Скачать:TXTPDF
Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней

что Богу отрадно было Ее созерцать.

Следует также, Б.М., по Ее примеру, отрешаться от сего мира… После Вознесения Ее Божественного Сына Она лишь томилась на земле. Правда, она терпеливо переносила жизнь, но, конечно, пламенела ожиданием встречи со Своим Божественным Сыном…

От начала и до конца Своей жизни Она дышала любовью к Богу и людям.

Шестое явление

Возле часовни Пресвятой Девы, перед паломником…

В тот день Арсский пастырь заканчивал молитвы после обедни. Как обычно, он стоял, преклонив колени, в часовне Пресвятой Девы.

В нее пришел молиться паломник. Он приехал в Арс накануне из департамента Эн. Его звали Франсуа-Жозеф Алемоз, он был фермером из Гранд-Абержеман.

Войдя в часовню, он внезапно застыл на месте. Арсский пастырь беседовал вполголоса с Дамой небесной красоты, в белоснежных одеждах. На Ее устах была улыбка.

Когда видение исчезло, священник подошел к паломнику и спросил, не пришел ли он для исповеди. Тот ответил утвердительно.

– Долго ли вы здесь ждали? – спросил пастырь отечески-ласково. – Вы должны были позвать меня.

Франсуа-Жозеф, исполненный благоговения, ответил:

– О, святой отец, я никак бы не посмел… Я видел, как вы говорили с этой Прекрасной Дамой!

– Как? Вы видели Ее?

– Да, святой отец… И как я жалел, что Она удалилась.

– Так вот, знайте, – сказал пастырь с обычной ему простотой, – это была Пресвятая Дева Мария… И раз вы Ее увидели, вам не надо исповедоваться, не правда ли? Идите с миром! Благодать Божия пребывает в вашей душе, друг мой!..

Франсуа-Жозеф Алемоз умер в 1844 году и вся округа узнала о неизреченной милости, оказанной ему в Арсе.

Только четырнадцать лет спустя о. Вианней встретился с ним перед «Дамой в белоснежных одеждах», Владычецей Неба и земли. Это был год явлений Богоматери Бернадетте Субиру в Лурде.

Эта Мать отдала бы Свою жизнь.

Когда мы любим кого-нибудь, мы счастливы иметь от любимого человека что-нибудь на память. Так же, Б.М., если мы любим Пресвятую Деву, то мы должны почитать за честь и долг иметь у себя в доме Ее иконы. Они будут напоминать нам, время от времени, нашу благую Мать.

Кроме того, подлинно христианские родители всегда должны внушать своим детям, что должно почитать и любить всем сердцем Пресвятую Деву. Это лучший способ привлечь на их семью благоволение Неба и покровительство Пресвятой Богородицы.

Мы читаем в житии св. Иоанна Дамаскина, что император возымел такое отвращение к святым иконам, что повелел, под страхом смертной казни, их уничтожать и сжигать.

Св. Иоанн сейчас же принялся писать, что следует иметь иконы и почитать их. Император так на него за это разгневался, что приказал отрубить ему кисть руки, чтобы помешать ему писать. Святой простерся перед образом Божьей Матери со словами: «Пресвятая Дева, испрашиваю у Тебя руку, которую мне отрубили за то, что я хотел защитить честь, воздаваемую Твоим иконам. Я знаю, что Ты имеешь власть вернуть мне руку».

Помолившись, он заснул и во сне увидел Пресвятую Деву. Она сказала Ему, что его молитва услышана. Когда он проснулся, он увидел, что рука ему возвращена; Бог оставил только на месте соединения кисти и локтя красную полосочку, чтобы св. Иоанн помнил о милости, полученной им предстательством Пресвятой Девы. Этим чудом Она показала, как Ей угодна честь, воздаваемая Ее изображениям, то есть иконам.

Послушайте, что нам говорит святой Ансельм: «Теми, кто, к своему несчастью, пренебрегает Божией Матерью, – вне всякого сомнения, пренебрегает и Ее Сын». Да, только бесы, осужденные и великие грешники, погрязшие в позоре своих преступлений, не любят Пресвятой Девы и не имеют доверия к Ней. Вы легко узнаете, находится ли христианин на пути к Царству Небесному или идет путем погибельным: только спросите его, любит ли он Пресвятую Деву Марию. Если да, и если Его дела это доказывают – благословите Господа, душа эта направляется к Небу. Но если нет, и если он оказывает лишь пренебрежение к почитанию Ее, – то падите ниц перед распятием и плачьте горько, потому что этот человек оставлен Богом и готов упасть в бездну.

Да, даже если бы вы закоренели в самых постыдных привычках, но сохранили доверие к Матери Божией – не отчаивайтесь. Рано или поздно Она испросит для вас прощение.

Мы знаем из истории, что св. Дионисий Ареопагит усердно почитал Приснодеву Марию. Он имел счастье жить в то время, когда Пресвятая Дева была еще на земле. Он попросил св. Иоанна Богослова, которому Христос, умирая, поручил Приснодеву Марию, дать ему счастье Ее увидеть. И апостол ввел его в комнату, где Она находилась. Св. Дионисий при виде Пресвятой Девы внезапно увидел себя окруженным небесным светом и был глубоко потрясен: «Я совершенно потерялся, – говорит он, – я чувствовал благоухание Неба, готов был умереть за Нее, и мой ум и мое сердце было так поражены величием Ее славы, что я почти потерял сознание. Я видел такое сияние, исходящее от Нее, что если бы вера не научила меня исповедовать Единого Бога, то я, поистине, принял бы Ее за божество. Всю мою жизнь мне всегда казалось, что Она перед моими глазами. Я всегда оставался душою в том доме, где имел счастье созерцать Ее! О, что же будет, когда мы узрим Ее на Небе, подле Ее Сына, на небесном престоле, среди сонма ангелов и облеченную во славу Самого Бога…»

Что же, Б.М., после всего сказанного, как нам не возлюбить Пресвятую Деву Марию, которая, кажется, лишь потому радуется быть Матерью Божией, что может низводить на нас все больше благодати. О, что за слепота… не любить Ту, Которая хочет лишь нашего счастья, эту благую Мать, которая отдала бы Свою жизнь, чтобы нас спасти.

***

Мы прочли в этих шести рассказах о явлениях Пресвятой Девы, как Она являлась для беседы с бедным и святым Арсским пастырем, в храме, в ризнице, в церковном доме…

Так продолжалось долгие годы. Однажды, указывая на каменный пол своей комнаты, Арсский пастырь проронил признание:

«Никто не осмелился бы ступить на этот пол, если бы знал, Кто здесь стоял».

Примечания

1

Проповеди Арсского пастыря распределяются по воскресеньям и праздникам. Их ряд можно начать со среды первой седмицы Великого Поста. Святой пастырь прибыл в Арс в феврале 1818 г., так что первая проповедь нашего сборника может быть хронологически первой. При переезде в Арс о. Иоанну Вианнею было 32 года. Он уже имел некоторый опыт в проповедовании, так как в Эккюли, где он был вторым священником, «он еще не так хорошо проповедовал», говорит его сестра Маргарита. «Но когда бывала его очередь говорить, все сбегались в церковь» (Арс 1818 г.). Был Великий Пост. О чем же было говорить, как не о покаянии, которое он так любил и совершал, как святой!

2

Подзаголовки проповедей в рукописи отсутствуют; они взяты нами из самого текста проповеди.

3

Сокращение «Б.М.» («Братья мои») встречается в тетрадях Арсского пастыря.

4

Эти миссионеры – св. Франциск Борджиа и отец Бюстаманс. Заметьте любовь Арсского пастыря к безыскусственным рассказам.

5

Арсский пастырь, конечно, советовал и смиренное каждодневное покаяние. В одной из своих проповедей он восклицает: «О, как мне нравится скромное умерщвление плоти, невидимое никому, например: встать на четверть часа раньше, чтобы помолиться, подняться на коротенькую молитву ночью… Но некоторые думают только о сне. Мы хотим войти в Царствие Небесное, сохраняя все удобства, ничем себя не ограничивая. Так святыми не становятся».

6

Следует заметить, что в этом отрывке проповедник относит себя к грешникам, говоря «мы». Однако святой настоятель как-то признался: «Мне нужно было стать священником, чтобы узнать, что такое грех». И еще: «Надо побывать в Арсе, чтобы узнать, что такое первородный грех, это семя Адама!»

7

Слушая рассказы Арсского пастыря о великих подвигах отшельников в пустыне и святых, можно было бы его обвинить в преувеличении; но стоит сравнить эти отрывки с его проповедью о святости (на день Всех Святых), чтобы убедится в том, как верно его мнение о покаянии и освящении.

8

Все проповеди предварены текстом из Священного Писания. Кроме того, в воскресенье вечером Арсский пастырь давал своим прихожанам краткое толкование евангельского чтения дня. Сохранившиеся планы этих бесед даны в произведении А. Моннэн «Дух Арсского пастыря».

9

Одно из свойственных Арсскому пастырю образных выражений.

10

Как не сравнить эти слова с признанием святого пастыря, встречающимся в другой проповеди: «А вот около трех месяцев тому назад диавол поднял шум у меня под потолком; как будто все повозки Франции грохотали у меня над головой… А вчера вечером тысячи бесов трясли мою дверь… И наконец убрались».

11

См. «Исповедь» св. Августина.

12

Прямое обращение к слушателям. Арсский пастырь любил применять этот прием, чтобы поражать своих слушателей. Стиль его тогда становился быстрым и живым, состоящим из прямых обращений, иронических возражений, иной раз даже язвительных выпадов или истинных порывов красноречия. Иной раз окрыленный рвением проповедник вставлял в проповедь коротенькие восклицания или обращения следующего рода: «Послушайте-ка внимательно…», «Вы думаете, что… А я вам говорю…», «Несчастный притворщик!..», «Мнимая христианка!..» Таким образом он встряхивал духовную лень своей паствы, применяя бичующие упреки, когда это бывало необходимо.

13

Как-то вечером, проповедуя об искушении, Арсский пастырь сказал: «Диавол нас развлекает до последней минуты, как отвлекают внимание несчастного, которого собираются схватить жандармы. Когда жандармы его схватят, он может кричать, отбиваться, но его уже не выпустят».

14

Рукопись этой проповеди о милостыне можно видеть в доме пастыря Арсского, в драгоценном обрамлении.

15

Согласно Деяниям (9.38), апостол Петр находился в городе Лидде, неподалеку от Иоппии, когда ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Апостол Петр последовал за ними; тогда ему показали одежду, сшитую Тавифой и он воскресил эту благодетельницу нищих.

16

Это значит, что не следует делать исключений для врагов.

17

В другом месте, говоря о милостыне и добрых делах, Арсский пастырь говорит своим слушателям: «Если бы мы поняли, как следует, свое счастье, то могли бы сказать, что мы счастливее святых, находящихся на небесах. Они уже не могут себе ничего приобрести, а мы можем ежечасно увеличивать свое сокровище».

18

Следует заметить, что эта проповедь о милостыне – одна из самых характерных проповедей Арсского пастыря. В ней встречаются как евангельские рассказы, так и примеры из житий святых, прямые настойчивые советы, обращения и диалог со слушателями, безыскусные и красочные выражения и проницательные замечания.

19

Здесь идет речь о главных моральных недостатках, с которыми боролся Арсский пастырь в своем приходе. О моральном и религиозном состоянии своей паствы он знал из посещений отдельных семейств, из признаний нескольких преданных ему душ. Чтобы научить непосвященных, направить на добрый путь легкомысленных и оскверняющих воскресенье, чтобы

Скачать:TXTPDF

Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать, Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать бесплатно, Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать онлайн