другим. Увы! Б.М., мы почти уже потеряли веру, переживая недавно злосчастные времена.69 Не предупреждение ли это, которым Бог, казалось, нам указывал, что если мы не будем лучше применять к жизни нашу веру, то Бог отнимет ее у нас. Не вызывает ли одна эта мысль у вас трепет, Б.М., и не заставит ли она вас усерднее молиться и творить добрые дела, чтобы Бог нас не лишил этого счастья? Не должны ли мы быть готовыми, подобно волхвам, пожертвовать всем, чтобы сохранить это сокровище?
24. Храмовый праздник
[70]
Очистите ваш дух от земного
И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме
(Мф 21. 12)
Чем объяснить, Б.М., это рвение и негодование, выразившееся на лице Иисуса Христа? В другом месте мы видим, что Он стал судьей жены прелюбодейки, но не осудил ее (Ин 8); мы видим, что Он простил все соблазны и ужаснейшие грехи жены-грешницы (Лк 7); Он был милостив ко всем кающимся грешникам как видно из притчи о блудном сыне (Лк 15). Как только Он увидел Иерусалим – этот неблагодарный город, Он горько заплакал: «О, если бы и ты ныне узнал, что служит миру твоему; но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лк 19. 42). Видите, Б.М., Он всегда проявлял доброту и любовь. Что же лишило Его милосердия и вооружило Его благие руки бичом правосудия? Ах, это случилось потому, что осквернили дом Отца Его, сделав из него вертеп разбойников и торговый дом! Это осквернение, как меч, пронзает Его нежное сердце. Он больше не может сдержать любовь к Отцу и ревность о Его славе; как только Он вошел в Иерусалим, Он сразу же направился в храм, чтобы обратить к иудеям упреки за страшное осквернение места, посвященного молитве. Он даже не дает им времени бежать. Он сам схватывает столы с товарами и опрокидывает все на землю. Ах! Б.М., как ужасно наше неуважительное поведение в церквах; между тем храм Соломонов был лишь их прообразом! С каким трепетом, вниманием и молитвенным настроением должны были бы мы входить в свои церкви! Чтобы вам это объяснить, я укажу вам на то, какие мысли должны занимать нас, во-первых, когда мы идем в церковь, во-вторых, во время нашего пребывания в ней, и, в-третьих, при выходе из нее.
Как понять нашу слепоту, если подумать, с одной стороны, о благодати, которую Господь Бог уготовал нам в Своем святом храме, о том, как мы нуждаемся в ней, и о горячем желании Бога преподать нам ее, – и с другой стороны, о нашей неблагодарности и равнодушии к Его дарам? Когда наш долг призывает нас в столь священное место, не подобны ли мы преступникам, которых ведут на суд, чтобы осудить на страшную казнь, а не христианам, движимым одной любовью к Богу? О, как слепы мы, Б.М., в нашем равнодушии к небесным благам и в стремлении к благам земным!
Действительно, когда дело касается мирских дел и даже удовольствий, то мы всецело заняты ими, думаем о них заранее, обдумываем их; но увы!, когда дело касается службы Божией и спасения нашей бедной души, то для нас это рутина, к которой мы непостижимо безразличны. Если мы хотим поговорить с сильным мира сего или попросить у него какой-нибудь милости, то мы этим занимаемся уже заранее; мы советуемся с более сведущими людьми, чтобы узнать, как к нему явиться; мы предстаем пред ним со скромным и почтительным видом, как полагается по отношению к такому лицу. А когда мы приходим в дом Божий, то бывает совсем не то! Никто не думает о том, что он будет делать, или о чем он будет просить Бога. Скажите, Б.М., кто из вас, идя в церковь, спрашивает себя: куда я иду? В дом простого человека, в королевский дворец? О нет! Я иду в дом Бога моего, в жилище Того, Кто любит меня больше Самого Себя, ибо Он умер за меня; Чьи милосердные взоры видят мои действия, Чьи уши отверсты для моих молитв, Кто всегда готов услышать и простить меня. Почему же, проникнувшись столь прекрасными мыслями, мы не говорим словами святого царя Давида: «Возрадуйся, душа моя, ибо ты войдешь в храм Господень» (ср. Пс 121. 1), чтобы поклониться Ему, изложить перед Ним свои нужды, слушать Его святые слова, просить Его милости. О, как много я должен Ему сказать, сколько милостей у Него просить, как Его благодарить! Я поведаю Ему все свои печали и Он утешит меня; я исповедуюсь Ему в своих грехах и Он простит меня; я расскажу Ему о своей семье и Он благословит ее Своей милостью. Да, Боже мой, я поклонюсь Тебе в Твоем святом храме и вернусь оттуда исполненный Твоих благословлений.
Скажите мне, Б.М., заняты ли вы такими мыслями, когда ваш долг призывает вас в церковь? Таковы ли ваши мысли, после того, что вы все ваше суетное утро говорили о продаже и купле или по меньшей мере о совершенно бесполезном? Вы наспех приходите к божественной Литургии, да и то часто ко второй ее половине. Увы! Решусь ли я сказать, сколько таких, кто перед тем как посетить своего Создателя, сначала посещает бога пьянства и, приходя в церковь с головой, одурманенной вином, до самых церковных дверей говорят о мирских делах! О Боже мой! Разве это христиане, которые должны жить как ангелы на земле?.. А лучше ли ваши чувства, сестра моя, когда заняв свой ум и часть своего времени мыслями о том, как нарядиться, чтобы понравиться свету, вы приходите затем в место, где должны были бы только оплакивать свои грехи? Увы! Священник уже часто приступает к престолу, когда вы прихорашиваетесь перед зеркалом.71 О Боже мой! Разве это христиане, взявшие Тебя своим примером, проведшего всю жизнь в отрешении и слезах!.. Послушайте, девушки, что вам говорит св. Амвросий, епископ Медиоланский. Стоя в дверях церкви, он увидел разряженную молодую особу и обратился к ней со следующими словами: «Куда ты идешь женщина?» Она ответила ему, что идет в церковь. «Ты идешь в церковь, – сказал ей святой епископ, – а скорее похоже, что ты собралась на танцы, в театр или на какое-нибудь зрелище; ступай, грешница, иди оплакивать свои грехи в тайне и не оскорбляй своими суетными нарядами уничиженного Бога в Его храме». Боже мой! Сколько в нашем веке!..72 Сколько молодых особ, приходящих в церковь, заняты только собой и своими нарядами! Они входят в храм Господень, говоря в сердце своем: «Полюбуйтесь мною». Не нужно ли плакать при виде такого печального расположения духа?
А вы, отцы и матери, каково ваше расположение духа, когда вы идете в церковь, на божественную Литургию? Увы! С болью нужно сказать, что как раз родители чаще всего входят в церковь тогда, когда священник уже стоит у престола или даже проповедует! – Ах! – скажете вы мне, – мы приходим, когда можем, у нас есть другие дела. – Конечно, у вас есть другие дела; но я знаю, что если бы вы не отложили на воскресенье те дела по хозяйству, которые вы могли сделать в субботу, и если бы вы встали пораньше утром, вы бы успели все сделать до божественной Литургии и пришли бы в церковь до того, как священник стал у престола. То же относится и к вашим детям и прислуге; если бы вы не распоряжались ими до последнего удара колокола, то они успевали бы приходить к началу. Не знаю, примет ли Господь Бог все ваши отговорки, но я не думаю.
Проповедник далее смело описывает неблагоговейность верующих, приводя примеры из жизни Арса, а затем дает указания, как исправить эти недостатки.
Как только вы выйдете из дому, думайте о том, что вы собираетесь делать, и о том, о чем вы будите просить Господа Бога. Прежде всего очистите ваш дух от земного, думайте только о Боге. Избегайте бесполезных разговоров, которые только мешают внимательному присутствию на божественной Литургии. Входя в церковь, вспомните, что сказал святой патриарх Иаков: «Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это – врата небесные» (Быт 28. 17). Когда вы заняли свое место, смиряйте себя при виде своего недостоинства и величия Божия, и помните, что Он все же допускает вас к Себе, несмотря на ваши грехи. Веруйте от всего сердца. Просите у Бога милости сохранить те дары, которые Он подает приходящим к Нему достойно; откройте свое сердце, чтобы слово Божие могло войти в него, укорениться там и приносить плоды для жизни вечной. Прежде чем выйти из церкви, не забывайте поблагодарить Бога за оказанные вам милости и возвращайтесь к себе, обдумывая то, что вы видели и слышали. Да, Б.М., при таком нашем поведении мы никогда не выходили бы из церкви, не унося с собой нового стремления к Небу и отвращения к себе и всему земному. Наше сердце и ум целиком принадлежали бы Богу, а не миру; и тогда дом Божий поистине стал бы для нас вратами Неба; чего я вам и желаю.
25. Об испытании совести
Наше сердце – обиталище гордости
Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован
(Притч 28. 13)
Вы недавно слышали, Б.М., что если вы хотите получить прощение, совершенно необходимо исповедоваться во всех смертных грехах, указывая, какого рода ваши грехи, их количество и, наконец, обстоятельства, при которых вы совершили их. Сам Святой Дух говорит нам, что тот, кто скроет грехи из стыда или по невниманию, погубит себя, то есть будет осужден. Утаивание грехов из стыда или страха – преступление, вызывающее трепет. Мы скрываем свои грехи по небрежности, если не прилагаем всех усилий и не отдаем достаточно времени, чтобы исследовать себя, чтобы увидеть свои грехи такими, каковы они в глазах Божиих и какими они предстанут перед нами в день Суда. Исповедь будет неполной, если мы будем исповедоваться в грехах, совершенных со времени последней исповеди лишь в общих чертах, чтобы не было так стыдно.
Одно из вреднейших последствий греха это столь ужасное ослепление грешника: он совсем не знает самого себя и, более того, даже не пытается себя познать, или же попытки эти настолько слабы, что он не сознает состояния своей души. Это, во-первых, состояние христианина, профанирующего таинства. Он привыкает к поверхностному испытанию совести, вспоминает обычные грехи, вроде богохульства, божбы и гнева,