подразумевает не аморальные дебоши (против них церковдпкп не протестуют, они часто сами участвуют в них), а деятельность коммунистических и других прогрессивных организаций.
После разгрома фашизма в Италии возникла христианско-демократическая партия, которую возглавили лидеры старой католической партии «пополяри» и лидеры «Католического действия» — Фанфани, Ла Пира, Джузеппе Доцетти, слывшие левыми, несмотря на то что некоторые из них в прошлом открыто поддерживали фашизм. Вместе с ними в руководстве де-мохрнстианской партии оказались представители крупнейших итальянских монополий п трестов (Пелла, Кампилли, Ванони и другие), нажившие огромные состояния благодаря сотрудничеству с фашистами.
Лидеры «Католического действия» пользуются большим влиянием в клерикальной партии. «Сохранив партийные кадры в период фашизма,— пишет итальянский историк Марио Эй-науди,— «Католическое действие» смогло приобрести огромное влияние на христианско-демократическую партию… Зависимость от «Католического действия» —светской организации под 50 прямым контролем церкви, лежит тяжелым грузом на современной христианской демократии» К
Объективно христианско-демократическая партия выражает интересы крупной итальянской буржуазии и верхушки католической церкви.
Используя социальную демагогию, опираясь на поддержку церковного аппарата (а после окончания войны и на помощь англо-американских оккупационных властей), клерикалам удалось привлечь на свою сторону сравнительно широкие слои мелкой и средней буржуазии, кулачества и политически отсталых рабочих и батраков. Это позволило клерикалам располагать большой массовой базой, которой, однако, присущи острые внутренние противоречия.
В Сицилии в 1959 г. местная организация демохристианской партии раскололась. Под давлением масс часть членов вышла из партии и под руководством депутата Милацци основала партию Христианский социальный союз. Эта группировка одержала значительный успех на местных выборах, в результате чего было создано при поддержке коммунистов и социалистов региональное правительство во главе с Милацци, находившееся у власти несколько месяцев. Против правительства Мп-лацци ополчились лидеры демохристианской партии и церковные иерархи. Особенно негодовал кардинал Руффини. Как, католики сотрудничают с коммунистами? — вопрошал он. Но ведь это преступление! Христос с марксизмом несовместим, кроме того, сказал кардинал — поклонник франкистского режима, «коммунисты — тонкие диалектики, они более «твердые», чем католики, если им дать возможность, то они навяжут нам свою идеологию…» 51 52. Не с коммунистами, а с правыми, монархистами и фашистами, советовал кардинал идти католикам.
Третьим «китом» Ватикана в Италии являются Гражданские комитеты (ГК). Опи были созданы в 1948 г. для координации политической деятельности всех клерикальных организаций: от монашеских орденов до демохристианской партии включительно (в Италии существует около 850 различных организаций церковного типа!).
К марту 1948 г., за два месяца до выборов, вся Италия была покрыта сетью Гражданских комитетов, которые, финансируемые монополиями, Ватиканом и посольством США, развернули кампанию разнузданной лжи п клеветы против прогрессивного лагеря в масштабах, дотоле не виданных даже в Италии.
С тех пор ГК принимали участие во всех избирательных кампаниях, приобретая все большее влияние на демохристиан-скую партию, престиж п влияние которой в массах падают. Теперь всеми признается, что без поддержки ГК христианские демократы не в состоянии отстоять своп позиции на выборах.
Что же представляют собой ГК? Это централизованная организация, во главе которой стоит Национальный гражданский комитет (НГК), которому подчинены все нижестоящие ГК. В НГК верховодят кардиналы римской курии и иезуиты. При НГК действуют бюро печати, «психологическое» бюро (планирующее пропаганду и агитацию) и бюро областных инспекторов.
Местные ГК состоят из представителей всех церковных и светских клерикальных организаций, действующих на территории данного прихода.
ГК вменяется в обязанность следить за политическими убеждениями и профсоюзными симпатиями рабочих данной местности, за их политичесшьм поведением, то есть, по существу, шпионить за рабочими и их организациями.
В одной из инструкций НГК, под названием «Организация и план действия местного ГК», предписывается всем ГК собирать информацию, касающуюся «явной или скрытой деятельности политических партий, а также данных о течениях в общественном мнении в отношении местных и национальных проблем, представляющих общий интерес». Инструкция предписывала ГК внимательно и систематически прислушиваться к циркулирующим слухам, следить за печатью и добывать нужные сведения и документы у людей, которые располагают таковыми по своему положению ‘.
В 1960 г. в связи с муниципальными выборами церковники и руководимые ими организации ополчились на оппозиционные прогрессивные силы. В апреле вышеуказанного года архиепископы и епископы Италии опубликовали заявление, категорически запрещавшее католикам какое-либо сотрудничество с коммунистами и социалистами и напоминавшее о декретах инквизиции от 1 июля 1949 г. и 4 апреля 1959 г., отлучивших коммунистов от церкви.
В мае того же года орган Ватикана «Оссерваторе Романо» опубликовал передовицу, в которой говорилось, что католики 53
6
И. Лаорсцкцй
81
обязаны следовать политическим директивам церковной иерархии. Церковь, заявлял орган Ватикана, имеет «неограниченную власть» над верующими и поэтому правомочна руководить ими также в политической области. Церковь запрещает верующим сотрудничать с движениями, инспирируемыми марксистской идеологией, и верующие обязаны подчиняться этому запрету. «Оссерваторе Романо» вновь осудила тех католиков, которые вопреки директивам церкви выступают за сотрудничество с левыми силами
Кардинал Оттавнапп: «Вот как можно решить все мировые проблемы!..»
Накануне выборов конфе
ренция итальянского епископата опубликовала заявление, открыто призывавшее голосовать за демохристиан, против коммунистов и социалистов 54 55.
Стремясь всеми средствами обеспечить на выборах победу клерикальным силам, кардиналы не постеснялись лпчно ринуться в избирательную кампанию, выступая с погромными антикоммунистическими речами. Так, на состоявшемся в Риме заключительном митинге, созванном Гражданскими комитетами, выступали вместе с демохрпстианскпми лидерами кардиналы Микара и Тралья (нынешний глава «Католического действия»). Тралья заявил, что избиратели должны «остерегаться не только марксистских и атеистических последователей, но также ложных и действующих без энтузиазма защитников церкви. Церковь доверяет только тем, кто полностью признает и исповедует христианскую доктрину» 56, которая на языке кардиналов обозначает доктрину ненависти к коммунизму.
Кардиналы так неистовствуют потому, что пх черносотенным проповедям с каждым днем верит все меньшее число католиков. Даже среди церковников возникают протесты против политики Ватикана, привязывающей церковь к разваливающейся колеснице капитализма.
Вот одно из характерных знамений времени. В самый разгар избирательной кампании 1960 г. приходский священник города Агридженто, в Сицилии, отец Альфонсо дп Джиованна опубликовал в печати письмо, в котором категорически протестовал против антикоммунистической кампании, проводимой кардиналами и архиепископами.
Обращаясь к церковным властям, священник ди Джиованна спрашивал: «Кто, по-вашему, ближе к богу и более справедлив: тот, кто бахвалится, что он христианин, тот, кто посещает церковь, бьет себя в грудь, причащается п поступает несправедливо, обманывает, занимается ростовщичеством, обогащается за счет пота других и крови невинных, или тот, кто, будучи далек от церкви, не прикладывается к купелям со святой водой, не соблюдает пасху и без всяких мистификаций и обманов испытывает подлинную жажду справедливости, стремится ее осуществить, сражается против нищеты и эксплуатации, за заслуженное возвышение трудящихся классов, жертвует собой во имя подлинного прогресса? Кто из этих двух более достоин уважения и более справедлив?» 57
К поездке Гронки в СССР: «Кардинал, но ведь теперь не путешествуют в дилижансах!..»
Кто же ответит на этот вопрос? Кто будет судьей в этом споре? Народ, пишет ди Джиованна. «Разве соответствует христианству,— продолжает далее священник из Агридженто,— союз с капитализмом, стремление увековечить монополистическую систему экономики в стране, где 200 семейств утопают в богатстве, а миллионы трудящихся вынуждены жить впроголодь, не располагая пи жильем, ни постоянной работой, или добровольно эмигрировать из страны?»
Эти вопросы вызывают у честных католиков, признает дп Джиованна, глубокие сомнения, и многие из них, несмотря на церковные апафемы против коммунистов, отдают свои голоса именно коммунистической партии. Священникам хорошо все это известно. Однако никто из них не имеет мужества сказать громко правду. Дп Джиованна осуждает антикоммунистическую церковную проповедь и призывает верующих бороться за торжество справедливости и прогресса.
Выборы показали, что никакая клевета на прогрессивные силы не может скрыть от трудящихся масс тот факт, что клерикалы проводят политику в интересах финансового капитала и помещиков, ставящую под угрозу существование демократических завоеваний народа.
Клерикалы в Италии переживают глубокий кризис. Причина этого кризиса заключается в противоречивом давлении, которое оказывают на католическую партию, с одной стороны, крупные монополии, а с другой стороны, организованное движение масс. Крупные монополии стремятся (и не без успеха) превратить демохристианскую партию в политическую силу, которая выражала бы и удовлетворяла их интересы.
Но опыт учит, что там, где существует мощное единое демократическое движение, возглавляемое революционным авангардом, массовая католическая партия может выражать интересы крупных монополий только ценой утраты связей с широкими массами трудящихся и с представителями мелкой и средней буржуазии.
Поэтому нынешний кризис христианско-демократической партии — это одно из проявлений общего кризиса, который начинает потрясать все итальянское общество. Он уже привел в Сицилии к созданию оппозиционной католической партии — Христианского социального союза. Он затронул в разной степени все массовые католические организации: от Христианской ассоциации итальянских трудящихся и Итальянской конфедерации профсоюзов трудящихся до Национальной конфедерации мелких и средних землевладельцев.
В тезисах к IX съезду Итальянской коммунистической партии отмечается, что рабочий авангард не может удовлетворяться наличием противоречий, раздирающих христианско-демократическую партию, а должен действовать для того, чтобы в результате этих противоречий выявились силы, способные осуществлять конкретную политическую самостоятельность по отношению к крупным предпринимателям и церковной иерархии. Поэтому была бы ошибочной как позиция, при которой дело ограничивалось бы чистой критикой, так и позиция полной поддержки линии христианско-демократической партии, остающейся на корпоративных и реформистских позициях. И та и другая позиции были бы капитулянтскими и в конечном счете благоприятствовали бы тем христианско-демократическим группам, которые стремятся восстановить единство католической партии, основываясь на путанице, обмане, консервативном компромиссе К
«Для того чтобы подвести кризис христианской демократии к положительному исходу,— говорится в тезисах,— очень важно усилить борьбу за демократическое обновление страны, помешав консервативным группам замазать при помощи корпоративной политики противоречия внутри католического движения: необходимо углублять противоречия между этими группами и расширять движение католических масс, выдвигающих свои экономические требования; нужно пытаться — путем контакта с новыми силами католического мира — установить конкретную основу для соглашения с рабочим движением. Коммунисты считают, что сотрудничество с этими католическими силами, которые сейчас борются против союза с монархическим и фашистским правым крылом, должно основываться главным образом на отказе от дискриминации по отношению к рабочим партиям и отказе от политики «холодной войны», на разработке позитивной программы борьбы против монополий, ва конкретной политической самостоятельности, противопоставленной давлению и недопустимому вмешательству церковной иерархии» 58 59.
Папа римский, кардиналы и епископы хотят приостановить процесс сплачивания трудящихся масс Италии, процесс сближения католиков и коммунистов. Но неизбежное свершится! Народ Италии сметет все препятствия со своего пути, он завоюет свое счастливое будущее.
ФРАНЦУЗСКИЕ КЛЕРИКАЛЫ МАНЕВРИРУЮТ
Если в Италии инструментами политики Ватикана являются демохристпанская партия и организация «Католического действия», то во Франции ту же роль выполняют церковная иерархия, многочисленные клерикальные организации, находящиеся под непосредственным контролем католического епископата, и возникшая после второй мировой войны клерикальная народнореспубликанская партия (МРП).
После отделения церквп от государства в начале