Но почему же эту «ужасную клевету» признают правдой те представители католической церкви и те клерикальные деятели, которые по-честному стараются* выяснить причины упадка церковного влияния на массы? Ужасная клевета? Но почему же верующие все больше верят этой «клевете»?
Потому, признает французский католический журнал «Эспри», что «связь буржуазного мира с миром католическим такова, что эти два мира для многих образуют единое неразрывное целое, с тем результатом, что те, кто отбрасывают первый мир, отказываются и от второго» 95 96.
«Народ,— по словам французского аббата Г. Мшионно,— боится влияния духовенства, ибо он считает, что это влияние идет на пользу определенных людей и определенных классов, которые его эксплуатируют… Даже для верующих рабочих церковь является партией священников и богачей» 97.
«Во французском народе распространено убеждение, что церковь — инструмент богачей, то есть предпринимателей, власть имущих, правительства,— констатирует аббат Лёв.— В народе считают представителя духовенства человеком буржуазии и смерти… Простые люди убеждены, что священника интересуют только деньги» 98.
От церкви отходят и лучшие представители католической интеллигенции, которые, как отмечает Паделларо, официальный биограф Пия XII, загробному спасению предпочитают идею строительства справедливого общества на земле99. Но как только верующий интеллигент начинает «строить», он оказывается, по
словам Паделларо, «прельщенным научным методом марксизма, который позволяет ему изучить социальные вопросы…» ]. Паделларо негодует: «Слишком много католиков, в особенности во Франции, Италии и Бельгии, были свидетелями успехов коммунизма. Они были ослеплены миражем, заражены энтузиазмом социальных реформ, очарованы идеей, что СССР может и должен стать вождем недовольных отверженных, ибо только он представляет огромную угрозу капитализму» 100 101.
Со своей стороны, видный деятель итальянской демохристи-анской партии Дипо дель Бо признает, что коммунистическое мировоззрение обладает «непостижимым обаянием» для многих верующих католиков102.
Не верить Паделларо и дель Бо у нас нет никаких оснований.
Теперь нередко можно встретить в католических журналах пе только проклятия в адрес марксизма, но и такие, например, высказывания: «Для нас, христиан, кажется потрясающим и для духовенства непостижимым, что марксизм обладает в своей материалистической структуре революционной душой святости. Атеизм марксизма есть диалектический момент нового открытия бога… Атеизм марксизма — антибуржуазен и революционен. Это — отрицание отрицания, «радикальное лекарство», ведущее к христиапизму» 103.
Ленин отмечает, что диалектика истории такова, что теоретическая победа марксизма заставляет его врагов переодеваться марксистами104. Есть такие люди и среди клерикалов. Но чаще католики обращаются к марксизму потому, что они находят в нем ответы на мучающие их вопросы, ответы, которые им не в состоянии дать церковная идеология.
Именно такую точку зренпя высказывает один из деятелей французского епископата — аббат Пьерр, которого меньше всего можно заподозрить в сочувствии коммунизму: «Коммунизм удовлетворяет массы, так как дает им мировоззрение, охватывающее все области вселенной, он пытается разрешить все проблемы, будь то социальные, экономические, культурные, литературные и даже философские… С другой стороны, несмотря на иллюзии теологов, следует признать, что христианство не в состоянии предложить мировоззрение, необходимое народу в пастоящее время. Христианство не осмеливается предложить народу единый взгляд на мир, такой взгляд, который современный человек может воспринять как свой-собственный» ].
Когда католик начинает объективно сравнивать церковную идеологию с марксистским мировоззрением — а многих католиков заставляет делать это сама жизнь,— он может прийти к тем же выводам о коммунизме, к каким пришел бывший иезуит Алигьеро Тонди105 106.
«В конце концов,— говорит Тонди,— коммунизм представился мне как единственная наука, которая отвечает на все вопросы бытия, которая изумительным образом объясняет факты, связывает их между собой, не боясь нового, растущего, развивающегося. Коммунизм — это объяснение жизни и в то же время сама жизнь. Коммунизм — это не только великое завоевание цивилизации, но и цивилизация, которая осуществляется».
Кардиналы долго ломали себе голову, пытаясь найти какое-либо магическое средство, с помощью которого можно было бы вернуть церкви доверие рабочего класса. Были испробованы разные рецепты, но все безрезультатно. Выход подсказал кардинал парижский Сюар. Он предложил атаковать врага в его собственном доме: на фабриках и заводах, в шахтах и на строительных площадках, в рабочих кварталах,— одним словом, всюду, где живет и трудится рабочий люд.
Задача была ясна: поразить насмерть коммунизм в сердце рабочего класса и вернуть рабочих в лоно католической церкви.
Выполнить эту грандиозную задачу были призваны священники-рабочие.
СВЯЩЕННИКИ-РАБОЧИЕ ПРЕДАЮТСЯ АНАФЕМЕ
Кардинал Сюар, убеленный сединами старец, пользовался среди кардиналов римской курии славой ловкого политикана, умевшего ладить и с нацистами и с американцами, в свое время он выступал в поддержку Петэна, а после разгрома гитлеровской Германии славил де Голля. Сюару, по существу, было глубоко безразлично, за кого возносить молитвы у алтаря собора Парижской богоматери, лишь бы тот, за кого он молится, бо-
«Великие избиратели» нового папы. Д. Ф. Даллес и мадам Клер Люс Бус в Ватикане накануне конклава.
Посмотрите на эти лица. Это кардиналы Микара и Чириачи. Они себя тоже считают кандидатами в наместники бога на земле.
Обер-иезуит. Генерал ордена иезуитов Жансен.
Кардинал Евгений Тиссераи среди своих возлюбленных овечек — русских эмигрантов-белогвардейцев.
Неудачливый политик. Вывший архиепископ кентерберийский Джефри Фишер, визит которого папе римскому вызвал скандал в Англии.
Аферистка Обе Роиссеко и кардинал Сири, иод крыльпнком которого она действовала.
Итальянский Распутин — «чудотворец» отец Нио.
Антисоветская литература, замаскированная под произведения советских авторов, распространялась ватиканскими «спортсменами» на Олимпиаде в Риме в 1960 г.
Союз с пасти ки и креста. Карди нал Гаспарри и Муссолини подписывают Латеранские соглашения.
Лидер итальянских «ультра» клерикал Тамброни подобострастно склонился перед владыкой Евгением — кардиналом Тиссераном.
Французский клерикал и один из лидеров «ультра» Ьид« mojiит бога о даровании победы колонизаторам в Алжире
Де Голль вручает кардинальскую шапку папскому нунцию.
Джен ко Руссо — вождь бандитской организации мафии, он же один из лидеров демо-христианской партии.
В Западной Германии освящается псе: конюшни и оружие массового уничтожения людей.
«Летающие братцы» на приеме у Пия XII и за работой.
ролся с основным его врагом — коммунизмом. Сюар был уверен, что церковь находится в состоянии агонии и что ее может спасти только поражение коммунизма.
Но кардинал Сюар был не только ловким политиканом; в глубине своей души он был также изрядным честолюбцем. Втайне он мечтал сам возглавить поход против коммунизма, победить его и превратить святую римско-католическую церковь в вершительницу судеб мира. И тогда… Тогда его оценили бы в Риме по достоинству, и, кто знает, может быть, свершилось бы еще одно чудо и он, кардинал парижский Сюар, возложил бы па свою голову папскую тиару.
Для того чтобы победить врага, надо его знать. Эти слова кардинала Ришелье хорошо помнил кардинал Сюар. Под конец второй мировой войны он поручил важную миссию изучения врага трем молодым доминиканским монахам — Лёву, Годену и Даппелю, которые поселились в рабочих кварталах Марселя и Парижа и принялись изучать настроение рабочих. Лёв одно время даже работал грузчиком в марсельском порту и имел, таким образом, возможность испытать на своей собственной спине всю прелесть капиталистической системы. Результатом такого «хождения в рабочий класс» были две книги, опубликованные вышеупомянутыми монахами, в которых они подвели итоги своим наблюдениям и сделали некоторые выводы и предложения, послужившие впоследствии программой для деятельности свящепников-рабочих 107.
Что же открыли Лёв, Годен и Даниель и к каким выводам они пришли? Они увидели, в какой беспросветной нужде живет рабочий класс108, какой зверской эксплуатации он подвергается. Они убедились, что рабочие считают церковь служанкой эксплуататоров, а духовенство — пособником капиталистов, что антикоммунистическая проповедь духовенства не производит должного впечатления на рабочих. Бесполезно пытаться влиять па рабочую массу, предупреждали доминиканские монахи, не завоевав предварительно ее доверия.
«В настоящее время существует непроходимая пропасть между народом и церковью,— отмечал Лёв.— В народе господ-
8
И. Лаврецкий
ИЗ
ствует убеждение, что интересы церкви совпадают с интересами богачей, хозяев и власть имущих» L Для того чтобы завоевать доверие враждебно настроенных к церкви рабочих, Лёв предлагал использовать тот же метод, который французская церковь применяла в свое время по отношению к… туарегам 109 110. Туареги особенно недоверчиво относились к католическим миссионерам. В течение долгого времени все попытки обратить их в христианство терпели крах. И вот некий монах Фуколь в начале этого столетия решил испробовать следующий способ: он поселился среди туарегов и в течение нескольких лет трудился и сносил всяческие невзгоды наравне с ними, не пытаясь обратить их в католичество. Таким образом ему удалось завоевать доверие туарегов, а дотом и окрестить их.
Доминиканские монахи предлагали придерживаться такой же тактики по отношению к французскому рабочему классу. Они считали целесообразным, чтобы в среде рабочего класса поселилась группа священников, которая влияла бы на рабочих ие столько словом, сколько своим поведением. Такие священники должны были жить и питаться, как все рабочие, трудиться наравне с ними и вести себя по отношению к капиталистам, как ведет себя рабочий.
Кардинал Сюар пришел в восторг от предложений Лёва и его коллег. Сюар поехал в Рим и добился у папы римского разрешения провести их в жизнь. Был разработай план деятельности священников-рабочнх, причем предвиделось, что их работа принесет плоды не раньше чем через 50 лет.
Так в первые годы после второй мировой войны была создана организация священников-рабочнх. В нее вошли наравпе с доминиканцами францисканцы, иезуиты, капуцины и мопахп других орденов. В период расцвета движения в 1951 —1952 гг. в нем принимало участие около 300 священников и монахов, работавших па крупнейших заводах Парижа, в том числе таких, как «Рено» и «Ситроен», па предприятиях, расположенных в так называемых красных парижских пригородах, а также па фабриках и шахтах Лилля, Лиона, Марселя,.Тулузы, Бордо и других индустриальных центров.
Священники-рабочие поселялись в рабочих районах, снимая угол или комнату в рабочей семье. Они поступали на работу на крупные фабрики или заводы, становились членами утштар-пых профсоюзов, подчинялись профсоюзной дисциплине, участвовали в профсоюзной борьбе.
Особыми успехами, однако, священники-рабочие не могли похвастать. Например, священник Марсель Дюко стал работать па одной из угольных шахт в Лотарингии. Вначале он сохрапял инкогнито, присматривался к своим товарищам по труду, чтобы узнать их слабые стороны. С первых же дней отец Дюко убедился, что труд шахтера в капиталистической стране равен труду каторжника. Поэтому он решил значительно сократить срок своего пребывания па шахте.
Когда Дюко, проработав пару недель на шахте, объявил шахтерам, что он священник, это вызвало всеобщее недоумение.
— Священник? Невероятно! Что же вы здесь делаете, зачем стали шахтером, неужели вам плохо жилось до этого? — посыпались вопросы.
«Я,— рассказывает Дюко в своем дневнике,— пытался им доказать, что церковь вовсе не такая, какой ее представляют. Церковь думает о бедных, она, как и они, восстает против несправедливости их положения. Церковь не является союзницей капитализма: все люди — ее дети…» 111
Шахтеры выслушали преподобного Дюко и посоветовали ему обратиться с его проповедью смирения