Божьей власти над всеми созданиями
Ангелы Силы
Ханиил
Связаны с героическими делами
Ангелы Власти
Рафаил
Удерживают Вселенную в равновесии. Руководят обстоятельствами, мыслями и судьбами. Не дают пропащим ангелам завладеть миром
ТРЕТИЙ РОД
Ангелы начала
Камаил
Защитники городов, народов, правителей и ангелов второго рода
Ангелы
—
Прорицают людям божью волю
Архангелы
Михаил
Старшие ангелы. Подобны своему Творцу. Передают людям божьи послания, командуют легионами ангелов в непрерывной битве с «сыновьями тьмы»
*По Дионисию Аэропагиту.
А. – «человек греха», посланец Дьявола. Он воплощает в себе абсолютное отрицание христианской веры и действует по указанию последнего. Появится А. перед концом мира и возглавит темные силы. Общий срок его «царствования» – 42 месяца. И это – царство морального зла, где люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горделивы, злоязыкие, родителям непокорны, неблагодарны, недружны, непримиримы, несдержанны, жестоки, неверны, наглы, напыщенны, сластолюбивы. Сие в определенной степени равнозначно возвращению к Хаосу. Завершится царство А. его очной встречей с Христом, в которой последний победит.
Церковное толкование
Научное толкование
«От Матфея»
28
Первый евангелист, апостол из 12-ти, писал для иудеев; 42 г. н.э.
Оформление созданных в разные времена мифов о Христе. На основе устных
пересказов, более поздний вариант- отдельных записей-проповедей (т.н. «Логии») и легенд. Сложилось в середине I ст., оформились к 80-м годам II ст. н.э.
«От Марка»
16
Апостол из 70-ти, ученик Петра; писал для римлян; 52-67 гг. н.э.
Древнейшее из евангелий. Собрано Марком. Но и до этого существовали отдельные легенды и проповеди
«От Луки»
24
Апостол из 70-ти, врач; первый иконописец; писал для греков; 55 г. н.э.
—
«От Иоанна»
21
Иоанн Богослов – апостол из 12-ти учеников Христа; писал позже за всех – в конце I ст. н.э.
—
«Деяния апостолов»
28
Писал Лука, автор Евангелия, ученик Павла, Рим; 63 г.
Самая поздняя по времени книга Нового завета. Написана в конце II ст. н.э. Автор неизвестен.
Попытка оформить историю христианства, включая легенды
«СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ»
Иакова
I Петра
II Петра
I Иоанна
II Иоанна
III Иоанна
Иуды
5
5
3
5
13
15
25
Апостол из 12-ти; Иерусалим, 42-55 гг. н.э.
Апостол из 12-ти; Рим, 63-64 гг.
Рим, 65-66 гг.
Тогда же
Апостол из 12-ти (не искариот); Палестина, 63-65 гг. н.э.
Иудео-христианская памятники раннего христианства появилась в конце I – начале II ст. н.э.
Это – послания, которые обменивались отдельные общины и люди. Апостолами, то есть посланцами, называли делегатов, которыми обменивались отдельные христианские центры (от греческого «апостелло» – посылаю). Они часто пророчили от лица бога или же говорили, что видят его во снах
Павла – к римлянам
I коринфянам
II коринфянам
Галатам
Эфесцам
Филиппийцам
Колоссянам
I Фессалоникийцам
II Фессалоникийцам
16
16
13
6
6
4
4
5
3
Апостол; написал во время третьего странствия; 59 г. н.э.
58 г. н.э.
—
56 г. н.э.
63 г. н.э.
63 г. н.э.
63 г. н.э.
53 г. н.э.
54 г. н.э
Исследования с помощью компьютеров (Швеция) подтвердили выводы ученых: лишь первые 4-5 книг могли быть написаны одним автором, и он мог носить имя Павел. Остальное – документы морали, веры, административных проблем и взаимоотношений с властью, которыми обменивались христианские общины
Дают интересные сведения о постепенном выделении раннего христианства из иудаизма, о внутренней борьбе в общинах и между их предводителями, о поиске компромиссов с властью.
Наиболее ранние послания Павла – римлянам, I коринфянам, галатам – сложились в конце I ст. н.э. За исключением послания к евреям, адресованного секте, связанной с кумранскими эсенами. Написано до 132 г. н.э.
Филимону
Титу
I Тимофею
Евреям
I Тимофею
25
3
6
13
4
63 г. н.э.
64 г. н.э.
65 г. н.э.
65 г. н.э.
67 г. н.э.
Другие – в 30-40-х гг. II ст.
22
Апостол Иоанн Богослов; остров Патмос, 68 гг. н.э.
Первая по времени книга Нового завета. Основная часть написана между 09.06.68 и 15.01.69 гг. представителями раннего христианства из евреев. По сути – закамуфлированный антиримский религиозно-политический документ
10 некорректных фрагментов священных книг
Стих апостола Павла из первого послания Тимофею
А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии
Первая книга Царств
Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла
Слова Моисея
Ворожеи не оставляй в живых
136-й псалом «При реках Вавилона»
Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
Книга Судей
Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались над нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее… Господин ее встал поутру, отворил двери дома и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было. Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место
Слова апостола Павла
Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам
Обет ветхозаветного Иеффая
Если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение
Строки из «Бытия»
[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе
Слова апостолов Павла и Петра
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу
Слова апостолов Павла и Петра
Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым
Негуманные фрагменты «Ветхого завета»
1. Не отдавайте дочерей ваших в замужество за сыновей их, и их дочерей не берите за сыновей ваших, и не ищите мира с ними во все времена.
2. И так убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя.
3. А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евсеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой.
Сравнительная таблица основных положений христианства и буддизма
Хинаяна
Махаяна
Бог
Личность, Творец мира и Спаситель человека
Нет никакого Бога
Множество богов, принципиально ничем не отличающихся от мира и помогающих людям
Бог открывает человеку смысл жизни и путь к спасению
Откровения не существует; только — внутреннее просветление
Соединение с Христом
Обожание
Уникальная личность, любимая Богом, сотворившим людей для вечной блаженной любви
Существо, бесконечно перевоплощающееся, пока не достигнет нирваны
Душевная и телесная боль как следствие разлуки с Богом
Перевоплощения, сансара, тождественная существованию
Отступление от воли Божьей
Накопление кармы
Желание и старание вернуться к Богу
Не существует
Путь к спасению
Создание предпосылок для внутреннего просветления
Визитная карточка
К. – Церкви, единомышленные с Папой Римским. Источник вероучения – не только Библия, но и постановления вселенских соборов, суждения Пап.
Католицизму присущи пышная обрядность, экзальтированное почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных.
Духовенство дает обет безбрачия – целибат.
Вселенские соборы, признаваемые римо-католиками
Год
Главные решения
I Никейский
325
Принял Символ веры, осудил арианскую ересь, определил дату празднования Пасхи
I Константинопольский
381
Канонизировал учение о Троице, дополнил Символы веры. Патриарху предоставили преимущества над всеми другими, кроме римских
Эфесский
431
Учение о Богородице, осуждении несторианской ереси
Халкидонский
451
Утвердил формулировку об Иисусе Христе как о Боге и человеке, имеющем два естества, но одну ипостась
II Константинопольский
553
Осудил богословов Федора Молсуэтского, Феодорита Кирского и Иву Эдеского, не считавших Христа бочеловеком, а Марию – богоматерью
III Константинопольский
680-681
Возобновил мир с Папством
II Никейский
787
Утвердил почитание икон, осудил иконоборчество
IV Константинопольский
869-870
Направлен против церковной политики патриарха Фотия
V Константинопольский
879-880
Отменил все решения предыдущего Собора
I Латеранский
1123
Утвердил Вормский конкордат
II Латеранский
1139
Осудил Арнольда Брешианского
III Латеранский
1179
Установил порядок избрания Папы
IV Латеранский
1215
Санкционировал инквизицию
I Лионский
1245
Отлучил от церкви Фридриха II Штауфена
II Лионский
1274
Уния с православной церковью
Вьенский
1311-1312
Отмена ордена тамплиеров, решение о преследовании вальденсов, беггардов и др.
Констанцский
1414-1418
Декреты о реформе церкви; контроль со стороны соборов за папской властью
Базельский
1431-1449
Уния между католической и православной церквами
V Латеранский
1512-1517
Реформа Церкви
Тридентский
1545-1563
Утвердил положение о первородном грехе, чистилище; проклял протестантов
I Ватиканский
1869-1870
Догмат о безгрешности Папы
II Ватиканский
1962-1965
О единой вселенской универсальной церкви, реформа литургии, миссионерство
7 особенностей католицизма
1. Строгая централизация во главе с Папой Римским
2. Источник вероучения – Предание, включающее Библию, постановления Вселенских соборов и вероучительные определения Пап
3. Духовенство латинского обряда, начиная со священников и выше, дает обет безбрачия, целибат
4. Множество обрядов как западных, так и восточных
5. Почитание Богоматери выражается, кроме прочего, в догматах о Ее непорочном зачатии и телесном вознесении
6. В Символе Веры имеется добавка филиокве
7 канонических смертных грехов
1. Чревоугодие – а/ принятие пищи без распорядка; бы/ пресыщение; в/ тяга к утонченным кушаньям.
2. Блуд – а/ чрезмерность в сексуальных контактах; б/ мастурбация; в/ эротические фантазии.
3. Алчность – а/ желание не отдавать имеющиеся материальные блага; б/ желание возвратить или компенсировать утраченное; в/ стремление к приобретению нового.
4. Гнев – а/ состояние аффекта; бы/ поведение, вызванное аффектом (бранные слова, угрозы, агрессивные действия); в/ злопамятство.
5. Уныние – а/ грусть по окончании гнева как закономерное истощение психических сил организма; б/ печаль, вызванная неудачей, одурачиванием и т.п..
6. Зависть – следствие патологических процессов, вызываемых грустью.
7. Гордыня – патологическое воображение о собственной самостоятельности и независимости.
7 новых смертных грехов, официально учрежденных Ватиканом
1. Биоэтические нарушения (напр., контроль рождаемости).
2. Сомнительные с моральной точки зрения научные эксперименты (напр., исследования стволовых клеток).
3. Употребление наркотиков.
4. Загрязнение окружающей среды.
5. Увеличение имущественного расслоения.
6. Избыточное богатство.
7. Действия, которые приводят к росту числа бедных.
7 смертных грехов глазами современников
По мнению британцев, концепция восьми осуждаемых страстей на сегодня существенно устарела. Это выяснилось в ходе широкомасштабного опроса, проведенного телекомпанией ВВС. Самые порицаемые грехи ныне расположились следующим образом:
Нечестность
Иными словами, люди куда строже осуждают действия, способные нанести вред другим.
Семь канонических смертных грехов полезны?
№
1
Удовлетворив свою страсть к еде, люди становятся более великодушными: сытый перестает думать о хлебе насущном, а состояние довольства располагает к альтруистическим действиям
2
Улучшает мышление, повышает настроение и помогает строить любовные отношения. Люди, которые много думают о сексе, лучше решают аналитические задачи. Кроме того, секс повышает самооценку, успокаивает нервы, а в отдельных случаях делает нас альтруистами, так как мы стремимся угождать партнеру, чтобы получить удовлетворение. В надежде на секс мы становимся более миролюбивыми и гасим конфликты
3
Алчность
Люди, которые тратили деньги на то, чтобы испытать какой-то опыт (скажем, экстремальных развлечений), чувствовали себя в целом более счастливыми, чем те, кто приобретал различные материальные ценности
4
Помогает влиять на других людей. К тому же, гневные посредники более успешны в переговорах
5
Блокируются все посторонние чувства и эмоции, мы как бы «останавливаемся» и прислушиваемся к себе, находя тот стимул, который заставит нас сменить направление, встать на другие рельсы и устремиться к новым вершинам и достижениям
6
В первую очередь, это сравнение себя с другими. А это нередко заставляет человека мобилизовать имеющийся потенциал
7
Заставляет людей держать марку, чтобы не ухудшить свою оценку в глазах других. Гордые люди более выносливы, им можно поручать сложные задания, и они чаще берут на себя роль