XX в. французские церковники в течение последующих десятилетий вели кропотливую «подспудную» работу в целях создания более действенного церковного аппарата, образования массовых организаций, оказывающих влпянпе главным образом на юношество и молодежь, налаживания клерикальной печати и расшпрепня церковпого влияния на рабочий класс.
Во всех этих областях церковникам удалось, в Особенности после второй мировой войны, добиться немалых успехов. Каким образом? В основном благодаря, с одной стороны, поддержке крупного капитала, а с другой — политическому иезуптизму французского епископата, допускавшего в католическом движении существование «левых», вполне контролируемых церковью течений, привлекавших в клерикальный лагерь наиболее талантливых, «пдейных» п демократически настроенных верующих. Наличие этпх «левых» течений способствовало созданию легенды о так называемом «ирогресспзме» французской церковной иерархии, о ее «независимости» от Ватикана, о ее приверженности к славным «галликанским свободам», хотя в действительности французские кардиналы и епископы всегда являлись послушными орудиями политики Ватикана и наиболее реакционных правящих кругов Франции. Не нужно углубляться в дебри истории, чтобы доказать это. Французская иерархия с таким же энтузиазмом поддерживала предателя Петэна, с каким она поддерживает теперь главу пятой республики — генерала де Голля.
Читателю будет интересно ознакомиться с тем, что принято называть «церковным аппаратом», ибо наличие этого «аппарата» позволяет католической церкви во Франции оказывать все еще значительное влияние на общественное мпение. Вот некоторые данные.
Во Франции имеется 50 тыс. церковников (большинство из них с высшим светским и церковным образованием), которые занимаются не только религиозной, но и политической деятельностью, конкретнее — борьбой с коммунизмом. По крайней мере, именно это вменяет им в обязанность директива пленарной Ассамблеи французского епископата от апреля 1954 г., в которой сказано: «На кафедре, на уроках катехизиса, в исповедальне, в религиозных кружках священник может оказывать весьма эффективное воздействие в социальном плане… И должен воспользоваться этим, чтобы заставить осознать разницу между рабочим движением и коммунистической пропагандой, от которой он и должен будет предостерегать» К
Под контролем церкви действуют более 500 женских религиозных конгрегаций, деятельность которых развертывается в благотворительных обществах, колониях для отдыха детей, в общежитиях. Отделения конгрегаций имеются в 8 тыс. населенных пунктах и оказывают непосредственное воздействие более чем на 600 тыс. девушек.
Церковь имеет во Франции 4 тыс. периодических изданий. Ежемесячный журнал женского «Католического действия» «Эко де Франсез» с тиражом в 2,5 млн. экземпляров занимает первое место среди подобных публикаций. Помимо многочисленных приходских и епархиальных бюллетеней церковь имеет и несколько крупных газет и журналов с разовым тиражом в несколько миллионов экземпляров.
Семь процентов от суммы годового оборота французских издательств приходится на католическую литературу. Сеть из 3 тыс. библиотек и книжных складов, которой располагает только организация женского «Католического действия», распространяет ежегодно около 5 млн. экземпляров таких изданий.
С помощью Католического центра кинематографии церковь оказывает значительное влияние на французское кино, не только используя услужливую цензуру, которая позволяет ей бойкотировать или, наоборот, искусственно проталкивать тот пли иной фильм, но и контролируя сотни демонстрационных залов и значительное количество газет, радио- и киножурналов, а также телевизионных станций. Наконец, государственные радио и телевидение широко используются церковью, в частности, с помощью руководства так называемой «католической редакции французского радио и телевидения», которая организует многочисленные еженедельные передачи, не считая специальных выпусков.
Католическая церковь во Франции, наконец, располагает мощной организацией в области образования: 71500 учителей обучают ежегодно в 14 500 католических школах более 1,5 млн. юных французов и француженок. В настоящее время из 6 млн. детей, посещающих начальную школу, 1 млн. обучается в католических школах. В системе среднего образования почти каждый из двух школьников, то есть 400 тыс. из 900 тыс., посещает 60 школу, находящуюся под контролем церковников, а в системе технического образования — один из каждых шести человек. С 1952 г. государство официально выделяло 4 млрд, франков ежегодно на нужды учебных заведений, руководимых церковниками, а с 1960 г. на основе закона, принятого с одобрения правительства Дебре,— 75 млрд, франков60. Церковь имеет влияние и на детей, посещающих государственные школы. В 1958 г. 75% французских детей изучало катехизис.
Церковники пытаются воспитать молодое поколение в духе шовинизма, мракобесия, ненависти к коммунизму, к революционным традициям французского народа. Вот, например, что пишут они в своих школьных учебниках. Учение Жан-Жака Руссо о том, что народ является носителем суверенной власти,— это софизм, утверждают авторы клерикального «Пособия гражданского обучения», изданного в 1959 г. Вся власть исходит не от народа, проповедуют они далее, а от бога. А раз церковники служат посредниками между богом и народом, то только они и могут правильно истолковывать волю божью: кого следует наделять властью на земле, а кого нет.
Учебник превозносит средневековье, называя этот период «вершиной человеческой цивилизации». Авторы хулят Возрождение, утверждая, что оно воскресило идолопоклонство.
Естественно, что авторы этого учебника самым откровенным образом осуждают революцию 1789 г., которая якобы не только низвергла монархию и церковь, но и привела в упадок семью, ремесла, родину — одним словом, все святое и ценное. «Дух революции,— сказано в учебнике,— это роковой дух, восстающий против всякого авторитета, в первую очередь против авторитета бога… Выступая главным образом против священников п преданных богу верующих, революция доказывает, что она является по своему содержанию «сатанинской», как говорил Жозеф де Местр» 61 62.
Анри Клузе, автор другого клерикального учебника — «Введение в политическую и экономическую жизнь» пишет: «Христианство осуждает рабство, но оно не проповедует социального восстания; оно призывает рабов к смирению». Клузе проповедует классовое сотрудничество, подчинение трудящихся режиму капиталистической эксплуатации, всячески клевещет на коммунизм. Вот чему учат церковники в школах современной Франции.
Главенствующим направлением среди французских церковников является крайне реакционное направление интегристов (официальное название — «национальный католицизм»), связанных с «ультра» и другими правыми группировками и пользующихся значительным влиянием в правящих кругах Франции.
Организация «Сите католик» является центром интегрист-ского движения во Франции. Ей покровительствуют сам кардинал Оттавиани и три ведущих французских кардинала — Фель-тен, Льенар и Жерлье, архиепископы, соответственно, Парижа, Лилля и Лиона. Напомним, что под крылышком кардинала Жерлье — примаса Франции — была совершена одна из самых постыдных антисоветских мистификаций во Франции за последние годы: фальсифицированный перевод романа советского писателя Анатолия Кузнецова «Продолжение легенды». Фальсификатором оказался выученик шииопской школы «Руссикум» аббат Шалейль, в прошлом «миссионер» в Харбине. Фальсификаторская стряпня аббата Шалейля была выпущена в свет издательством лионского архиепископства «Витт».
Французский епископат не отказывается от идеи оказывать непосредственное влияние на рабочий класс. С этой целью после второй мировой войны был создан институт священников-рабо-чих, действовавших на фабриках и заводах. Но эта затея, как мы увидим в следующей главе, с треском провалилась.
Для проникновения в ряды рабочего класса церковь использует и другие организации, например Французскую конфедерацию христианских трудящихся, насчитывающую около 700 тыс. членов.
Церковь опирается, наконец, и на Движение за освобождение народа, которое слилось в настоящее время с Левым социалистическим союзом. Движение за освобождение народа официально не зависит от церкви, но на деле оно было создано «Католическим действием» в октябре 1950 г. Его руководители стали пропагандистами католического ревизионизма во Франции.
Главные усилия эта организация направляет на поиски «французского пути к социализму» в духе церковных социальных энциклик. Ее руководители утверждают, что лучшей формой организации является «демократический социализм», «не связанный с какой-либо идеологией».
Эта организация действует в рядах наименее сознательной части рабочего класса. В брошюре, озаглавленной «Основные положения Движения за освобождение народа», отмечается: «Организация открыта для всех, но в значительной степени рассчитана на ту часть рабочего класса, которая не организована политически…»
Опорой церкви была до недавнего времени и клерикальная партия МРП. После победы над Гитлером французская буржуазия, некоторые партии которой обанкротились, поддержала клерикалов, жонглировавших тогда фразами о социальных реформах. Отсюда успех МРП в первые годы после войны. Правда, успех этот был кратковременный, так как, находясь у власти, руководители МРП показали себя приверженцами «холодной войны» и перевооружения Западной Германии, проводили политику беспощадного подавления освободительного движения в Индокитае и во французских колониях Африки, добивались клерикализации школьной системы Франции. Все это превращало МРП в партию заговора против французского народа и Французской республики. Это привело к потере влияния МРП, которая в конце концов раскололась: часть ее руководителей во главе с лидером партии Жоржем Бидо перешла к «ультра», а остальные поспешили предложить свои услуги де Голлю, который в награду дал им несколько министерских постов.
Французские церковники маневрируют. Они хотели бы стать опорой реакции и одновременно не отпугнуть от себя рядовых верующих, они готовы поставить одновременно и богу свечку и черту кочергу, лишь бы это способствовало укреплению их политического влияния. Они мечтают покорить Францию, но их мечтам вряд ли суждено осуществиться.
РЕВАНШИСТЫ РВУТСЯ В АД…
Самым верным, самым надежным, самым возлюбленным сыном католической церкви является сегодня, несомпенно, престарелый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. Иоанн XXIII питает к Аденауэру такие же нежные чувства, как и его предшественник приснопамятный Пий XII.
В начале 1960 г. в Ватикане состоялась встреча верховного главы католической церкви с Аденауэром. Реакционные журналисты с восторгом писали об этом событии. Еще бы! Ведь западногерманский канцлер заявил папе римскому, что бог наделил его «особой миссией» — быть защитником Запада от «коммунистического нашествия с Востока».
Трудно найти среди «христианских» лидеров пресловутого «свободного мира» большего лицемера и религиозного ханжу, чем престарелый западногерманский канцлер. В его правительстве заседают бывшие гитлеровские вожаки, в созданной им армии командуют гитлеровские генералы, чуть ли не ежедневно призывающие к реваншу, к новой мировой войне, а канцлер выдает себя за великого миротворца, стойкого демократа, за непорочного отрока, славящего имя господне.
Вот, например, что говорил этот восьмидесятилетний «агнец», выступая по боннскому радио 26 декабря 1958 г.: «Мир нам обещан, но он будет нам дан только тогда, когда мы прежде всего будем почитать бога, мир. внутренний для каждого из нас в отдельности и мир для всех нас… Мне кажется, все мы слишком мало думаем о том, что бога следует почитать прежде всего. Все мы, независимо от того, кто мы и что мы делаем, должны прежде всего почитать бога, чтобы у нас у всех был мир. Ум человека, его душа непоколебимы, так как они божественного происхождения. Слава всевышнему! Восславим бога, тогда исполнится обещание ангелов. Мир на земле, и в челове-цех благоволение».
И это говорил Аденауэр — создатель агрессивного бундесвера, проповедник «холодной войны», вот уже несколько лет убеждающий немецкий народ, что «лучше быть мертвым, чем красным» (lieber tot, ais rot).
Но пусть не удивляется читатель этим перевоплощениям. Немецкие клерикалы всегда молились одновременно и богу и черту. Достаточно вспомнить недавнюю историю, чтобы убедиться в этом.
Еще при кайзере клерикальная партия Центра, в рядах которой начал свою политическую деятельность Аденауэр,