Скачать:TXTPDF
Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней

теряем тяготение к небесному и начинаем думать только о земном. А когда опять возьмемся за молитву, то чувствуем, как в нас вновь пробуждается мысль о небесном и стремление к нему. Да, Б.М., если мы имеем счастье пребывать в благодати Божией, мы должны молиться; или же, будьте уверены, мы скоро сойдем с пути в Царство Небесное.

Во-вторых, нужно сказать, Б.М., что все грешники обязаны своим обращением если не чуду – что бывает очень редко – то молитве. Вспомните св. Монику и что она делала, чтобы добиться обращения своего сына: она то плакала и молилась у подножия Распятия, то обращалась к мудрым людям за советом и за молитвенной помощью. Вспомните св. Августина, когда он твердо решил обратиться: как он плакал и молился в саду, чтобы тронуть сердце Бога и переменить свое. Да, Б.М., как бы мы не грешили, при усердной молитве Бог нас простит. Ах, Б.М., не удивляйтесь, что диавол делает все возможное, чтобы отвлечь нас от молитвы; он лучше нас понимает, что молитва опасна для ада, и что Господь Бог не может отказать нам в том, о чем мы просим Его в молитве!

В-третьих, я утверждаю, что все осужденные погубили себя потому, что они не молились или молились плохо. Отсюда я заключаю, Б.М., что без молитвы мы навеки погубим себя, а усердно молясь можем быть уверены, что спасемся. Да, Б.М., все святые настолько были уверены в том, что молитва необходима для спасения, что проводили в молитве не только целые дни, но и ночи. Почему же, Б.М., мы так отвращаемся от столь приятного и утешительного дела? Увы, Б.М., потому, что молясь плохо, мы никогда не почувствовали той сладости, которую извлекают из молитвы святые. Вспомните св. Иллариона, молившегося беспрерывно в течение ста лет. И эти сто лет молитвы ему показались такими краткими, что жизнь его для него пролетела молниеносно… Действительно, Б.М., хорошая молитва подобна благовонному елею, разливающемуся в нашей душе, благодаря чему она предвкушает блаженство избранных в Царстве Небесном. Это настолько верно, что в житии св. Франциска Ассизского мы читаем, как нередко во время молитвы он погружался в такой восторг, что не мог сказать, на земле ли он или на небе с избранными. Потому что его охватывал божественный огонь, зажженный молитвой в его сердце, и он чувствовал его жар. Как-то, будучи в церкви, он почувствовал такой прилив любви, что громко закричал: «Боже мой, я не могу этого вынести!» – Но вы думаете, что так бывает только с людьми, умеющими хорошо молиться и знающими прекрасные молитвы. – Нет, Б.М., Бог не обращает внимания на длину или красоту молитвы; Ему угодна молитва, произнесенная от всего сердца, с благоговением и искренним желанием угодить Ему. Вот отличный пример этому. В житии св. Бонавентуры рассказывается, что к нему, как к великому учителю Церкви, пришел совсем простой монах и сказал: «Отец мой, я человек необразованный; думаете ли вы, что я могу молится Господу Богу и любить Его?» Св. Бонавентура ему ответил: «Ах, друг мой, таких людей, как вы, Господь Бог особенно любит и милует». Добрый монах, пораженный сказанным, встал в воротах своего монастыря и стал говорить всем прохожим: «Друзья мои, у меня есть радостная весть для вас: учитель Бонавентура сказал мне, что хоть мы и необразованные, но можем так же любить Бога, как и ученые. Какое счастье, что мы можем любить Господа Бога и угождать Ему, не будучи учеными!» Поэтому, Б.М., и я вам говорю, что нет ничего проще, чем молиться Господу Богу, и нет ничего более утешительного.

Говорят, что молитва возносит сердце к Богу. А лучше сказать, Б.М., это ласковая беседа ребенка со своим отцом, подданного со своим королем, слуги с господином, друга с другом, перед которым он может излить все свои горести и печали. Чтобы еще лучше описать вам это счастье, нужно сказать, что Господь Бог принимает в свои объятия низменное создание и подает ему всяческие милости. Что же вам сказать еще, Б.М.? Это объединение самого презренного с самым великим, самым могущественным, самым совершенным во всех отношениях. Скажите, Б.М., чего же нам еще нужно, чтобы почувствовать блаженство молитвы и необходимость ее? Из всего сказанного вы видите, Б.М., что молитва нам совершенно необходима, если мы хотим угодить Богу и спастись.

С другой стороны, мы можем найти счастье на земле только любя Бога; а любить Его мы можем только молясь Ему.

Наконец, проповедник советует молиться с самого утра. Если мы не будем достаточно молиться или будем молиться невнимательно, говорит он, все может оказаться бесплодным: и наше призвание, и благодать таинств, и внутренняя радость и страдания – мы не достигнем вечной жизни.

9. На Вознесение

[30]

Избавление от всех земных горестей

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах

(Мф 5. 12)

В первой части этого поучения Арсский пастырь сначала с восхищением говорит о блаженстве избранных, а затем описывает райское состояние.

Ну что же, друг мой, имели ли бы вы что-нибудь против того, чтобы быть в их числе, в то время как осужденные будут гореть в вечном огне и страшно стонать, не надеясь увидеть конца своим мучениям?

– О да! – скажите вы мне, – я не только не имел бы ничего против, но хотел бы уже сейчас там быть. – Я так и думал, что вы мне так ответите; однако нужно не только желать, но и действовать, чтобы достичь этого блаженства. – А что же нужно делать? – Неужели вы не знаете, друг мой? Вот что: выслушайте меня внимательно, и вы узнаете. Нужно не слишком привязываться к благам мира сего, больше любить вашу жену, детей, слуг и соседей; быть добрее к несчастным; вместо того, чтобы думать только о деньгах, стараться обрести себе место в Царстве Небесном; вместо того, чтобы работать по воскресеньям, праздновать их, приходя в дом Божий оплакивать свои грехи, просить у Бога прощения за них и помощи, чтобы не впасть в них вновь; вместо того, чтобы лишать своих детей и слуг возможности исполнять свои христианские обязанности, быть им примером в этом на словах и на деле; вместо того, чтобы раздражаться при малейшем убытке или неприятности, считать, что будучи грешным человеком, вы заслуживаете гораздо больших несчастий, и что Бог поступает с вами так, чтобы вы когда-нибудь обрели блаженство. Вот друг мой, что следует делать, чтобы попасть в царство Небесное, но вы этого не делаете. – Нет, не делаю, – скажете мне вы. – А что же будет с вами, брат мой, если вы останетесь на пути, ведущем к месту страшных страданий? Смотрите, если вы не оставите этого пути, вы скоро туда придете. Подумайте о сказанном, а потом скажите мне, что вы решили, а я посоветую вам, что делать.31 Не правда ли, друг мой, что вы завидуете счастливым обитателям Царства небесного? – Ах, мне хотелось бы там быть уже сейчас; таким образом я избавился бы от всех земных горестей. – Да, и мне бы хотелось того же; но думать и действовать – две вещи разные. А что же надо делать? Я все исполню. – Ваше намерение похвально; итак выслушайте меня и я вам все объясню. Пожалуйста, не спите. Вы должны, сестра моя, больше слушаться своего мужа и не раздражаться из-за пустяков; быть предупредительнее к нему, и, когда он возвращается навеселе или после неудачной сделки, не накидываться на него так, чтобы он дошел до безудержного гнева. Отсюда проклятия и богохульства, обращенные на вас на соблазн вашим детям и слугам. Вместо того чтобы бегать по соседям и рассказывать, что сказал или сделал ваш муж, вы должны были бы употребить это время на молитву, прося Господа Бога даровать вам должное терпение и должное послушание мужу; молиться чтобы Бог тронул его сердце и переменил его. Я знаю, что еще нужно делать, чтобы попасть в Царство Небесное; послушайте меня, мать моя, вам это будет полезно знать. Вы должны посвящать больше времени поучению своих детей и слуг, говорить им, как им следует поступать, чтобы войти в Царство Небесное; не покупать им таких красивых нарядов, чтобы иметь деньги на милостыню, что привлечет на вас благословение Божие и, может быть, позволит уплатить ваши долги; отбросить тщеславие и многое другое. Ваше поведение должно быть добрым примером: молитва утром и вечером, подготовка к св. причастию и к таинствам; вы должны быть безразличны к благам мира сего, ваша речь должна выражать пренебрежение ко всему земному и заботу о будущей жизни. Вот каково должно быть ваше поведение и ваши заботы; если вы поступаете иначе, вы погибли. Подумайте об этом сегодня; завтра, быть может, уже будет поздно. Проверьте свою совесть и судите сами; оплакивайте свои грехи и старайтесь исправиться, а то вы никогда не войдете в Царство Небесное.

Не правда ли, сестра моя, что вы завидуете святым, созерцающим красоту Божию?32 – Ах, – скажете вы мне, – можно позавидовать и гораздо меньшему счастью. – Вы правы, и я, пожалуй, соглашусь с вами; но меня беспокоит то, что я ничего не сделал, чтобы заслужить такое блаженство. Может быть, и вы в таком же положении? – Я готова сделать что угодно, – думаете вы, – если бы только знала, что нужно; вероятно, нужно многое, чтобы приобрести такие блага? Если бы надо было все оставить и всем пожертвовать, даже уйти от мира и провести всю жизнь в монастыре, я охотно бы это сделала. – Вот и прекрасно: подобные мысли поистине достойны доброй христианки; я не думал, что в вас столько мужества. Но могу вам сказать, что Бог не требует таких жертв. – В таком случае, думаете вы, – скажите, что нужно сделать, и я охотно это исполню. – Если так – подумайте как следует над тем, что я вам скажу. Не заботьтесь так о своем теле, дайте ему немного пострадать. Не бойтесь, что ваша красота исчезнет или уменьшится. Не вертитесь и не прихорашивайтесь так долго перед зеркалом по воскресеньям, а посвящайте больше времени Богу. Слушайтесь больше ваших родителей, помня, что после Бога именно они вам даровали жизнь и что вы должны им подчиняться охотно, а не ропща. Кроме того, вместо того, чтобы развлекаться, танцевать и ходить на свидания, ходите почаще в дом Божий молиться, очищаться от грехов и

Скачать:TXTPDF

Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать, Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать бесплатно, Чему учил Ж.М. Вианней. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать онлайн