оказались требующими у Бога. Теперь столь же ясно, как день, что вы впали бы в это, если приняли совет от руки самолюбия, уязвленному действовать поспешно и раздраженному до отчаяния. Изменили бы вы что-нибудь, чтобы удовлетворить свое самолюбие, когда Бог не желает этого? Бог запрещает! Ждите же тогда, пока не придете в состояние, располагающему принять совет. Чтобы наслаждаться истинными преимуществами просвещения, мы должны быть одинаково готовы к каждой альтернативе и не должны иметь чего-либо, что мы с радостью не расположены сразу пожертвовать ради Него.
Письмо 28. Кто имеет любовь, имеет все.
Я со вчерашнего дня думал часто о том, что вы написали мне и моя уверенность возрастает о том, что Бог поддержит вас. Хотя вы не испытываете никакого великого удовольствия в благочестивых упражнениях, вы не должны забывать быть преданными в них, насколько ваше здоровье позволит это. Выздоравливающий имеет небольшой аппетит, но он должен есть, чтобы поддерживать жизнь.
Было бы вам очень уместно, если вы могли бы иногда провести несколько минут в Христианской беседе с кем-то из вашей семьи, если вы можете доверять ему, чем в выборе руководствоваться совершенной свободой ваших впечатлений настоящего времени. Бог не призывает вас какими-то оживленными эмоциями и я сердечно радуюсь этому и тому, что вы останетесь верным; ибо верность без поддержки восхищениями гораздо более чиста и безопасна, чем верность, сопровождаемая теми чуткими чувствами, которые могут укорениться исключительно в воображении. Немного чтения и размышления каждый день, будут средствами бесчувственно дающими вам свет и силу для всех жертв, которые Бог требует от вас. Любите Его и все остальное будет в порядке; ибо все остальное придет с любовью. Я не прошу от вас любви кроткой и эмоциональный, а только той, что склонена к взаимной любви и той, что, несмотря на все порочные желания вашего сердца, вы предпочитаете Бога прежде самого себя и всего мира.
Письмо 29. Слабость предпочтительнее силе, и практика лучше знания.
Мне говорят, мой дорогой дитя в нашем Господе, что вы страдаете от болезни. Я страдаю с вами, поскольку я люблю вас нежно; но я не могу ничего, как только поцеловать руку, которая бьет вас, и я молюсь о вас, чтобы и вы целовали ее любяще вместе со мной. Вы прежде злоупотребляли вашим здоровьем и удовольствиями, исходящими из него; эта слабость и ей сопутствующие боли — естественное последствие такого пути.
Молю Бога только о том, чтобы Он смирил ваш дух даже больше, чем Он смиряет ваше тело, и в то время, пока Он утешает тело по вашей нужде, Он полностью сокрушил дух. О как мы сильны, когда мы начинаем чувствовать, что мы всего лишь слабость и немощь! Тогда мы всегда готовы верить, что мы ошибаемся и исправляться, исповедывая это; наши умы всегда открыты к просвещению от других; тогда мы не важничаем в ничтожествах и говорим наиболее решительные вещи с простотой и уважением к другим; тогда мы не возражаем, когда нас осуждают и подчиняемся без колебания осуждению первого посетителя. В то же самое время мы никого не судим без абсолютной необходимости; мы говорим только с теми, кто желают этого, упоминая несовершенства, которые мы, как нам кажется, обнаруживаем, без догматики и скорее чтобы удовлетворить их истинные желания, чем от желания оказаться теми, которым нужно верить или создавать репутацию мудрости.
Молю Бога, чтобы Он сохранил вас верным Его благодати и чтобы Он, Кто начал в вас доброе дело, исполнил его до дня Иисуса Христа. (Фил.1:6) Мы должны терпеть себя с терпением и без лести и оставаться в непрерывном подчинении всем средствам преодоления наших мыслей и внутренних отвращений; так мы станем более уступчивыми к впечатлениям от благодати в практике Евангелия. Но пусть это дело выполняется спокойно и мирно и пусть оно не будет слишком нетерпеливым, как если бы оно могло исполниться в один день. Будем рассуждать меньше, а делать больше. Если мы не осторожны, то приобретение знаний так займет эту жизнь, что нам потребуется другая, чтобы претворить наши приобретения в практику. Мы находимся в опасности веры в себя как достигших совершенства по нашему знанию пути; но все наши красивые теории далеки от того, чтобы помочь нам в смерти нашего «я» и только служат питанию жизни Адама в нас тайным восхищением и доверием своей просвещенности. Оставьте же всякое доверие своей собственной силе и своему знанию пути, и вы сделаете великий шаг к совершенству. Смирение и недоверие к себе с откровенной непосредственностью, является фундаментальными добродетелями для Вас.
Письмо 30. Остерегайтесь гордости рассуждения;
истинный путь к знанию — любовь.
Ваш разум также очень занят внешними вещами, и еще хуже, спором о вашей способности действовать с частой мыслью о Боге. Я всегда боюсь вашей чрезмерной склонности рассуждать; это препятствие к размышлению и тишине, в которых Он открывает Себя. Будьте смирены, просты, и искренне кратки с людьми; будьте обращены, тихи и свободны от рассуждений перед Богом. Люди, которые прежде имели большое влияние на вас, были бесконечно сухи, рассудительны, критичны и оппозиционно настроенными в отношении истинной внутренней жизни. Однако если немного послушать их, то вы услышите только бесконечные рассуждения и опасное любопытство, которое бесчувственно тянуло бы вас от Благодати и погружало бы в глубины Плоти. Привычки к закосневанию легко восстановимы; и изменения, заставляющие нас возвращаться к нашему первоначальному положению, труднее постижимы, потому что они естественны для нас. Не доверяйте же им; и остерегайтесь начал, которые, фактически, включают конец.
Теперь уже четвертый месяц как у меня свободное время для изучения; но я очень счастлив быть независимым от него и не цепляться за что-то, когда Провидение забрало бы это. Может быть наступающей зимой будет время для моей библиотеки, но я войду в нее тогда, храня одну ногу на пороге, готовый оставить ее на малейшем намеке свыше. Разум должен поститься также, как и тело. Я не имею никакого желания писать или говорить, быть обсуждаемым или рассуждать, или же убеждать кого-то. Я проживаю каждый день достаточно сухо и неинтересно, с некоторыми внешними неудобствами, которые окружают меня; но я развлекаюсь всякий раз, когда имею возможность, если нуждаюсь в отдыхе. Те, кто делают альманахи на меня, и боятся меня, печально обмануты. Да благословит их Бог! Я далек от такой глупости беспокойства себя ради раздражения их. Я сказал бы им, как и Авраам сказал Лоту: не вся ли земля перед тобой? Если ты — на восток, то я — на запад. (Быт.13:9)
Блажен тот, кто истинно свободен! Лишь Сын Божий один может сделать нас свободными; но Он может это только, используя каждое обязательство в нас; и как это достигается? Тем мечом, который разделяет мужа и жену, отца и сына, брата и сестру. Мир тогда не имеет больше места; но, пока он представляет что-то для нас, наша свобода — всего лишь слово, и мы также легко пойманы как птица, чья нога попала в сеть. Человек кажется свободным; но нить невидима; и он может летать только на ее длину, и он — заключенный. Вы видите мораль. То, чем я хотел бы, чтобы Вы обладали, более ценно, чем все, чего вы боитесь потерять. Будьте верны в том, что вы знаете, чтобы вам было поручено больше. Не доверяйте своему интеллекту, который так часто вводил вас в заблуждение. Мой собственный был таким обманщиком, так что я больше не рассчитываю на него. Будьте просты и тверды в вашей простоте. «Образ этого мира проходит.» (1Кор.7:31) Мы исчезнем с ним, если мы подражаем ему в тщеславии; но истина Божия пребывает вовек и мы будем жить с ней, если она одна занимает наше внимание.
Снова я предупреждаю вас остерегаться философов и великих мыслителей. Они будут всегда ловушкой для вас и принесут вам больше вреда, чем вы им добра. Они коснеют и чахнут в обсуждении внешних пустяков и никогда не достигают познания истины. Их любопытство — жадная духовная алчность. Они подобны тем завоевателям, которые разоряют мир, не обладая им. Соломон после глубокого переживания этого, свидетельствует о тщеславии их исследований.
Мы никогда не должны учиться знаниям, но учиться по Провидению; и мы должны делать это, когда идем на рынок покупать пищу, необходимую на каждый день. Также, мы должны учиться в духе молитвы. Бог является в то же самое время и Истиной и Любовью. Мы можем знать истину только по мере нашей любви; когда мы любим что-то, мы понимаем это хорошо. Если мы не любим Любовь, мы не знаем Любви. Тот, кто любит много и остается смиренным и непритязательным в своем неведении, есть возлюбленный Истины; он знает то, что философы не только не знают, но и не желают знать. Обрели бы вы то знание, что сбережено для младенцев и простых, но которое сокрыто от мудрых и благоразумных. (Мф.11:25)
Письмо 31. Дары Божии не должны отвергаться из-за канала,
Я доволен тем, что вы нашли в человеке, о котором говорили, качества, которые искали. Бог дает то, что Ему угодно, когда Ему угодно. Нееман не мог исцелиться всеми водами Сирии, но должен обратиться к водам Палестины. Какое это имеет значение, из какого источника исходит наш свет и помощь? Источник важен, а не трубопровод; лучший канал тот, что больше всего развивает нашу веру, предает позору нашу человеческую мудрость, делает нас простыми и смиренными, отрезвляет нас относительно нашей собственной силы. Принимайте же тогда то, что Он дарит, находясь в зависимости от Духа, Который дует где хочет. Мы не знаем, откуда это приходит, ни куда уходит. (Ин.3:8) Но мы не должны стремиться знать тайны Божии; будем только послушными тому, что Он открывает.
Слишком много рассуждения — великое отвлечение. Те, кто рассуждает, являются часто непосвященными мудрецами, подавляют внутренний дух, как ветер гасит свечу. После общения с ними в течении некоторого времени, мы чувствуем сухость в наших сердцах и наш разум уведенным от его центра. Избегайте общения с такими людьми; они полны опасностью для вас.
Есть некоторые, которые кажутся глубокими, но их внешность обманывает нас. Легко ошибаться от некоторого тепла воображения для размышления. Такие люди стремятся к некоторому внешнему добру, к которому они прилепились; они увлечены этим беспокойным желанием; они постоянно заняты обсуждениями и рассуждениями, но не знают ничего из того внутреннего мира и тишины, который слушает Бога. Они более опасны, чем другие, потому что их отвлечение больше замаскировано. Исследуйте