего мира, Он хотел быть презрен и умален перед людьми (Ис 53. 3). Смотрите, какое смирение Он проявил, родившись в хлеве, оставленный всеми. Он пожелал подвергнуться обрезанию, то есть почитаться грешником, будучи воплощением святости и неспособным на грех; Он терпел, чтобы Его называли Веельзевулом, обманщиком и обольстителем (Мф 10. 25; 27. 63); Он всегда скрывал то, что могло бы возвысить Его в глазах людей. Он пожелал умыть ноги апостолам и даже предателю Иуде, хотя Он и знал, что тот Его предаст; наконец, Он пожелал быть проданным, как последний раб; Его вели на веревке по улицам Иерусалима, как последнего преступника. Старайтесь, Б.М., подражать Его великому смирению, скрывая то добро, которое вы делаете, терпеливо перенося оскорбления и презрение, и все гонения, по примеру Иисуса Христа.
Мы должны также подражать Его терпению. Какое терпение Он проявил, оставаясь заключенным в течение девяти месяцев во чреве Своей Матери, Он, Которого не могут вместить небо и земля. Какое терпение Он проявил, беседуя с людьми, в большинстве закоренелыми грешниками! (Мф 17. 17). Какое терпение Он проявил во время Своих Страстей! Его схватили, связали, бросали в Него камнями, бичевали, прибили к кресту, убили, а Он не произнес ни слова жалобы. Будем подражать Его терпению, Б.М., когда нас презирают или напрасно преследуют.
Будем еще подражать Его молитве. Он молился, проливая кровавые слезы.
Ах, Б.М., какое счастье для нас – Рождество божественного Спасителя! Нам остается только следовать по Его стопам; нам остается только поступать так, как Он поступал. Какая слава для христианина – пример Иисуса Христа, которому достаточно следовать, чтобы проявлять все добродетели, быть угодными Ему и спасти свою душу! Родители, воспитывайте своих детей согласно этому прекрасному образцу, ставьте им в пример добродетели Иисуса Христа.67
Какую радостную весть сообщил нам ангел с неба через пастухов, ибо в ней заключается всё, необходимое для нас: Небо, спасение души и наш Бог! Этого я…68
23. Богоявление
Драгоценная сокровищница веры
Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему
(Мф 2. 2)
Какой счастливый для нас день, Б.М., на веки памятный день, когда милосердие Спасителя извлекло нас из тьмы идолопоклонства, призвав к познанию веры, в лице волхвов…
Арсский пастырь рассказывает, как волхвы претворяли веру в жизнь, и как жива, щедра и постоянна была их вера. Что стоит по сравнению с этим наша столь слабая вера? И однако нам было дано призвание стать верующими!
О какая милость, неоценимая благодать, столь драгоценная и столь мало известная в наш несчастный век, когда большинство христиан только по имени христиане! Чем же, Б.М., угодили мы Богу, что Он предпочел нас многим другим, погибавшим и погибающим до сих пор в неведении и грехе?
Нужно, говорит он, быть благодарным Богу за веру и поддерживать эту веру:
Что еще мог сделать для вас Бог? Когда пророк Нафан был послан к Давиду, чтобы обличить его в его грехе, он ему сказал: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше» (2 Цар 12. 7-8). Но что может Он еще нам прибавить, Б.М., если Он нам уже уделил от всех Своих сокровищ? Б.М., какова же наша благодарность, или, вернее, как мы всем этим пренебрегаем и как мы всем этим злоупотребляем? Как относимся мы к Слову Божию, которое так часто нам проповедуется? О, сколько несчастных, не знающих Иисуса Христа! Они никогда не слышали Слова Божия, но могли бы стать великими святыми, если бы только им достались крохи этого священного хлеба, который вы получаете с такой щедростью и которые у вас пропадают. Как относимся мы к исповеди, где Бог открывает нам Свое великое милосердие, где достаточно признаться в своих душевных язвах, чтобы быть исцеленным? Увы! Большинство пренебрегает этим средством, а другие приступают к нему как можно реже. Как мы относимся к святому Причастию и святой Литургии? Если бы во всем христианском мире была лишь одна церковь, где совершалось бы это великое таинство, где можно было бы принимать Тело и пресвятую Кровь Иисуса Христа, то мы, Б.М., наверное были бы полны праведной зависти к тем, кто живет у врат этой церкви, кто может ее посещать и приступать к таинствам, сколько хочет. Б.М., мы этот избранный народ; мы находимся у преддверия этого священного, столь чистого места, где Бог ежедневно приносится в жертву. Как пользуемся мы таким счастьем?
Когда Бог придет судить мир, то иудей, идолопоклонник или магометанин сможет сказать: О, если бы я имел счастье жить в лоне Церкви, если бы я был христианином, если бы я получил ту благодать, которую имел этот избранный народ, то я жил бы совсем иначе. Да, Б.М., нам дано преимущество этой милости и благодати. Но опять-таки, как мы пользуемся ими? Где наша благодарность? Нет, Б.М., наша неблагодарность не останется безнаказанной; Бог в Своем гневе лишит нас этих благ, к которым мы так равнодушны, или, вернее, которыми мы пренебрегаем или даже употребляем во зло. Я не говорю, Б.М., что на нас обрушится засуха, наводнения, град, бури, болезни и все бичи Его правосудия: все это ничто, хотя и представляет собой часть наказания за нашу неблагодарность. Но настанет время, когда Бог, увидев с каким пренебрежением мы относимся к драгоценному дару, унаследованному нами от наших отцов по вере, лишит нас его и передаст