пробудить, казалось, погасшую веру, святой пастырь проповедовал, молился, постился и, в конце концов, победил.
20
Говоря о грехе, Арсский пастырь всегда говорил одновременно о милосердии Божием: «Некоторые люди говорят: “Я слишком согрешил, Господь Бог не может меня простить”. Это великое богохульство, ибо они ограничивают милосердие Божие, не имеющее пределов. Господь Бог так же быстро дарует нам прощение, когда мы его об этом просим, как мать схватывает своего ребенка, приблизившегося к огню. Господь Бог подобен матери, держащей на руках ребенка. Ребенок непослушен, он брыкает свою мать, кусается, царапается, но она даже не обращает на это внимания; она знает, что если она его отпустит, то он упадет, потому что еще не научился ходить. Вот каков наш Господь: Он терпит наше дурное обращение, наше высокомерие, прощает нам все наши глупости и остается милосердным к нам, несмотря ни на что». («Дух Арсского пастыря», А. Моннэн, стр. 186).
21
Чтобы показать две вещи: чистоту и смирение (примечание Арсского пастыря на полях текста).
22
См. «Божественные чудеса Святой Евхаристии», П. Россиньоль, чудо 113-ое.
23
Увы! Сколько людей не имеют даже веры бесов, трепещущих в Его присутствии! Увы! Наша вера зачахла и почти мертва (примечание Арсского пастыря на полях).
24
Арсский пастырь много проповедовал на тему об Евхаристии, причащении и Литургии, и всегда очень пламенно, нередко употребляя уже произнесенные фразы. Кардинал Севэн сказал о нем: «Ораторы и учители духовной жизни говорят о Евхаристии в свете веры, а Арсский пастырь говорил о ней, просвещенный даром Святого духа, называемым даром Ведения». Как-то вечером святой пастырь сказал своим прихожанам: «Господь сказал: “Что бы вы ни просили у Отца Моего во имя Мое, даст вам”. Мы бы никогда не подумали бы просить у Бога Сына Его. Но то, что было немыслимо для человека, сделал Бог». «В день суда мы увидим, как светится Тело Господа сквозь просветленное тело тех, кто достойно принимал Его на земле, подобно тому, как золото светится в меди или серебро в свинце…»
25
Несколько проповедей святого пастыря на тему об истинном присутствии Иисуса Христа в Святых Дарах потеряны. Потеряно также несколько проповедей о Пресвятой Деве Марии.
26
Крест – тема этой проповеди на Страстную Пятницу – была излюбленной темой Арсского пастыря. В своих вечерних поучениях он говорил по поводу креста: «На нашем крестном пути труден только первый шаг. Боязнь креста – наш самый тяжелый крест… Большинство людей отворачиваются от креста и бежит от него. А чем больше они бегут, тем больше крест их преследует и давит своею тяжестью. Тот же, кто идет навстречу Кресту Божию, уходит от личного креста. Быть может, он встретится с ним, но будет рад этой встрече; он любит крест и несет его мужественно. Крест объединяет его с Господом… Он помогает жить, как мост помогает перейти реку».
И о Кресте Христовом: «Господь Бог хочет, чтобы мы всегда видели Крест. Поэтому его ставят повсюду: при дорогах, на возвышенностях, на площадях, чтобы при виде его мы могли сказать: “Вот как возлюбил нас Бог!” Крест простирает объятия всему миру; он утвержден в четырех концах вселенной и каждому из нас дается частица его».
27
Один из любимых приемов Арсского пастыря, свойственный истинному красноречию: чтобы дать простое определение, он вводит воображаемого собеседника и вступает с ним в диалог.
28
Арсский пастырь перечисляет примеры небрежности в молитве, которые он наблюдал у своих слушателей.
a
Арсский пастырь обличает своих прихожан в небрежном отношении к молитве, ибо они не находят времени, чтобы стать на молитву и, сосредоточившись, благоговейно обратится к Богу. Поэтому он порицает тех, кто молятся невнимательно, занимаясь в то же время другим делом. Но его слова не относятся к благочестивым христианам, которые, молясь ежедневно, стремятся и в течение дня хранить в душе чувство присутствия Божия, для которых все становится символом, чтобы приблизиться к Богу. «Когда идем по полю, когда смотрим на солнце, на землю, на траву, на цветы, на плоды, когда слышим пение птиц или находимся в пути – все должно быть поводом для единения с Богом», – пишет отец Олие (прим. изд.).
29
Примечание. Проповедь на Третье воскресение по Пасхе написана на тему: «Горести». Она слишком длинна, чтобы быть здесь приведенной. Мысли, высказанные в этой проповеди, встречаются в других местах.
30
До проповеди на Вознесение стоит проповедь «О воздержании»; она сопровождается указаниями, касающихся обычаев начала 19-го века, относительно крестных ходов.
31
Как и в проповеди на Страстной Четверг, здесь идет воображаемый диалог, состоящий из придуманных Арсским пастырем вопросов и ответов. Благодаря этому приему проповеди его были всегда живыми и интересными, так как слушатель невольно участвовал в них.
32
Следует заметить, что эта проповедь почти целиком состоит из обращений к слушателям и диалогов (см. примечание выше). Проповедник таким образом сводит речь к ответам на вопросы, касающиеся жизни его прихожан.
33
После проповеди на Вознесение следует проповедь на праздник Тела Господня. Она занимает 25 страниц и касается Святой Евхаристии. Проповедь слишком длинна, чтобы быть здесь приведенной; кроме того, высказанные в ней мысли встречаются и в других, приведенных ниже проповедях.
34
Примечание Арсского пастыря на полях: св. Амвросий… «Куда ты идешь? – Я иду в церковь. – Иди, несчастный, туда плакать…»
35
Беседа на Евангельское чтение на 10-е воскресение по Пятидесятнице.
36
После данной проповеди стояла вторая на ту же тему – о милосердии Божием к грешникам. План обеих проповедей одинаковый.
37
Из семян рапса добывается масло.
38
В рукописях перед данной проповедью на 6-ое воскресенье по Пятидесятнице находятся еще две проповеди. Они слишком длинны и тесно связанны со своей эпохой, чтобы быть здесь приведенными. Темы их: Надежда и Вторая заповедь. Нами опущены также некоторые проповеди на другие воскресенья по Пятидесятнице, так как они менее характерны для творчества Арсского пастыря.
39
Нам хотелось бы привести целиком эту длинную и прекрасную проповедь о причащении, но мы вынуждены ограничится самыми яркими выдержками из нее. Арсский пастырь указывает затем на то, какие плоды мы должны извлечь из посещения нашей души Христом. В заключение он говорит, как стать более достойными этой милости и как, посредством причащения, до конца своей жизни оставаться в единении с Богом, ведущим к блаженному соединению с Ним.
«Когда причащаешься, – воскликнул он как-то, то чувствуешь что-то изумительное, блаженство, разливающееся по всему телу до самых конечностей… Мы должны сказать словами св. Иоанна: “это Господь!” Как жалко тех, кто решительно ничего не чувствует».
40
На 12-ое воскресенье по Пятидесятнице были написаны три проповеди о второй заповеди Господней. Самая яркая из них приведена здесь.
41
Слово в рукописи опущено. Это нередко встречается у Арсского пастыря.
42
Рассказ взят Арсским пастырем из книги «Жития пустынников», том 8, стр. 165. Св. Авраам, священник и отшельник.
43
Рассказ взят из книги «Жития пустынников», том 4, стр. 49. Св. Серапион Синдонит.
44
Проповедь на тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице на тему «Отпущение грехов» составляет 20 страниц. Она обращена к верующим Арса, недостаточно знающим о таинстве Покаяния.
45
Характерное выражение Арсского пастыря.
46
Исповедь, 6, 7 и 8.
47
Проповеди на 15-ое 16-ое воскресенья по Пятидесятнице слишком длинны, чтобы быть здесь приведены. В другой проповеди на 17-ое воскресенье по Пятидесятнице Арсский пастырь тоже говорит о любви к ближнему, указывая на проявления любви Бога к нам. Эти примеры встречаются и в других его проповедях.
48
40 мучеников. – Мать св. Симфориона.
49
Незаконченная фраза, которую Арсский пастырь намеревался развить во время чтения проповеди.
50
Проповедь «О чистоте», предназначенная тоже на 18-ое воскресенье по Пятидесятнице, относится больше к эпохе и приходу Арсского пастыря.
51
«Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет» (Притч 21. 25-26).
52
К 19-му воскресенью по Пятидесятнице относится длинная проповедь о греховности, написанная специально для жителей Арса.
53
Арсский пастырь намеревался произнести эти слова, но не написал их.
54
Часто, говоря о бесах, Арсский пастырь показывал кулак.
55
Проповеди на 22-ое и 23-е воскресенья по Пятидесятнице повторяют уже приведенные темы.
56
Проповеди о Кресте (Праздник Воздвижения Креста Господня), в день празднования памяти св. Иоанна Крестителя и памяти братьев Маккавеев повторяют содержание других проповедей. Арсский пастырь, желая лучше просветить и вернее убедить своих слушателей, не говорил только один раз о том, что имел сказать; он часто повторял свои поучения в разных формах.
57
Кусочек освященной материи с изображением Богоматери Кармильской, св. Франциска Ассизского или другого святого, носимый верующими на Западе как символ особого почитания данного святого.
58
Другая проповедь о Пресвятой Деве написана на Рождество Богородицы. В ней дается то же учение о почитании Пресвятой Богородицы; эта же тема повторяется и в следующей за ней проповеди. Проповедник настаивает главным образом на почитании святыми Матери Иисуса Христа, предызбранной от века к тому, чтобы быть также нашей Матерью и Заступницей. Другие проповеди о Марии потеряны.
59
Hom. II, Super Missus est, 17.
60
Произнося проповедь, Арсский пастырь вкратце рассказывал жития святых.
61
Нижеследующие строки имеются не в проповеди о святом Розарии, а в книге «Дух Арсского пастыря» А. Моннэна. Они прекрасно передают смысл других текстов Арсского пастыря о Пресвятой Деве и были как бы продиктованы им в одной из вечерних бесед.
62
С этих слов начинается заключение проповеди о святом Розарии.
63
Примечание. Длинная проповедь на более чем 20 стр., на тему: «Святые ангелы-хранители» (2-ое октября), не может быть здесь приведена. Она составлена как толкование на евангельские слова: «Ангелы (малых сих) на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18. 10). В проповеди говориться о заботе ангелов-хранителей о нашей душе и наших обязанностях по отношению к ним.
64
Католическая Церковь усвоила название чистилища переходному состоянию искупительных страданий, в котором пребывают души усопших, умерших в состоянии любви к Богу, но не удостоившихся еще созерцания Бога лицом к лицу в райских обителях. Вот что пишет по этому поводу известный православный богослов проф. прот. П. Светлов: «В существенных чертах своих учение православного богословия о загробном промежуточном и неопределенном состоянии душ грешных до всеобщего суда с возможностью улучшения их участи по молитвам живых и особенно силою Божественной Литургии совершенно совпадает с католическим и разнится лишь по форме (представлением о загробных наказаниях).
Католическое учение о загробном состоянии грешных, но верующих душ вполне отвечает представлениям и простого религиозного сознания русского народа, в душе которого сказание о мытарствах пустило глубокие корни. Кроме того, учение о чистилище существовало на Западе в самой глубокой древности, и после Оригена мысль о чистилище с особенной ясностью высказывалась св. Григорием Двоесловом, но оно не служило причиною к розни Церквей» (см. Проф. прот. П. Светлов, «Христианское вероучение», т.1, 1914, стр.195).
65
Примечание. Мы не можем привести здесь проповеди на время между 1-2 ноября и Рождеством. Этих проповедей четыре, на темы: «Страшный Суд» (4-ое воскресенье до