в природе и в сердцах. В своих проповедях о грехе, о мире, о любви он вскрывал и духовную нищету человека, и его высокое назначение уже здесь, на земле.
По примеру Господа Иисуса Христа он наставлял словами понятными, ясными, живыми и образными: «Заповеди Божии – это указательные надписи на пути жизни… благодать Божия – это костыли для нашей слабости… молитва – благовонное миро… целомудрие – роза близ шипов… злословие – клейкая гусеница… смерть – только баня для тела… как счастливы любящие Бога и те, кто живут ними… будем любить Господа всем сердцем и таким образом мы будем в раю уже в этом мире».
Язык его иногда небрежен, но в его захватывающих мыслях проходит святое вдохновение. Это язык наименее одаренного и наиболее исполненного благодати французского священника.
В течение сорока лет Арсский пастырь сеял доброе семя, врачевал, исцелял, вырывал души из рук диавола и брал силой для них рай.
Епископы и священники, дворяне и крестьяне приходили слушать святого, который снимал епитрахиль только тогда, когда шел спать. Завидев его, ремесленник шептал: «Если он не святой, то других и быть не может»; а епископ говорил: «Когда он проповедует о потустороннем мире, можно сказать, что он уже там».
В нашем сборнике не даны тексты всех проповедей, но все они упоминаются и иногда приводятся в кратком изложении с цитатами избранных мест. Полное воспроизведение проповедей заняло бы несколько томов, ибо некоторые из них заполняют страниц тридцать. Мы предпочли ограничиться избранными местами, чтобы иметь возможность ознакомить читателей и с уроками Закона Божия Арсского пастыря, еще более знаменитыми, чем его проповеди.
3. Уроки Закона Божия (катехизис)
В течение первых лет своей пастырской деятельности в Арсе о. Вианней, как всякий деревенский священник, объяснял христианскую веру детям. Урок начинался каждый день около 11 часов, а по воскресеньям перед вечерней. К этой небольшой группе постепенно присоединились благочестивые люди Арса, а потом и паломники. Начиная с 1845 г. «Арсский катехизис» приобрел такую известность, что пришлось изменить расписание дилижансов, чтобы подвозить паломников к часу урока.
Дети Арса стали первыми просвещаться благодаря апостольскому рвению святого пастыря. Большинство из них было неграмотными, так как школа открывалась лишь на 2-3 зимних месяца, и большинство детей ее не посещало. А через несколько лет, по свидетельству епископа Беллейского, дети Арса были самыми образованными в округе. Святой пастырь сумел их привлечь, так что они приходили к нему зимой каждый день, с первых чисел ноября до Троицы, а потом и в течение целого года. Он рассказывал им библейские эпизоды, жития святых, объяснял им религиозные картины, занимался с ними с несравненным терпением и добротой.
В скромном доме, купленном на средства, доставшиеся ему от маленького наследства и продажи своей мебели, о. Вианней устроил первую школу. Там он впоследствии основал маленький приют для сирот; всему этому он дал название «Провидение».
С этими детьми началось чудо уроков катехизиса, да и другие чудеса. «Только на страшном суде узнают, сколько добра было сделано в этом доме», – воскликнул как-то Арсский пастырь. В этом доме святой пастырь поучал своих слушателей, как жить по Евангелию. Он знал, что каждый грех оставляет след в душе и что только молитвой и жертвой можно его уничтожить. Он, святой бедняк, говорил все это беднякам Арса, начиная с самых младших, самых бедных и самых грешных. Благочестивые слушатели записывали его поучения.
Уроки катехизиса были первым этапом обращения Арса. Здесь же, перед изумленными взорами и восприимчивыми душами, усовершенствовался и сам проповедник… Настал день, когда смиренный пастырь воскликнул «Арс перестал быть Арсом». Слушателей собиралось уже столько, что ему пришлось продолжать уроки катехизиса уже не в «Провидении», а в приходской церкви. Впоследствии все более и более многочисленные толпы мирян и духовных лиц теснились у исповедальни. Им не всегда удавалось дождаться своей очереди, но они не хотели уезжать из Арса, не прослушав хотя бы урока катехизиса.
Эти уроки продолжались до самой смерти Арсского пастыря. «Если бы Бог предложил мне выбор между царством небесным и возможностью продолжать преподавание катехизиса детям, я бы остался здесь». Так говорил он за год до своей смерти.
Он учил о Боге, всегда о Боге, даже говоря о грехе, его видах и последствиях. А уча о Боге, он обращался к человеку, ибо как священство, так и все таинства, установлены для человека, для всех людей. Всю жизнь переносил он в ее подлинное царство вне времени. Это было «ныне и присно» Божественной литургии.
Он посвящал себя всем людям, чтобы их любить, за них страдать и их спасать. Он желал, чтобы они стали братьями и были такими отрешенными и чистыми, чтобы для них не оказалось места в «губительных пристанищах – бесовских заведениях». Язык его был одновременно и обыденным и необычайным – языком человека, сподобившегося видения Бога: «я уже несколько дней не видел Господа Бога», – признался он как-то. Он глубоко чувствовал, как мало знают Бога и как несчастен грешник. «Грех – океан гордости», – стонал он, а затем добавлял: «Наши грехи песчинка по сравнению горой Божественного милосердия…!»
Один из его слушателей всю жизнь вспоминал воскресенье, когда святой с неописуемым трепетом воскликнул: «Как горько думать, что есть люди умирающие, не полюбив Бога! Ах, несчастные грешники, если бы я мог за них исповедоваться». Неудивительно поэтому, что за каждым уроком катехизиса следовали – или ему предшествовали – исповеди, часто приводившие к обращениям – до 700 в год.
«Несчастны только плохие христиане, переставшие молиться и приступать к таинствам, и коснеющие в грехе». Эти слова Арсского пастыря могут служить эпиграфом к настоящему сборнику уроков катехизиса, где даны избранные места из 20 уроков. Эти же слова послужили руководящей нитью при выборе уроков:
I. Подлинные и плохие христиане.
II. Грех и средства бороться с ним.
III. Крест Господень и наш крест.
В дополнение дано описание шести посещений Пресвятой Богородицей Арсского пастыря и, как иллюстрация к ним, «шесть записей о Пресвятой Богородице», записанных его собственной рукой.
Преподобный отче Иоанне, моли Бога о нас!
Научи нас пламенно любить Бога и ближнего!
ПРОПОВЕДИ
1. Среда первой седмицы Великого поста
[1]
Покаяние необходимо, как дыхание2
Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши
(Деян 3. 19)
Арсский пастырь напоминает, что этими словами апостол Петр привел к покаянию много иудеев. Он из этих слов выводит поучение: все мы должны покаяться на этом свете или в будущей жизни. Развивая свою мысль, встречающуюся у него и в другом месте, проповедник показывает, как покаяние и раскаяние утешают и ободряют человека в смертный час. Указав на то, что покаяние существовало от сотворения мира: «Вспомните Адама…» – «Вспомните Моисея…», он рассказывает о христианской семье, потерявшей веру и добродетельность с того дня, когда нечестивый отец толкнул свою семью на путь наслаждений. В заключение он говорит следующее:
Увы, Б.М.,3 с чем можно сравнить наказание души, которую Господь Бог лишил веры в наказание за ее грехи? Да, Б.М., если мы хотим спасти свою душу, то покаяние нам столь же необходимо для пребывания в благодати Божией, как дыхание для жизни тела. Да, Б.М., будьте уверены, что плоть необходимо умерщвлять, если мы хотим подчинить ее нашему духу и разуму. Если мы не хотим, чтобы наша плоть противилась душе, мы должны ее умерщвлять вместе со всеми ее чувствами; и если мы хотим, чтобы наша душа была покорна Богу, то мы должны умерщвлять ее вместе со всеми ее силами.
В Священном Писании сказано, что когда Господь повелел Гедеону выступить против мадианитян, то Он велел ему приказать удалиться всем робким и несмелым воинам. Несколько тысяч человек ушли. Оставалось еще десять тысяч. Господь сказал Гедеону: «У тебя еще слишком много воинов; произведи им смотр и заметь тех, кто зачерпнет воду для питья рукой, не останавливаясь, – веди тех в бой». Из десяти тысяч таких было только триста человек (Суд 7. 6). Святой Дух приводит этот пример, чтобы нам показать, как мало людей умерщвляет свою плоть и как мало будет спасено. Правда, Б.М., умерщвление плоти состоит не только воздержании в еде и питье, хотя и необходимо не соглашаться на все, чего требует наше тело, ибо св. апостол Павел нам сказал: «Я суров к своей плоти, чтобы, проповедуя другим, самому не быть осужденным».
Но также верно, Б.М., что человек, любящий удовольствия, ищущий удобства, избегающий возможности пострадать, человек, который беспокоится, ропщет, раздражается и теряет терпение из-за малейшего пустяка, не отвечающего его желанию, лишь называется христианином. Он только бесчестит свою веру, ибо Иисус Христос нам сказал: «Если кто хочет идти за Мною, возьми крест свой и следуй за Мною; отвергнись себя и неси крест свой во все дни жизни своей и следуй за Мною» (Лк 9. 23). Нет сомнения, Б.М., что чувственный человек никогда не приобретет добродетелей, угодных Богу и обеспечивающих нам Царствие Небесное. Если мы хотим приобрести прекраснейшую из добродетелей – целомудрие, то мы должны знать, что эту розу можно сорвать только среди шипов и поэтому, подобно всем другим добродетелям, она встречается лишь у человека, умерщвляющего свою плоть. В Священном Писании сказано (Дан 9. 33), что архангел Гавриил, явившийся пророку Даниилу, ему сказал: «Господь услышал молитву твою, ибо ты вознес ее в посте и пепле» – пепел означает смирение. Мы знаем из истории, что два миссионера-иезуита4 как-то ночевали вместе. Один из них был простужен и всю ночь, не подозревая того, чихал на своего спутника. Увидев утром, что произошло, он очень огорчился и стал просить прощенья. А спутник его ему ответил: «Друг мой, ты не мог чихать в более презренное место, чем чихая на меня». Вот, Б.М., пример тому, как смирял себя этот честной отец.
Следует описание разных видов умерщвления плоти – внешних и внутренних. Проповедник иллюстрирует их примерами из житий отцов-пустынников и святых.
А теперь, Б.М., хотите ли вы узнать, кто подвергал себя подобному покаянию? Да кто угодно, от пастухов до императоров. Вот вам пример в лице императора Феодосия.
После того, что император согрешил – скорее сгоряча, чем со зла, св. Амвросий написал ему следующее: «Прошлой ночью мне было видение, в котором Господь Бог показал мне, как ты выходил из Церкви. Он повелел мне запретить тебе впредь входить в нее». Читая письмо, император горько плакал.
Император не мог войти в церковь, не принеся покаяния. Так прошло восемь месяцев. Однажды он покаянно предстал перед св. Амвросием, говоря: «И Давид согрешил, и Господь простил его». В ответ на это святой сказал ему: «Если ты последовал его примеру