апологетике. 277
Любак, Анри де (Lubac, Henri de) (1896–1991) — французский католический богослов, иезуит, представитель «новой теологии»; кардинал (с 1983). Вместе с Ж. Даниелу основал многотомную серию «Христианские источники». Основные труды: «Католичество: социальные аспекты догмата» (Catholicisme: Les aspects sociaux du dogme, 1938), «Драма атеистического гуманизма» (La drame de l’humanisme athee, 1944; рус. пер. 1997), «Сверхъестественное» (Surnaturel, 1946), «Встреча буддизма с Западом» (La rencontre du Bouddhisme et de l’Occident, 1952) и др. 181, 362
Маркион (Марцион) Синопский (Marcion) (ок. 100 — ок. 160) — раннехристианский ересиарх; дважды был отлучен от Церкви; основал собственную церковь с таинствами и священноначалием; ее общины быстро распространились по всему Средиземноморью и исчезли лишь в Средние века; создал свой новозаветный канон, в который включил две книги: «Евангелие», основывающееся на благовествовании Луки, и «Апостол», куда вошли Послания апостола Павла в сокращенном виде; к Маркионову канону примыкал труд «Антитезы», в котором Маркион сопоставлял тексты из обоих Заветов с целью показать их несовместимость. Ни канон, ни «Антитезы» до нашего времени не дошли; против Маркиона писали святой Иустин, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.; маркионистский вариант христианства реконструировал немецкий ученый Деллингер (1799–1890), в основном на основе упоминаний Тертуллиана, а также Адольф фон Гарнак. 131
Маркс, Карл (Marx, Karl) (1818–1883) — создатель фундаментальной социально-экономической теории, обосновывающей материалистическую картину мира. 206
Мессори, Витторио (Messori, Vittorio) (р. 1941) — известный итальянский католический писатель. 56
Мольтман, Юрген (Moltmann, Jurgen) (р. 1926) — один из крупнейших современных немецких протестантских богословов; его фундаментальная работа «Теология надежды» (Theologie der Hoffnung, 1964) принесла Мольтману международное признание; его труды «Христианские мученики современности», «Наука и мудрость: к диалогу естественных наук и богословия» изданы на многих языках, в том числе и на русском. 66, 361
Ницше, Фридрих (Nietzsche, Friedrich) (1844–1900) — немецкий философ, представивший в своих работах развернутую критику христианства и определивший тем самым один из векторов развития философской мысли XX в. 108, 110, 362
Нойснер, Якоб (Neusner, Jacob) (р. 1932) — видный еврейский ученый-гебраист, исследователь раввинистической литературы; автор работ, посвященных Торе, Мишне, Талмуду. 82, 114–125, 128, 130, 133, 306, 358, 361
Норден, Эдуард (Norden, Eduard) (1868–1941) — известный немецкий филолог-классик, историк литературы, исследователь раннехристианских текстов, автор работ по истории религии; член государственной Комиссии по изучению наследия Отцов Церкви при Прусской Академии наук. 348
Ньюмен, Джон Генри (Newman, John Henry) (1801–1890) — английский кардинал, один из предшественников обновления и модернизации католицизма; идеи Ньюмена сыграли заметную роль в модернизации католицизма в середине XX в. 168
Ориген (Origenes Alexandrinus) (ок. 185 — ок. 254) — египетский грекоязычный Учитель Церкви, наставник древней христианской богословской школы в Александрии (203–231); основатель христианской философии и библейской текстологии, апологет и комментатор Писания; основные его труды посвящены изучению и толкованию Библии: «Экзаплы» (Hexaplorum) — еврейский текст Ветхого Завета с параллельными греческими переводами, первое критическое издание Библии и первое многоязычное (полиглотта), «Схолии» (Scholia), или «Замечания», на некоторые книги Ветхого Завета (Исх, Лев, Ис, Пс 1 — 15, Еккл, Ин; сохранились не полностью); «Гомилии» (Homiliae), или «Беседы», почти на все книги Священного Писания (сохранились лишь частично); Толкования на Евангелие от Матфея (Commentarii in evangelium Matthaei) и Евангелие от Иоанна (Commentarii in evangelium Joannis), «О началах» (De principiis), «Против Цельса» (Contra Celsus) и др. 55, 63, 73, 162, 251
Папий Иерапольский (Papius Hierapolis) (ок. 60 — ок. 135) — раннехристианский писатель; епископ малоазиатского города Иераполя; лично знал представителей первого христианского поколения, в частности Иоанна Пресвитера и дочерей Филиппа; в период, когда создание новозаветной письменности уже завершалось, собирал свидетельства живого устного предания о Христе; собранное им вошло в его книгу «Искомментарий Господних изречений», фрагменты которой приводятся Евсевием Памфилом. 232
Папини, Джованни (Papini, Giovanni) (1881–1956) — итальянский писатель; автор книг «Сумерки философов» (Licenzio la filosofia, 1905), «Трагическая ежедневность» (Il tragico quotidiano, 1907, рус. пер. 1923), «Конченый человек» (Le memorie d’Iddio, 1912; рус. пер. 1923), «Живой Данте» (Dante vivo, 1933), «Жизнь Микеланджело на фоне жизни его времени» (Vita di Michelangelo, 1949) и др.; в 1920-е гг. пришел к католицизму; в 1940—1950х гг. в его сочинениях преобладает религиозная тематика. 5
Пеш, Рудольф (Pesch, Rudolf) (р. 1936) — современный немецкий богослов, один из видных комментаторов Нового Завета; опубликовал полемическую работу, в которой дает критический разбор «диалога» Йозефа Ратцингера с раввином Якобом Нойснером (Der Jude Jesus von Nazareth: Zum Gesprach zwischen Jacob Neusner und Papst Benedikt XVI, 2008). 181, 228, 315, 319, 364, 366, 367
Пшат — см. Понтий Пшат.
Платон (Plato) (428/427—348/347 до Р.X.) древнегреческий философ. 101
Плотин (Plotinus) (204/205—269/270) античный философ, основатель неоплатонизма. 342
Понтий Пилат (Pontius Pilatus) — римский правитель Иудеи (26–36 по Р.X.); Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако, судя по найденной в 1961 г. в Кесарии надписи, датируемой периодом правления Пилата, он, как и другие римские правители Иудеи, носил титул «префект»; вошел в историю как жесткий, беспощадный, циничный правитель, оскорбивший верования и обычаи иудеев; по его суду Иисус был предан на поругание и крестную смерть. Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд сомнительной исторической достоверности. 28, 55, 56
Рехь, Фотина (Rech, Photina) — в прошлом монахиня-бенедиктинка; автор фундаментального труда, посвященного библейской символике «Образ вселенной. Символика Творения» (Inbild des Kosmos. Eine Symbolik der Schopfung, 1966). 246, 365, 366.
Ризенфельд, Харальд (Riesenfeld, Harald) (р. 1913) — видный немецкий теолог; в 1940—1950-е гг. работал в Швеции, возглавлял работы по составлению Corpus Hellenicum; входил в научный совет немецкого Института по изучению новозаветной текстологии. 317, 367
Рукштуль, Ойген (Ruckstuhl, Eugen) — современный немецкий богослов, специалист по Новому Завету, автор работ по Евангелию от Иоанна. 233
Смит, Чарльз У.Ф. (Smith, Charles W.F.) (ум. 1993) англо-американский протестантский священник, проповедник и писатель; принимал участие в многолетней работе по изданию новой редакции Молитвенника (1979); автор книг «Иисус евангельских притч» (The Jesus of the Parables, 1948, 1975), «Парадокс евангельского Иисуса» (The Paradox of Jesus in the Gospels, 1969). 193
Сократ (Socrates) (ок. 469 до Р.X. — 399 до Р.X.) — древнегреческий философ. 296, 398
Соловьев, Владимир Сергеевич (1853–1900) — русский философ, поэт, публицист. 50, 56, 360–361
Тереза (Мать Тереза), в миру Агнесса Гонджа Бояджиу (Agneze Gonxhe Bojaxhiu) (1910–1997) — католическая монахиня, известная своей благотворительной деятельностью; причислена Католической Церковью к лику блаженных. 110
Тереза (Святая Тереза из Лизье), в миру Тереза Мартен (Therese de Lisieux) (1873–1897) — католическая святая, кармелитская монахиня, одна из трех женщин, удостоенных титула Учитель Церкви (1997). Широкую известность принесло ей посмертно изданное автобиографическое сочинение «История одной души» (L’histoire d’une ame). 88, 172
Тергпуллиан, Квинтп Септпшшй Флоренс (Tertullianus, Quintus Septimius Florens) (155/165—220/240) — раннехристианский писатель, богослов, автор сорока трактатов, некоторая часть из которых не сохранилась; положил начало латинской патристике. 246, 359
Феофил Антиохийский (Theophilus) (? — не ранее 180/181) — святитель, грекоязычный раннехристианский апологет, толкователь священных книг; ему принадлежат комментарии к Евангелиям, евангельская гармония и толкование на Притчи (утрачены); сохранились лишь «Три книги к Автолику о вере христианской» — апологетическое сочинение, направленное против язычества; в истории догматов известен как богослов, впервые употребивший термин «Троица». 104
Филипп II, сын Ирода Великого — см. Ирод Великий.
Филон Александрийский (Филон Иудейский) (Philon Alexandrinus) (ок. 25 до Р.X. — 40 по Р.X.) — представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудейства, религиозный мыслитель; разработал учение о Логосе; связывал догмы иудейской религии с греческой философией; его наследие представлено сохранившимися до наших дней философскими трактатами («О вечности мира», «О Провидении» и др.), а также историко-апологетическими сочинениями и комментарием на Пятикнижие. Воззрения Филона оказали значительное влияние на формирование христианской философии. 259, 284
Франциск Ассизский (Francesco d’Assisi) (ок. 1181–1226) — святой, основатель названного его именем нищенствующего ордена, представленного тремя ветвями. 89–91, 110
Франциск Ксаверий (Francisco Javier) (1506–1552) — святой, знаменитый испанский проповедник, христианский миссионер; значительную часть жизни посвятил миссионерскому служению в Индии, на Молуккских островах, в Японии; основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов). 171
Хайдеггер, Мартин (Heidegger, Martin) (1889–1976) — немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию XX в. 66
Хампель, Фолькер (Hampel, Volker) — современный немецкий богослов, специалист по Новому Завету; автор фундаментальной работы, посвященной проблеме соотношения исторического Иисуса и Иисуса веры «Сын Человеческий и исторический Иисус» (Menschensohn und historischer Jesus, 1993). 335
Хенгель, Мартин (Hengel, Martin) (р. 1926) — немецкий протестантский богослов, видный специалист по истории раннего иудейства, возглавлял Институт античной иудаистики и эллинистической истории религии; автор многочисленных работ по Новому Завету; широкую известность получили его работы «Зелоты. Иудейское освободительное движение от Ирода до 70 г. по Р. X.» (Die Zeloten. Zur judischen Freiheitsbewegung in der Zeit von Herodes I. bis 70 n. Chr, 1961), «Иудейство и эллинизм» (Judentum und Hellenismus, 1969), «Христос и власть. Власть Христа и бессилие христиан» (Christus und die Macht. Die Macht Christi und die Ohnmacht der Christen, 1974), «Был ли Иисус революционером?» (War Jesus Revolutionar? 1973) и др. 227, 225, 234–236, 364, 368
Цезарь (Гай Юлий Цезарь) (Gaius Julius Caesar) (100/103 до Р.X. — 44 до Р.X.) — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. 96
Циммерман, Генрих (Zimmermann, Heinrich) (1915–1980) — немецкий католический богослов, специалист по Новому Завету, автор многочисленных трудов, посвященных исследованию евангельских притч, Деяний и Посланий апостолов и др. 350, 352, 368
Швейцер, Альберт (Schweizer, Albert) (1875–1965) — немецкий теолог, философ, музыкант, врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952). 65
Швейцер, Эдуард (Schweizer, Eduard) (р. 1913) — швейцарский протестантский богослов и экзегет; автор многочисленных трудов, посвященных исследованию тех конкретных общин, в лоне которых создавались канонические Евангелия; составитель общедоступного комментария к Евангелию от Матфея и апостольским Посланиям. 348
Шёнборн, Кристоф (Schonborn, Christoph) (р. 1945) — католический богослов, архиепископ Венский (с 1996), примас Австрии, кардинал (с 1998); член Международной теологической комиссии Святого Престола; участвовал в подготовке нового Катехизиса Католической Церкви; был секретарем комиссии Конгрегации доктрины веры; сторонник диалога между Римско-Католической и Православной церквами. 277, 366
Шлир, Генрих (Schlier, Heinrich) (1900–1978) — немецкий богослов, перешел из протестантства в католицизм; крупный специалист по Новому Завету; оставил обширное научное наследие. 182, 364, 367
Шнакенбург, Рудольф (Schnackenburg, Rudolf) (1914–2002) — немецкий католический библеист; состоял консультантом Папской библейской комиссии, председателем Общества по изучению Нового Завета, консультантом Папского Секретариата по делам христианского единства и членом Международной Папской богословской комиссии; ему принадлежит курс новозаветного богословия (Neutestamentliche Theologie. Der Stand der Forschung, 1965), обширные комментарии к Евангелию от Марка (Das Evangelium nach Markus, Bd.1–2, 1966–1970), Евангелию от Иоанна (Das Johannes-Evangelium, Bd.1–3, 1967–1976), посланиям Иоанна