Пио стекались толпы страждущих, которые отдавали часто последние сбережения за то, чтобы попасть на прием к Благочестивому и получить его благословение. В результате как сам монах Пио, так и весь капуцинский орден несказанно разбогатели. В местечке Сан-Джованни-Ротондо
выросли десятки гостиниц, фабрики реликвий п предметов церковного культа, связанных с именем чудотворного монаха. За соответствующую цену желающие могли приобрести от четок до градусника, освященных якобы отцом Пио. Но в XX в. на одних только чудесах большого бизнеса не сделаешь. И вот несколько лет тому назад монах Пио начал строить на собранные от своих почитателей деньги больницу, якобы для лечения бедняков. И действительно, такая больница была выстроена, она стоила несколько миллиардов лир, причем на ее постройке обогатились десятки различных дельцов и подрядчиков, связанных с Ватиканом. Но лечиться в этой больнице бедные не могут: 7 тыс. лир в день — такова плата, установленная Благочестивым для пациентов, желавших кроме его благословения пользоваться также услугами врачей.
Капиталы монаха Пио все росли, и авторитет его, казалось, был непоколебим. Но на всякую старуху бывает проруха. Пришла беда и к Благочестивому. В 1960 г. из-за океана приехала к нему на поклон жена одного американского сенатора-респуб-ликанца и стала молить исцелить ее сына, больного полиомиелитом. За крупный долларовый чек американка не только получила благословение, но и кусок полотна, смоченного чудодейственной кровью из стигм Благочестивого. Монах посоветовал женщине обернуть в это полотно своего ребенка — «и полиомиелит как рукой снимет». Американка, возвратившись домой, так и сделала. Однако никаких изменений в состоянии здоровья ее сына не произошло. Тогда она отдала на химический анализ «чудотворное» полотно. Анализ выявил, что кровь на полотне не человеческая, а куриная! Легко себе вообразить после этого возмущение не только доверчивой американки, но и ее мужа — сенатора, который потребовал немедленной сатисфакции от Ватикана42.
Но, как говорит русская пословица, на Сидора-попа не одна беда пришла. Не успел nana Иоанн XXIII ознакомиться с протестом американского сенатора, как кардинал Тардини сообщил ему о новом пренеприятном происшествии. Еще одна высокопоставленная дама потерпела от действий Благочестивого. Жена чилийского дипломата, аккредитованного при Ватикане, решила нанести визит отцу Пио. Его «сотрудники» потребовали от нее предварительно внести крупную сумму в «благотворительный» фонд «чудотворца». Когда чилийка отказалась сделать это, ее избили, вывихнули ей руку. Чилийский дипломат, муж потерпевшей, заявил решительный протест статс-секрета-риату Ватикана. К тому же газеты сообщили, что один из ближайших «сотрудников» Благочестивого, эконом ордена капуци-пов, монах Гризано, замешан в аферах Джуффре.
Иоанн XXIII возмутился.
— Пора знать,—сказал он кардиналу Тардини,— что монахов, благочестивых или грешников, следует держать в железном кулаке. Они всегда приносили церкви больше вреда, чем пользы. Отец Пио с его фокусами и трюками — сущий клад для коммунистов. Сообщите в печати, что святой престол не одобряет его деятельности, смените аббата капуцинского монастыря в Сан-Джованни-Ротондо, а все доходные дела, связанные с деятельностью отца Пио, отдайте под контроль Института религиозных дел.
Сказано — сделано. Но разве дело в отце Пио или аферисте Джуффре? Ведь в каждой епархии под крылышком кардиналов и епископов орудуют десятки таких жуликов и проходимцев.
Взять хотя бы кардинала Джузеппе Сири, архиепископа генуэзского. В течение многих лет его ближайшими мирскими сотрудниками были один из руководителей генуэзской организации демохристианской партии — Антони Лои, госпожа Эбе Роисекко и маркиз Джаннетто де Кави. Все они за различные аферы попали в 1960 г. на скамью подсудимых и в тюрьму: Лои был обвинен в незаконных махинациях с акциями фирмы «Николаи — Сфиар», в результате чего потерпели большие убытки десятки мелких акционеров; Роисекко была привлечена к судебной ответственности за злостное банкротство, во время процесса выявились ее связи также с кардиналом Болоньи Лер-каро. Роисекко была осуждена на 10 лет тюрьмы. Маркиз де Кави, кавалер ватиканского ордена св. Горба, получил 9 лет тюрьмы за торговлю «чудодейственным» средством «Иисус-мис-сионер», калечившим больных43.
Не успел утихнуть скандал вокруг этих афер, как разгорелся новый, в связи с деятельностью Папской организации помощи нуждающимся — ПОА. Возникшая в 1953 г., эта организация уже два года спустя располагала капиталом в 33 млн. долларов. Ее директорат возглавляется прелатом Бальделли. В руководстве ПОА, которое помещается в штаб-квартире иезуитов в Риме, много иезуитов — бывших фашистских иерархов. В числе ее руководителей фигурируют также Масснмо
Спада, один из директоров Института религиозных дел, князь Карло Пачелли, граф Энрико Пьетро Галеацци, заместитель стас-секретаря Ватикана монсеньер Анджело Делл-Акуа и Эндрю Ленди, представитель американской Национальной католической конференции благоденствия.
Чем же занимаются упомянутые выше прелаты и господа? Благотворительностью? Нет, спекуляцией. ПОА ежегодно получает из-за границы бесплатно и беспошлинно большое количество зерна для раздачи нуждающимся итальянцам. Это зерно перемалывается на мукомольных заводах, принадлежащих семье Пачелли, а мука продается за границу; таким образом, нуждающимся не достается ничего, а в карманах папских родственников ежегодно оседают миллионы долларов. Это еще один пример ватиканской «благотворительности» ].
В 1960 г. газеты сообщали о колоссальных финансовых аферах некоего Виргиллито, крайне «набожного» спекулянта, которому покровительствовали доминиканские монахи. Благодарный Виргиллито выстроил и подарил доминиканцам церковь, в которой было помещено его изображение44 45.
А вот пример более топорной, но не менее омерзительной работы «святых отцов». В начале того же 1960 г. была раскрыта в городе Мадзарино, на острове Сицилия, банда грабителей, в которую входили капуцинские монахи: 80-летний отец Кар-мело (в миру Луиджи Галиция), 44-летний брат Венанцио (в миру Витторио Маротта), 40-летний брат Витторио (в миру У го Бонвиссуто) и 37-летний брат Агриппино (в миру Антонио Ялуна), главарь банды.
Ознакомимся с обвинительными документами. Октябрь 1957 г., Мадзарино. Анджело Каннада, 74-летний земледелец, несколько лет пазад женившийся на молодой крестьянке Элеоноре Сапио, вдруг получает таинственное письмо, отпечатанное на машинке: «Дон Анджело! Если тебе дорога шкура, готовь десять миллионов…».
В другом городе Италии адресат подобного послания бросился бы вон из дома и принялся стучать в двери первого попавшегося полицейского участка. Но ведь это Мадзарино! Письма подобного рода уже появлялись в этом городке. Правда, тот, кто пренебрегал угрозами и предупреждениями, рисковал остаться с вытоптанным виноградником и перерезанным скотом. Однако дон Анджело прячет записку и ждет…
Через некоторое время почтальон вручает ему второе письмо, н опять без точного адреса лица, которому Каннада должен вручить 10 млн. лир. Дон Анджело прячет и это предупреждение.
Но события пе заставляют себя долго ждать. Вечером в дверь Каннады стучится отец Кармело.
— Мир вам, святой отец,— приветствует его хозяин.
— Мир этому дому,— отвечает монах.— Я пришел, чтобы обменяться с вами парой слов.
Оба удаляются в одну из маленьких комнат.
— Я знаю, что вам угрожали, и знаю, кто это сделал,— сообщает отче серьезным голосом.
— Кто?
— Это тайна исповеди…
— Святой отец, что же вы мне советуете делать? — восклицает Каннада.
— Платить.
— Ни за что!
Дон Анджело, который построил свое маленькое счастье десятилетиями упорного труда, отвергает грязное предложение: он не заплатит негодяям ни лиры, даже если бы они приставили к его горлу заряженный револьвер.
— Смиритесь во имя бога и будьте благоразумны,— продолжает увещевать земледельца хитрый монах.— У вас жена и маленький сын. И если вы передумаете, предупредите меня и вручите мне деньги.
Почтительный тон монаха не вызвал подозрений у дона Анджело. Каннада не идет в полицию, чтобы рассказать об этом странном визите священника, а угрожающие письма, которые все еще продолжают приходить, бросает в камин. Но судьба дона Анджело уже решена.
По указке главарей банды вымогателей некто Джироламо Адзолина вечером 24 мая 1958 г. устраивает засаду в придорожном кустарнике. В это время на дороге вместе с женой и сыном появляется дон Анджело. Неожиданно из-за укрытия дуплетом грянуло охотничье ружье. Смертельно раненный старик падает на землю.
Похоронив мужа, вдова дона Анджело — Элеонора Сапио отправляется на исповедь к отцу Кармело. Неожиданно во время исповеди монах приглушенным голосом спрашивает у бедной женщины:
— Вы получали какие-либо письма в последние дни?
— Да,— испуганно прошептала вдова.
— И что вы решили делать? — вопрошает отче.
— Но я не могу уплатить требуемую сумму. Я не имею права на поместье и располагаю лишь небольшими средствами.
— Сколько у вас денег?
— Пятьсот тысяч лир.
— Ну, это слишком мало… И если «те» потеряют терпение… Вы же видели, что случилось с доном Анджело. Бог призвал его к себе за то, что он не уплатил добром требуемых денег,— запугивает женщину монах.
— Отче, кроме наличных я могу выписать вексель на остальные пятьсот тысяч. Я думаю, что после сбора урожая выплачу полностью всю сумму,— сдается насмерть перепуганная женщина.
— Ну вот, теперь вы поступаете разумно,— облегченно вздыхает «святой отец».
— А кому же я должна вручить деньги и вексель?
— Мне,— отвечает вымогатель.
— Вам, отче?
— Дочь моя, слуги господа бога должны блюсти мир и мешать тому, чтобы добрые христиане убивали друг друга. А сейчас кайся в грехах своих, дочь моя, кайся…
Но это только начало грязных махинаций «святых отцов».
• Зима 1958 г. Эрнесто Колайани, аптекарь из Мадзарино, выбросив в корзину несколько анонимных писем с требованием денег, однажды обнаруживает, что дверь его аптеки сгорела. Спустя несколько дней Колайани направляется к отцу Кар-мело, чтобы поделиться с ним своим несчастьем.
— Почему же вы не платите требуемую сумму? — спрашивает монах.
— Как же я могу это сделать, если не знаю, кому вручать деньги, и, кроме того, у меня нет двух миллионов лир, которые у меня вымогают?!—восклицает аптекарь.
— Ну, я знаю выход из положения,— отвечает отец Кар-мело.— Деньги вы можете платить мне в рассрочку. Лично я подумаю о том, как их передать тем, кто желает вам зла.
— И меня не будут больше мучить? — вздыхает аптекарь.
— Нет! Можете быть в этом уверены.
Вдова Каннада платит, доктор Колайани платит, платят и другие столько, сколько с них требуют. Но есть и такие, которые яростно сопротивляются. Так, Франческо Бопанно, с которого запросили 10 млн. лир, послал всех к чертям, выпроводил посла банды преподобного отца Агриппино и перестал выходить по вечерам из дома. То же самое сделал Джузеппе Бартоли.
Скольких же все-таки удалось преподобным разбойникам запугать, если известно, что к моменту ареста тихий монастырский садовник Кармело Ло Бартоло был владельцем 7 млн. лир, на которые он намеревался приобрести роскошную виллу на Лигурийском побережье! А сколько миллионов лир лежало на текущих счетах монаха-бандита отца Кармело и его верпых «братьев»! И это только за два года шантажа и убийств!
Когда власти после ряда совершенных бандой злодеяний начали усиленно разыскивать ее, полицейский Джованни Ступина «в наказание за это» получил заряд в спину.