тяжело! Разве вы не можете оставить меня на короткое время с Господом Богом!»
Молитва – счастье человека. Почему?
В молитве, дети мои, все счастье человека. Я вам скажу почему. Слово – велико и слабо, одновременно. Велико тем, что оно творит; слабо, ибо оно всего лишь звук. Слово сотворило мир; слово низводит Бога на землю, при освящении Святых Даров; слово преображает осужденного в спасенного на исповеди; когда священник говорит вам: «Разрешаю тебя от всех грехов твоих…», вся ваша душа очищается, меняются все ваши мысли. О! Что за счастье – молиться господу Богу. Он допускает нас, бедных и жалких, столько раз Его оскорблявших, к Своим стопам и Он благоволит призывать нас к молитве!
Молитва – ничто иное, как единение с Богом. Когда сердце чисто и пребывает в Боге, чувствуешь в себе некую пьянящую сладость, некий бальзам, ослепительный свет… В этом тесном единении Бога и души они как бы два куска растопленного воска, сплавленных воедино: их больше нельзя разделить. Как прекрасно это единение Бога с Его малым творением! Это непостижимое счастье… Молитва – предвкушение Неба, источник Рая… Это мед, снисходящий в душу. Горести тают в подлинной молитве, как снег под лучами солнца.
Чем больше молишься, тем больше хочется молиться. Так рыба, плавая на поверхности воды, погружается затем в морское лоно. Так душа, забывая себя, погружается в лоно любви своего Творца. Когда переливают содержимое одной бочки в другую, пользуются соединяющим их приспособлением. Так и Христос благодаря молитве проникает в наше сердце. О! что за счастливая жизнь! молиться, поклоняться Господу Богу!
Чистые души иногда испытывают такую сладость во время молитвы, что этого не выразить на человеческом языке: тогда душа достигает своей цели, своего средоточия, т. е. Бога, для Которого она создана.
Время упраздняется в молитве. Только на Небе нам будет еще отраднее. Так рыба счастлива в ручье – ее стихии, но еще счастливее в океане.
Если бы в Царстве Небесном было хоть одно мгновение без молитвы – там водворился бы ад; и если бы несчастные грешники, несмотря на свои страдания, могли молиться – для них ад перестал бы быть адом. Они имели сердце, чтобы любить Бога, и уста, чтобы славить Его. Это было их назначением. И они обрекли себя на то, чтобы проклинать Его целую вечность. Если бы только у них была надежда помолиться Богу хоть одну минуту, с каким нетерпением они ждали бы этого мгновения; как это помогло бы им претерпевать жестокие мучения… Но нет!..
Молитва – честь для нас. Почему?
Великая честь для нас – молиться. Я вам это докажу. О, какое величие в человеке! Он допущен, вместе с ангелами, молиться Богу, Который склоняется к своему созданию! Видите ли, когда мы молимся, Господь Бог наклоняется к нам, как отец, который слушает свое дитя.
Беседа с королем или императором считается большой честью, а ведь они, лишенные своего сана, становятся такими же людьми, как и все другие. Между тем ставят ни во что быть допущенным перед Лицом Бога, Который разрешает нам называть Его дорогим именем Отца. Ведь Он не нуждается в нас и призывает нас молиться лишь для нашего счастья, которого нет ни в чем ином. Он так любит нас, что, когда мы приходим к Нему – это радость для Него. Он обращает свое сердце, такое благостное, такое полное любви, к Своему малому созданию. Он улыбается нам, как мать ребенку, который тянется к ней.
И вот мы видим людей, погруженных в молитву, как рыба в глубокие воды, потому что они всецело отдают себя благому Богу. В их сердце нет преграды между ними и Господом Богом. Как я люблю эти светлые души! Св. Франциск Ассизский и святая Колетта видели Спасителя, обращались к Нему, как мы обращаемся друг к другу. Мы же… О, как часто мы идем в церковь, не зная зачем и не зная, о чем мы будем просить! Между тем, когда идешь к кому-нибудь, – знаешь, почему идешь.
О некоторых можно подумать, что они хотят сказать Господу: «Чтобы поскорее отделаться от Тебя, скажу Тебе два-три слова…» Я часто думаю, что когда мы идем поклониться Спасителю, мы могли бы получить от него все, чего желаем, если бы молились с живой верой и чистым сердцем. Мы же молимся неохотно, без веры, без надежды, без любви.
Когда следует молиться?
Настоящий христианин, просыпаясь, отдает свое сердце Богу, возобновляет обеты, данные им при святом крещении. Как приятно ему это первое дело, начинающее день. Следует отдать Богу весь свой день, благодарить своего ангела-хранителя, этого доброго ангела, который оставался с нами во время нашего сна, оберегая нас. Следует просить у него, чтобы он охранял нас. Некоторые добрые христиане всегда говорят по утрам: «Я совершу сегодня, ради Христа, столько-то добрых дел, столько-то раз пожертвую тем-то…» Надо, по временам, говорить во время дня: «Господи, помилуй меня!» Подобно ребенку, который говорит своей матери «Дай мне ломтик хлеба… протяни мне руку…»
Очень хорошо прочитывать по утрам пять раз «Отче наш» и «Радуйся, Мария…» для единения со всеми литургиями и причастиями, со всем, что совершается в тот день хорошего во всем христианском мире.
Таким образом мы становимся причастными ко всем молитвам и все становятся причастными к нашим молитвам.
Бывает устная молитва и «умная» молитва. Эта последняя состоит в благочестивом размышлении; это очень советуют. Некоторые люди неспособны к спокойному размышлению, но ведь каждый может принять утром решение упражняться в этот день в какой-нибудь добродетели, проникнуться Богом, жить в единении с Ним.
Почему Бог не внимает нашим молитвам?
Мы молимся плохо. Неудивительно, что Господь Бог не посылает нам милостей, о которых мы просим. Мы молимся наскоро, на ходу, занимаясь уборкой, невнимательно, кое-как, словно мы хотим поскорее отделаться от Господа Бога…
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» Друг мой, приостановись на мгновение. Не правда ли, ты начинаешь свою молитву во имя трех Лиц Пресвятой Троицы? Но неужели ты забыл, что всего лишь неделю тому назад ты находился в одном обществе, где тебе говорили, что все кончается со смертью, что нет ни Бога, ни ада, ни рая?
Если бы христианин подлинно думал о том, что он говорит, произнося имена трех Лиц Пресвятой Троицы, не был ли бы он охвачен ужасом… узрев в себе образ Бога Отца, который он исказил так ужасно; образ Бога Сына, который он, в душе своей, извалял в тине порока; и образ Бога Духа Святого, чей храм его сердце.
И тот храм он наполнил мусором и нечистотами.
Признайтесь лучше, что вы как обезьяны, подражаете другим, или даже, что ваша притворная молитва для вас просто маленькое развлечение…
Как выйти из состояния греха
Люди мира сего находят, что это слишком трудно… а ведь нет ничего легче!
В какое мгновение выходят из греховного состояния?
Есть разные часы для вхождения в Виноградник Господень.94
Хозяин вышел рано утром на поиски работников. Он нашел нескольких, которые пришли работать… Кто эти работники первого часа? Это, например, Людовик Святой – король Франции, святой Людовик Гонзагский и все те, кто вошел в Виноградник святым крещением и никогда больше не выходил из него. Кто сохранил свою невинность.
Счастливы те души, которые могут сказать Господу Богу: «Господи, я всегда был Твоим». Сколько отрады уготовано тем, кто посвящает Господу Богу свои молодые годы! Какой источник радости и счастья!
Затем приходят те, которые отдают себя Богу, когда им двадцать-двадцать пять лет. Они еще могут искренно обратиться и остаться верными в Господнем Винограднике. Но как трудно вернуться к Богу старым грешникам, тем что оставались вдали от Него сорок или пятьдесят лет. Они обращаются, но снова впадают в грех. Коснея так долго в пороке и извалявшись в тине греха, они не изменятся, если не совершится чудо. Такие бывают, но редко. Значит, следует обращаться к Богу немедля.
Я думал сегодня утром: «Ведь Господь вознесся на Небо, чтобы открыть нам врата Небесные… Но сколько еще людей найдут их затворенными, по своей собственной вине!» Мы все откладываем свое обращение к Богу… Но знаем ли мы, будет ли у нас время обратиться? Скольких мы знаем, кто не успел даже попросить у Господа прощения!
1. – Соблюдая заповеди и убегая от греха.
Все, что мы делаем не для спасения – потерянное время, дети мои, о! да… Три четверти бедных христиан работают лишь на свое тело – этот труп, который скоро будет гнить в земле, и не думает о своей бедной душе, чьим уделом станет счастье или несчастье в вечности. Где их здравый смысл? Как не трепетать! Люди мира сего считают, что слишком трудно достигнуть своего спасения. А ведь нет ничего легче: исполнять заповеди Божии и избегать семи смертных грехов – вот и все! Или, если хотите – делать добро и избегать зла.
Заповеди Божии – это указания, которые Господь Бог нам дает, чтобы мы шли по пути, ведущему к Небу. Они подобны дощечкам с названиями улиц, чтобы путники знали нужное направление.
Господь Бог три раза дал нам Свои заповеди.
Прежде всего, Он их вложил в наши сердца: это природный закон.
Видя, что этому закону не следуют, Он его дал, еще раз, на горе Синай.
Наконец Он дал самый легкий закон, закон благодати и любви… Вы видите, дети мои, теперь Господь Бог все изменил; не закон, конечно, но награду за повиновение закону. Некогда Он говорил: «Если вы это исполните, вы получите долголетие и благоденствие». Теперь Он обещает истинному христианину жизнь вечную.
2. – Молитва и таинства.
Две вещи нужны для нашего спасения – молитва и таинства. Все, кто стали святыми, часто приступали к таинствам и возносили свою душу к Богу в молитве.
В человеке – два зова. Зов молитвы и зов греха.
Следует каждое утро, сразу же, приносить свое сердце Богу, – свои действия, свой разум, всего себя, чтобы служить лишь Его славе; а днем – читать время от времени «Отче наш» и «Радуйся, Мария…», ради обращения грешников и за души усопших.
Говорят: «Мне лишь бы спастись, а в святые я не собираюсь». Если ты не святой, то будешь осужденным. Одно из двух; берегитесь! Все, кто войдет, когда-нибудь, в Царство Небесное, будут святыми. Души в чистилище тоже святы. Не имея на своей совести смертного греха, они друзья Господа, им предстоит лишь очистится до конца. Примемся за дело, дети мои, придет день, когда мы убедимся, что ничего не сделали для обретения Царства Небесного.