конечную цель вселенской истории.
Секуляризм (секулярный) (лат. saecularis — светский) — социальная доктрина, приверженцы которой полагают, что движение к лучшему обществу и возможные социальные и политические реформы должны основываться на позитивном научном знании, а не на религии; сторонники секуляризма выступают за отделение Церкви от государства и передачу всех социальных и политических функций светской власти.
Синоптические Евангелия — условное название трех первых Евангелий, которые обнаруживают большое сходство в композиции, а также имеют немало буквальных совпадений. Это стало очевидным после того, как в 1774–1776 гг. их издал в виде синопсиса, т. е. параллельными столбцами, протестантский исследователь Нового Завета И. Грисбах. Четвертое Евангелие от Иоанна по стилю и содержанию отличается от синоптических. Сходство синоптических Евангелий обусловлено общими источниками (письменными и устными) и ролью единой древней традиции; композиционные, содержательные и лексические различия синоптических Евангелий связаны со средой и временем их возникновения, а также с индивидуальными оттенками богословия каждого из евангелистов и адресной направленностью их текстов. Евангелист Матфей был палестинским евреем; его Евангелие, самое раннее по времени возникновения (ок. 42 г.), написано для христиан из евреев и тесно связано с традицией Ветхого Завета. Евангелист Марк, сопровождавший апостола Павла в его миссионерских путешествиях, писал свое Евангелие для христиан из язычников (в частности, римских), поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности повествования можно объяснить близостью Марка к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Евангелист Лука, воспитывавшийся в греческой семье, был тем, кто сопровождал апостола Павла в Македонию и малоазийские города и оставался при нем во время пребывания апостола под стражей в Кесарии и в Риме; не будучи палестинцем и обращаясь к христианам из язычников, Лука обнаруживает меньшее, чем евангелист Матфей, знание обстановки, в которой происходили евангельские события, но стремится уточнить хронологию событий, указывая на царей и правителей. Евангелие от Иоанна традиционно не включается в состав синоптических Евангелий, поскольку отличается от них и гю содержанию, и по форме изложения. Святой Ириней Лионский указывает, что Иоанн написал свое Евангелие после других евангелистов во время пребывания в Эфесе; по словам Климента Александрийского, апостол Иоанн, исполняя желание своих учеников, находивших, что в Евангелиях изображен преимущественно человеческий облик Христа, написал «евангелие духовное», наиболее богословское из всех Евангелий. В нем уделяется много места речам Христа, в которых раскрывается тайна Его посланничества и Богосыновства. Текст Евангелия от Иоанна свидетельствует о том, что его автор был жителем Палестины, хорошо знавшим ее обычаи и праздники; в языке четвертого Евангелия исследователи обнаруживают семитский подтекст и влияние иудейской литературы того времени.
Талмуд (евр. учение) — так называемая Устная Тора (Устный Закон): многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий (II в. до Р.X. — VI в. по Р.X.) законоучителями Палестины и Вавилонии и привели к фиксации Устного Закона. Расширенное устное толкование библейских законоположений было собрано и отредактировано в 210 г. и получило название Мишна (букв.: повторение). Мишна вскоре сама стала предметом толкований; собрание толкований Мишны называется Гемара (букв.: учение); Мишна и Гемара и составляют Талмуд. Так как толкование Мишны происходило в Палестине и Вавилонии, то имеются два Талмуда — Иерусалимский и Вавилонский. Кроме законодательных текстов Талмуд включает большое количество сказочных и мифологических сюжетов, народных поверий, исторических, медицинских, магических, кулинарных текстов, случаев и анекдотов. В Талмуде сохранились важные свидетельства, которые проливают свет на Новый Завет. Одним из первых христианских библеистов, который привлек Талмуд для толкования Евангелий, был Эдершейм: он использовал талмудическую письменность в основном для уточнения исторического фона евангельских событий; другие авторы пошли дальше, обнаружив глубокую связь между Новым Заветом и раввинистической литературой (см.). Сама идея Предания, методы интерпретации Библии, обряды церковных таинств, молитвенные чинопоследования Церкви — все это оказалось связанным не только с Писанием Ветхого Завета, но и со священными традициями иудейства.
Теофанический, от Теофания (от греч. theos — Бог и phanein — являться; Богоявление) — зримые образы присутствия Бога в мире, знак, который Он дает о Себе человеку на языке природных стихий, и прежде всего — огня и ветра; в Библии — явления Сущего через видения, откровения и пророческое слово. Величайшей Теофанией стало воплощение Слова в Иисусе Христе. Теофанией (Эпифанией) называется также один из христианских праздников — праздник Богоявления. Впервые празднование Теофании (одновременно с Рождеством Христовым) получило распространение в гностических общинах II в. по Р.X.; эта традиция была воспринята восточными церквями, и одновременное празднование Теофании и Рождества Христова продолжалось до IV — начала V вв. по Р.X. В «Апостольских постановлениях» упоминается отдельный от Рождества праздник Теофании (Эпифании) как праздник нисхождения Бога на землю, однако в этом источнике праздник связывается не только с Крещением, но и поклонением волхвов, чудом в Кане Галилейской и другими новозаветными эпизодами, связанными с Богоявлением. В современном православии Теофания (Эпифания, Богоявление) — один из двунадесятых праздников; празднуется в день Крещения Господня, когда была явлена Пресвятая Троица — Бог Сын крестился, Бог Отец свидетельствовал Его своим гласом, Бог Дух Святой сошел на Него в виде голубя.
Теоцентризм (букв.: богоцентризм, от греч. theos — Бог и лат. centrum — центр круга) — фундаментальное понятие христианского богословия, сложившееся в средневековой схоластике и отражающее представление о богоположенности и богоустремленности как бытия в целом, так и отдельных его составляющих — мира, человека, истории, будущего; различают теоцентрическую онтологию, антропологию, гносеологию, эсхатологию, экклесиологию.
Тора (евр. учение, наставление) — первоначальное значение — «закон»; в Пятикнижии Торой называется отдельное Божественное предписание или совокупность законов и постановлений, относящихся к той или иной стороне жизни, например «Тора (Закон) Моисея», «Тора всесожжения» и т. д.; впоследствии Торой в иудейском мире стали называть Пятикнижие в отличие от Библии в целом; дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Танаха) и Устного Закона (см. Талмуд); в самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона — от Библии до последних галахических (нормативных) нововведений; в современном западном богословии понятие «Тора» часто используется в своем исконном значении — «Закон», в каком оно встречается в Пятикнижии, являющемся одновременно частью еврейского Танаха и христианского Ветхого Завета.
Третий орден — одна из трех ветвей католического нищенствующего монашеского ордена, учрежденного святым Франциском Ассизским для проповеди апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему (первый орден); второй (женский) орден святого Франциска называется орденом бедных клариссинок (основан в 1224 г. святой Кларой, сподвижницей святого Франциска); третий орден (орден терциариев) был учрежден святым Франциском в 1221 г.; в 1401 г. орден получил собственный устав; помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян святого Франциска; современный устав терциариев-мирян составлен в 1978 г.; к числу терциариев-мирян принадлежали, например, Данте, Людовик IX Святой, Микеланджело и др.
Учение о четырех смыслах Писания — представление о наличии в Священном Писании сокровенных, духовных смыслов; основывается на учении блаженного Августина и восходит к идеям Оригена (который выделял три смысла Писания: буквальный, нравственный и аллегорический в соответствии с тремя «составляющими» человека — телом, душой и духом) и блаженного Иеронима (который выделял два смысла). Согласно схоластической герменевтике, Писание обладает четырьмя смыслами: 1. Буквальный (или исторический) смысл — обнаруживается при прямом, дословном понимании текста; относится к историческим событиям, описанным в Библии. 2. Аллегорический смысл — доктринально-догматический, который в неявном виде содержится в отдельных местах Писания и требует прояснения. 3. Тропологический (от греч. tropos — поворот, оборот речи). или морально-аллегорический, нравственный смысл дает нравственное руководство, правила христианского поведения. 4. Анагогический (от греч. anago — возвышать) смысл дает основание для христианской надежды, указывает на будущее исполнение Божественных обещаний в небесном Иерусалиме. Принцип различения четырех смыслов Священного Писания, именуемых «квадригой», закреплен в Катехизесе Католической Церкви (ст. III: Священное Писание, 115–118), где помимо общего теологического объяснения каждого из них дается краткая «житейская» интерпретация, емко сформулированная в средневековом стихотворении, цитируемом в параграфе 118 указанной статьи Катехизиса: «Буквальный смысл — излагает события, аллегория — учит, чему верить, нравственный — что делать, анагогия — к чему стремиться».
Христология — богословский термин для обозначения специальной отрасли христианского богословия, занимающейся изучением вопросов, которые относятся ко второму Лицу Святой Троицы — Иисусу Христу и связаны с проблемой соотношения в Нем Божественной и человеческой природы; библейская христология подразделяется на ветхозаветную и новозаветную; первая содержит учение о Спасителе-Мессии, Которого ожидает ветхозаветный мир; вторая учит о сошедшем на землю Мессии — Иисусе Христе.
Христоцентризм — общий подход в религиозно-философской мысли, признающий центральное место Христа как во вселенской истории, так и в онтологических основах бытия, поскольку в Нем соединились Бог и человек, небесный и земной мир.
Экзегетика, экзегеза (греч. exegesis — выведение) — разъяснение, толкование как священных, так и светских текстов. Библейская экзегеза — толкование текста Священного Писания — носит двуединый характер: изучает Писание как исторический и литературный памятник и одновременно как боговдохновенное Слово, как Откровение. Экзегеза берет свое начало в дохристианское время. Многие законы Пятикнижия (см. Тора) представляют собой истолкование и раскрытие заповедей Декалога (см.); в Псалмах содержится своего рода молитвенно-литургический комментарий к Пятикнижию, Историческим книгам и Книгам Премудрости. Еврейская традиция истолкования Священного Писания (Танаха), восходящая по крайней мере к эпохе Ездры (V в. до Р.X.), привела к возникновению особого сословия «книжников» — учителей и толкователей Закона; со временем были выработаны формальные принципы и правила толкования и возникли школы экзегезы. В эпоху Иисуса Христа наиболее влиятельными толкователями Торы были фарисеи; их интерпретации Закона, получившей окончательное выражение в Мишне (см.), был придан в иудаизме нормативный статус. Христианская экзегеза при своем возникновении заимствовала некоторые приемы, выработанные в античных толкованиях древних текстов и в иудейской экзегезе. Библейская экзегеза оформилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. Ее расцвет был обусловлен бурным развитием библейской археологии, филологии, исторической науки, текстологической критики и литературного анализа, результаты и достижения которых учитывала экзегетика. Вместе с тем экзегеты столкнулись с резкой критикой со стороны тех, кто считал недопустимой такую интерпретацию библейских текстов, которая фактически пренебрегала их собственно богословским содержанием. И в протестантской, и в католической, и в еврейской среде высказывалось мнение о том, что задачи библейской экзегезы не исчерпываются историческим и критическим анализом и предполагают способность толкователя проникаться Божественным духом Священного Писания.
Экзорцизм (экзерцизм) (лат. exorcismus от