семидесяти толковников», сделанному с еврейского на греческий в III–II вв. до Р.X., тогда как западные издания ориентируются на еврейскую традицию, представленную в так называемой масоретской Библии. В настоящем издании все названия книг Священного Писания даны по русскому синодальному переводу Библии. Для сведения читателей ниже приводится таблица соответствий:
Септуагинта: Масоретская Библия:
1 Царств 1 Самуила
2 Царств 2 Самуила
3 Царств 1 Царей
4 Царств 2 Царей
В некоторых изданиях Библии Книгу Неемии называют Второй книгой Ездры, Вторую Ездры — Третьей Ездры, а Третью Ездры — Четвертой книгой Ездры. Нумерация Книг Ездры, цитируемых автором, в настоящем издании также дается по русскому синодальному переводу Библии.
ПОЯСНЕНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ПОНЯТИЯМ
В данный раздел включены лишь те историко-культурные и богословские понятия, значение которых не раскрывается автором непосредственно в тексте книги.
Агапе (греч. agape) — одно из четырех греческих слов (агапе, эрос, филия, сторге), переводимых на русский язык как «любовь». Древние греки понимали под «агапе» одаряющую, жертвенную, направленную на благо ближнего любовь (центральное место это понятие занимает, например, в философии Плотина — см. «Эннеады»); ранние христиане называли так «вечери любви» — собрания, предполагавшие братское общение верующих между собой, которые устраивались в память о Тайной вечере.
Апокалиптика (от греч. apocalypsis — откровение, апокалипсис) — богословская наука, занимающаяся изучением вопросов о судьбе богоизбранного народа, как правило, в эсхатологическом (см. Эсхатология) плане, в рамках универсальной истории; литературный жанр, возникший на древнем Ближнем Востоке и благодаря христианству получивший широкое распространение в средневековой Европе. Основным признаком этого жанра является рассказ об откровении, полученном тайнозрителем от Бога через посредника (ангел, святой и т. п.). Главными действующими лицами выступают персонажи Ветхого Завета. Произведения в жанре апокалиптики обычно содержат видения, описания путешествий по небесному миру, часто, но не всегда, эсхатологические пророчества и т. п. При этом предсказания эсхатологической катастрофы могут встречаться и в произведениях других жанров (Книги Премудрости, Завещания патриархов и проч.). То же относится и к описаниям небесного мира, которые могут входить в состав текстов литургического характера (напр., Песни субботнего жертвоириношения из Кумрана). В составе Нового Завета, помимо Откровения Иоанна Богослова, встречаются отдельные элементы жанра апокалиптики (напр., так называемый «малый апокалипсис» (Мф 24; Мк 13; Лк 21; 2 Кор 12:1–4). К апокрифической новозаветной апокалиптике относятся Пастырь Ермы, Апокалипсис Петра, Вознесение Исайи, 16я глава Учения 12 апостолов (Дидахе). Жанр апокалиптики широко использовался гностиками (Апокалипсис Адама, 2-й Апокалипсис Иакова, Апокриф Иоанна, Апокалипсис Павла и др.). Среди позднеиудейских мистических текстов также имеются близкие к апокалиптическим (напр., 3-я Книга Еноха). В христианской традиции произведения в жанре апокалиптики встречаются также в составе житийной литературы.
Второисайя — условное обозначение боговдохновенного пророка, которому, как принято считать в современной библеистике, принадлежат главы 40–55 и, вероятно, 56–66 Книги пророка Исайи, поскольку в них содержатся прямые намеки на возвращение вавилонских пленников и свидетельства о том, что автором этих текстов мог быть не Исайя Иерусалимский, а Исайя Вавилонский, вернувшийся вместе с пленниками в Иерусалим (538 до Р.X.); именование Второисайя вошло в оборот в XVIII в.; блаженный Иероним называл Второисайю «ветхозаветным евангелистом».
Вульгата (лат. Vulgata — распространенная, доступная народу) — перевод Священного Писания на латинский язык, выполненный блаженным Иеронимом Стридонским в V в. с древнееврейского (Ветхий Завет) и с греческого (Новый Завет) языков. Псалтирь приводится в двух вариантах: juxta Hebaeos (по еврейскому тексту) и juxta LXX (по тексту 70 толковников — Септуагинте); текст Вульгаты, канонизированный Римской Церковью, используется в латинской патристике и богослужении и лежит в основе большинства европейских переводов Библии.
Герменевтика (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий; букв.: искусство толкования) — комплекс методов философско-филологического толкования текстов; в богословии различают старую и новую герменевтику. Старая герменевтика — условное название области богословия, сформировавшейся в схоластической средневековой библеистике на основе иудейских и святоотеческих правил толкования Библии; важнейшей чертой является признание нескольких уровней смысла Писания. Старая герменевтика различает в Библии 1) буквальный и 2) таинственный, или сокровенный, смысл. В свою очередь буквальный смысл подразделяется на исторический и метафорический, или иносказательный. Таинственный смысл подразделяется на: а) прообразовательный (аллегорический), б) нравственный и в) анагогический смысл (см. Учение о четырех смыслах). В православной экзегетике принципы старой герменевтики сохраняют полную силу и в настоящее время. Новая герменевтика — система методов, предназначенная для интерпретации Нисания в соответствии с запросами современной мысли и сознания; возникла в середине XX в., преимущественно среди протестантских библеистов.
Гностицизм (от греч. gnosis — знание) — религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству и пытавшееся сочетать Евангелие с восточно-эллинистической теософией, оккультизмом и мифологией. Расцвет гностицизма приходится на II–III вв., но влияние его было более продолжительным. Одна гностическая секта — мандеи — существует и в наше время (см. также Мандейские писания).
Декалог (Десятисловие, Десятословие) (от греч. deka — десять и logos — слово) — десять заповедей Моисеевых, записанных на «скрижалях Завета» (Исх 20:2—17; Втор 5:6—21); Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божия, данного Моисею на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (ок. 1250 до Р.X). Согласно Преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем. Скрижали хранились в Ковчеге Завета по крайней мере до X в. до н. э. (Втор 10:5; 3 Цар 8:9). Неизвестно, когда был утрачен Ковчег, но в эпоху Второго Храма (между 516 до Р.X. и 70 по Р.Х.) он уже не существовал. Заповеди первой скрижали говорят об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей, заповеди второй скрижали — о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом. Вместе с древнейшим Моисеевым исповеданием веры (Втор 6:4–5) Декалог выражает непреходящую суть вероучения Ветхого Завета, поэтому Христос освящает Декалог Своим авторитетом, сводя его к двум главнейшим заповедям: любви к Богу и любви к человеку (Мк 12:28–31; ср. Мф 22:35–40). Порядковое разделение заповедей Декалога неодинаково в западной и восточной церковных традициях. В Православной Церкви на первой скрижали пишется четыре заповеди, на второй — шесть. В Католической — на первой скрижали три (без второй, о кумирах), на второй семь (десятая заповедь разделена на две).
Левит (левиты) — представители колена Леви (Левия); из левитов набирались служители в переносном храме — Скинии, а позднее — в иерусалимском Храме; священнослужители у древних евреев разделялись на три степени: первосвященники, священники (коэны) и левиты; при богослужении левиты охраняли порядок, руководили обрядом жертвоприношения, пели псалмы; кроме того, левиты традиционно составляли летописи, изучали закон и следили за его соблюдением, выступая среди народа как учителя и судьи.
Легализм — в современном языке — строгое соблюдение правовых норм, приверженность букве закона; в богословии — синоним «законничества», косного благочестия. Во времена Нового Завета легализм стал препятствием на пути духовной свободы христианина; в опровержение легализма апостол Павел написал свое Послание к Галатам.
Мандейские писания — религиозные тексты, связанные с гностической сектой мандеев (от арамейского «знание»), существующей по сей день в Ираке (численность ок. 1000 человек). Первые сведения о ней восходят к VIII в. по Р.X.; более подробно Европа познакомилась с мандейскими писаниями во второй половине XIX в. Мандейские писания были впервые опубликованы в 1915 и 1925 гг., в 1950—1960х гг. к ним прибавились новые публикации. Тексты написаны на одном из диалектов арамейского языка; рукописи не старше XVI в., но сами писания возникли, видимо, на много веков раньше (VI–VII вв.). По учению мандеев, высшее Божество «Великая Жизнь» эманирует из себя небесные существа, или эоны (символом эманации является Иордан). Эонами были библейские праотцы и пророки, последний из них Иоанн, сын Захарии. Иисуса Христа и Магомета мандеи считают лжепророками. Мандеи практикуют регулярные священные омовения и ритуальные трапезы и в этом напоминают ессеев Кумрана. По мнению многих ученых, религия мандеев могла возникнуть из слияния гностических сект Вавилонии с группами учеников Иоанна Крестителя, переселившихся в Двуречье из Иудеи (намек на такие группы усматривают в Деян 18:24–19:7).
Мишна — см. Талмуд.
Онтологая — раздел философии, изучающей проблемы бытия, наука о бытии.
Пятидесятница — ветхозаветный праздник (евр. шавуот — праздник седмиц, или недель), отмечался в память о даровании евреям на пятидесятый день после Исхода из Египта Десяти заповедей (см. Декалог); в новозаветной Церкви — день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение; отмечается на пятидесятый день после Пасхи, Воскресения Христова, в память о сошествии Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. В этом событии открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы в подтверждение учения Иисуса о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода. Именно поэтому день сошествия Святого Духа связывают со Святой Троицей. Православная Церковь отмечает Троицу на сорок девятый день после Пасхи, в воскресенье, а понедельник посвящает во славу Святого Духа; в христианских церквях западной традиции на сорок девятый день после Пасхи празднуется Пятидесятница, то есть Сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы приходится на следующее воскресенье.
Раввин — звание, присваиваемое по получении высшего еврейского религиозного образования, дающего право возглавлять конгрегацию или общину, быть членом религиозного суда и преподавать в иешиве, высшем религиозном учебном заведении, предназначенном для изучения Устного Закона; словом «рав» в мишнаитской литературе (см. Талмуд) называют законоучителя; раввин времен Талмуда был толкователем Торы (см.) и Устного Закона, а также наставником, при этом раввин почти всегда зарабатывал на жизнь какой-либо другой работой. От раввинов требовалась не только ученость, но и мудрость судьи, способность руководить общественными делами и духовной жизнью общины и служить моральным образцом для ее членов. В обязанности раввинов не входило отправление функций священнослужителя: раввин не должен был вести синагогальную литургию, благословлять членов конгрегации и т. п. Лишь позднее в обязанности раввинов вошло заключение брака и совершение развода, поскольку для этого, в особенности для развода, необходимо знание религиозного закона и соблюдение судебной процедуры. Религиозный авторитет раввина опирался прежде всего на традиции учености. Только в XIV в. начинается процесс постепенного превращения должности раввина в своего рода профессиональную службу.
Раввинистическая литература (раввинистические сочинения) — термин, обозначающий еврейскую галахическую (нормативную) литературу со времени завершения Талмуда (см.) до наших дней. Основными жанрами раввинистической литературы являются комментарии к Талмуду, так называемые новеллы (нововведения к Талмуду), галахические (законоустанавливающие) постановления и респонсы (сборники рекомендаций, построенные по принципу «вопрос—ответ» и затрагивающие разные сферы еврейской жизни).
Регноцентризм — понятие, введенное в оборот западными богословами (от лат. regno — царство); используется применительно к концепциям, рассматривающим Царство (Божие) как