своей книге я ориентировался на историко-критическую экзегезу, широко используя разнообразные сведения, ставшие достоянием науки благодаря этому методу, которым, однако, мне не хотелось бы ограничиваться, ибо он позволяет двигаться лишь в определенных рамках, не вмещающих в себя собственно богословское толкование, каковое для меня является приоритетным. Именно поэтому я намеренно обходил стороной те полемические вопросы, которые являются предметом обсуждения внутри сугубо исторической библеистики. По этой же причине я счел возможным отказаться от подробной библиографии, поскольку она все равно, так или иначе, будет неполной, и решил представить лишь перечень использованных источников. Внутри текста они даются сокращенно, в скобках. Полное название и выходные данные той или иной публикации приводятся поглавно в конце книги.
Прежде всего мне хотелось бы перечислить наиболее важные современные книги, посвященные Иисусу.[88]
— Gnilka Joachim. Jesus vom Nazareth. Botschaft und Geschichte / Herders Theologischer Kommentar zum Neuen Testament. Supplementband 3. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1990.
— Berger Klaus. Jesus. Munchen: Pattloch, 2004. — Это основательное исследование, базирующееся на глубоком знании экзегезы, рассматривает образ Иисуса и смысл Его вести в контексте актуальных проблем современности.
— Schurmann Heinz. Jesus. Gestalt und Geheimnis. Gesammelte Beitrage / Hg. von K. Scholtissek. Padeborn: Bonifatius, 1994.
— Meier John P. Marginal Jew. Rethinking the Historical Jesus. New York: Doubleday, 1991 ff. — Этот многотомный труд американского иезуита является во многих отношениях образцовопоказательным исследованием, основывающимся на историкокритическом методе и демонстрирующим как его сильные, так и слабые стороны. В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателя на отклик Якоба Нойснера, опубликовавшего рецензию на первый том: NeusnerJ. Who Needs the Historical Jesus? // Chronicles. July, 1993. P. 32–34.
— Soding Thomas. Der Gottessohn aus Nazareth. Das Menschsein Jesu im Neuen Testament. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 2006. — Автор этой книги не пытается дать портрет исторического Иисуса, но сосредотачивает свое внимание главным образом на свидетельствах веры, представленных в различных новозаветных текстах
— Schnackenburg Rudolf. Die Person Jesu Christi im Spiegel der vier Evangelien. Herders Theologischer Kommentar zum Neuen Testament. Supplementband 4. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1993. — Уже после выхода в свет указанной книги, которую я упоминаю в Предисловии, Шнакенбург опубликовал еще одну, очень личную работу об Иисусе: Schnackenburg R. Freundschaft mit Jesus. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1995. — Как пишет сам автор, главный акцент здесь приходится не столько на событийно-фактическую сторону, сколько на то, какое «влияние Иисус оказывает на души и сердца людей», что позволяет автору показать, каким образом может быть достигнуто «равновесие между разумом и чувством» (S. 7 f.).
В своем толковании Евангелия я основывался главным образом на отдельных томах «Теологического комментария к Новому Завету», выпущенного издательством «Гердер» (Herder), но, к сожалению, пока еще не завершенного: Herders Theologischer Kommentar zum Neuen Testament.
Обширный материал, относящийся к истории Иисуса, можно найти в шеститомном труде: La storia die Gesu / Ed. Virgilio Levi. Milano: Rizzoli, 1983–1985.
Все сокращения даны в соответствии с третьим изданием «Энциклопедии богословия и Церкви» (Lexikon fur Theologie und Kirche. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1993 ff.).
Список использованных в тексте и примечаниях сокращенных названий некоторых источников
De bapt Tertullian. De baptismo (Uber die Taufe[89]).
De dom or Cyprianus. De dominica oratione (Cyprian. Uber das Gebet des Herren[90]).
Paed Clemens Alexandrinus. Paedagog. (Der Padagoge[91]).
PG Patrologia Graeca / Ed. J.P. Migne. 161 vols. Paris, 1857–1866.
Reg Regula Benedicti (Benediktsregel[92]).
RGG Die Religion in Geschichte und Gegenwart. 5 Bde. Tubingen, 1956–1965.
ThWNT Theologisches Worterbuch zum Neuen Testament / Bgr. von G. Kittel; hg. von G. Friedrich. 10 Bde. Stuttgart, 1933–1979.
TThZ Trierer Theologische Zeitschrift.
— Schnackenburg Rudolf. Die Person Jesu Christi im Spiegel der vier Evangelien. Herders Theologischer Kommentar zum Neuen Testament. Supplementband 4. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1993.
— Die Interpretation der Bibel in der Kirche // Stimmen der Weltkirche. N 115. Bonn, 1994.
— Das judische Volk und seine Heilige Schrift in der christlichen Bibel // Ibid. N 152. Bonn, 2001.
— Evdokimov Paul. L’art de 1’icone. Theologie de beaute. Paris: Desclee, 1972. P. 239–247. — Отсюда мною почерпнуты сведения о богословии иконы и некоторые наблюдения, касающиеся сочинений Отцов Церкви.
— Jeremias Joachim. Amnos // Theologisches Worterbuch zum Neuen Testament. Bd. 1. Stuttgart: Kohlhammer, 1966. S. 342–345.
— Gnilka Joachim. Das Matthausevangelium. Erster Teil. Herders Theologischer Kommentar zum Neuen Testament. I/1. Freiburg; Basel; Wien, 1986.
— Guardini Romano. Das Wesen des Christentums — die menschliche Wirklichkeit des Herrn. Beitrage zu einer Psychologie Jesu. Mainz: Matthias Grunewald; Padeborn: Schoningh, 1991.
Глава вторая. Искушения Иисуса
Данная глава в основном совпадает с тем, что я написал об искушениях Иисуса в моей книге «На пути к Иисусу Христу» (Unterwegs zu Jesus Christus. Augsburg: Sankt Ulrich, 2003. S. 84–99), к которой я и отсылаю читателя. Там же приведена и соответствующая литература. Здесь мне бы хотелось назвать лишь немецкое издание книги Владимира Соловьева «Краткая повесть об антихристе»: Solowjew Wladimir. Kurze Erzahlung vom Antichrist / Ubdersetzt und erlautert von Ludolf Muller. Munchen: Wewel, 1986.
Глава третья. Евангелие Царства Божия
— Harnack Adolf v. Das Wesen des Christentums / Neuausgabe mit einem Geleitwort von Rudolf Bultmann. Stuttgart: Klotz, 1950 (1e изд.: Leipzig: Hinrichs, 1900).
— Moltmann Jurgen. Theologie der Hoffnung. Untersuchungen zur Begrundung und zu den Konsequenzen einer christlichen Eschatologie. Munchen: Chr. Kaiser, 1985.
— Wei? J. Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes. Gottingen, 1892.
— Stuhlmacher Peter. Biblische Theologie des Neuen Testaments. Bd. I: Grundlegung. Von Jesu zu Paulus (1992); Bd. II: Von der Paulusschule bis zur Johannesoffenbarung (1999). Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
Глава четвертая. Нагорная проповедь
— Neusner Jacob. A Rabbi Talkes with Jesus. An Intermillennial Interfaith Exchange. New York: Doubleday, 1933 (на нем. яз.: Ein Rabbi spricht mit Jesu. Ein judisch-christlicher Dialog. Munchen: Claudius, 1997). Я цитирую по немецкому изданию.
— Gnilka Joachim. Das Matthausevangelium. Erster Teil. Herders Theologischer Kommentar zum Neuen Testament. I/1. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1986.
— Elliger Karl. Das Buch der zwolf Kleinen Propheten. Bd. II (Das Alte Testament Deutsch. Bd. 25). Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1964.
— Dinkler Erich. Signum Crucis. Aufsatze zum Neuen Testament und zur christlichen Archaologie. Tubingen: Mohr, 1967. S. 1—54. — Сведения о символическом значении древнееврейской буквы «тав».
— Clairvaux Bernhard von. Samtliche Werke latainisch-deutsch / Hg. von Gerhard B. Winkler. Bd. V. Innsbruck: Tyrolia, 1994. S. 394. — Ср. комментарии к этому тексту и сведения о его предыстории: Lubac Henride. Geist aus der Geschichte / Deutsch von Hans Urs von Balthasar. Freiburg: Johannes-Verlag Einsiedeln, 1968. S. 284 ff.
— По поводу критики христианства в работах Фридриха Ницше существует достаточно обширная литература. Позволю себе указать лишь исследование Анри де Любака: Lubac Henride. Uber Gott hinaus. Tragodie des atheistischen Humanismus / Deutsch von Eberhard Steinacker und Hans Urs von Balthasar. Freiburg: JohannesVerlag Einsiedeln, 1984. S. 13–94.
— При написании раздела «Компромисс и пророческая радикальность» существенную помощь мне оказали две работы профессора Оливье Артю (Париж), написанные им в 2003 и в 2004 гг. для Папской Библейской комиссии, но до сих пор не опубликованные. Говоря о диалектическом соотношении двух видов права (казуистического и аподиктического), он называет имя Франка Крюземана и его книгу «Тора», которая представляет собой, с точки зрения профессора Артю, одно из самых значительных исследований по этому вопросу. См.: Crusemann Frank. Die Tora. Munchen: Chr. Kaiser, 1992.
— Литература, посвященная Молитве Господней, весьма и весьма обширна. При рассмотрении «Отче наш» в экзегетическом аспекте я прежде всего ориентировался на работу Иоахима Гнилки «Евангелие от Матфея». См.: Gnilka Joachim. Das Matthausevangelium. Erster Teil. Herders Theologischer Kommentar zum Neuen Testament. I/1. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1986.
— Для общей ориентации в вопросах, связанных с междисциплинарным контекстом «Отче наш», полезна книга Флориана Треннера. См.: Trenner Florian(Hg.). Vater unser im Himmel. Munchen: Wewel; Donauworth: Klerusblatt-Verlag, 2004.
— О иудейском контексте см.: Limbeck Meinrad. Von Jesus beten lernen. Das Vaterunser auf dem Hintergrund des Alten Testaments // Religiose Bildungsarbeit. Stuttgart, 1980.
— Das Vaterunser. Gemeinsames im Beten von Juden und Christen / Hg. Brocke Michael, Petuchowski Jakob J., Walter Strolz. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1976.
— Из всей богатой литературы, посвященной духовному толкованию «Отче наш», позволю себе назвать лишь позднюю работу Романо Гвардини, на которую, к сожалению, редко обращают внимание. См.: Guardini Romano. Gebet und Wahrheit. Meditationen uber Vaterunser. Wurzburg: Werkbund, 1960; Padeborn: Matthias Grunewald/Schoningh, 1988.
— Schneider Reinhold. Das Vaterunser. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1947; 1979.
— Kolvenbach Peter-Hans SJ.[93] Der osterliche Weg. Exerzitien zur Lebenserneuerung. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1988. S. 63—104.
— Martini Carlo Maria. Non sprecate parole Esercizi spirituali con il Padre Nostro. Casale Monferrato: Portalupi Editore, 2005.
— Из толкований Отцов Церкви мне ближе всего сочинение святого Киприана Карфагенского «О Молитве Господней», которое я широко цитирую. См.: De domenica oratione / Thasci Caecilli Cypriani Opera Omnia. Corpus scritorum ecclesiasticorum latinorum. Ostrreichische Akademie der Wissenschaften. Wien, (1866 ff.). III 1. S. 265–294.
— Об Апокалипсисе (12–13) см., например: Ravasi Gianfranco. Apocalisse. Piemme. Casale Monferrato, 2000. P. 108–130.
Глава шестая. Ученики
— Feuillet Andre. Etudes d’exegese et theologie biblique. Ancient Testament. Paris: Gabalda, 1975.
— Pesch Rudolf. Das Markusevangelium. Erster Teil. Herders Theologischer Kommentar zum Neuen Testament. II/1. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1976.
— Schlier Heinrich. Der Brief an die Epheser. Ein Kommentar. Dusseldorf: Patmos, 1958.
— Biser Eugen. Einweisung ins Christentum. Dusseldorf: Patmos, 1997.
Глава седьмая. Притчи
— Jeremias Joachim. Die Gleichnisse Jesu. Vandenhoeck & Ruprecht. Gottingen, 1956.
— Julicher Adolf. Die Gleichnisreden Jesu. Bde. I, II. Tubingen: Mohr, 1899; 1910.
— Dodd Charles H. The Parables of the Kingdom. London: Nisbet, 1938.
— Kuhn Helmut. «Liebe». Geschichte eines Begriffs. Munchen: Kosel, 1975.
— Grelot Pierre. Les Paroles de Jesus Christ / Introduction a la Bible. Nouveau Testament 7. Paris: Desclee, 1986.
— Augustinus Aurelius. Das Antliz der Kirche / Hg. von Hans Urs von Balthasar. Einsiedeln: Benziger, 1942. S. 92–99.
Глава восьмая. Великие образы Евангелия от Иоанна
Литература по общим вопросам
— BultmannRudolf. Das Evangelium des Johannes. Kritisch-exegetischer Kommentar uber das Neue Testament. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1941.
— Hengel Martin. Der Sohn Gottes. Die Entstehung der Christologie und die judisch-christliche Religionsgeschichte. Tubingen: Mohr, 1973.
— Hengel Martin. Die johannische Frage. Ein Losungsversuch. Tubingen: Mohr, 1993.
— Pesch Rudolf. Antisemitismus in der Bibel? Das Johannesevangelium auf dem Prufstand. Augsburg: Sankt Ulrich, 2003.
— Gazelles Henri. Johannes. Ein Sohn des Zebedaus. «Priester» und Apostel // Internationale Katholische Zeitschrift Communio 31 (2002).