Скачать:TXTPDF
Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович

не утратившего своей злободневности по сей день, уместно привести следующие выдержки:

«Находясь среди рабочих, мы научились многому. Нашей иерархии трудно понять это, смотря со стороны.

Мы узнали, что организованная и сознательная деятельность рабочего класса необходима для того, чтобы добиться хоть немного свободы в обществе, в котором личная свобода из-за господствующих условий эксплуатации является всего лишь обманом. Мы знаем теперь, что предоставленный самому себе пролетариат, не вооруженный классовой сознательностью и собственной организацией, никогда не сможет победить врага, который нападает на него со всех сторон. Этот враг в сто раз сильнее его если не числом и качеством, то, по крайней мере, средствами порабощения и угнетения: от открытой и беспощадной борьбы вплоть до лицемерного дружелюбия и религиозного дурмана. И мы думаем, что наш долгразделять взгляды классово сознательных рабочих и участвовать в их организованной деятельности…

Мы узнали, что социальные доктрины, вдохновляемые церковью, ведут чаще всего к предательству рабочего класса и его законных интересов…

Мы узнали, в противоположность некоторым утверждениям, что борьба рабочего класса вызвана как беспокойством о человеческом достоинстве, так н чисто материальными нуждами, так как рабочий класс борется одновременно за новые человеческие отношения, за изменение жизненных условий и за создание нового человеческого общества…

Нас осуждают… за наше активное участие в рабочей борьбе потому, что церковь, большинство ее институтов и духовенства защищают режим, против которого мы вместе с рабочим классом боремся всеми силами, считая его гнетущим и несправедливым.

Следует смело смотреть правде в глаза: церковь поддерживает этот режим

Церковь только теоретически осуждает капитализм. В практической деятельности церковь не только признает его, но п сотрудничает с ним. У рабочего этот факт пе вызывает какого-либо сомнения. Мы не говорим уж о том, что церковные учения, политика церкви и религиозных властен поддерживают капитализм. Разве священника, все воспитание которого пропитано буржуазной культурой, естественно не влечет к капитализму?

Нам говорят, что следует признать капиталистический режим как неизбежное зло, ведь церковь существует и действует в капиталистическом мире, как некогда она жила в феодальном. Но те, кто так говорят, слишком хорошо знают, хотя и испытывают при этом немалое беспокойство, что половина человечества в действительности отбросила уже этот режим… Даже внутри самих капиталистических стран огромная масса пролетариев в своем сердце не признает этот режим, жертвой которого она является.

Чувствуя, что вместе с этим режимом отбрасывают и ее, церковь стала бояться рабочего класса и тех изменений, которые победа пролетариата вызвала бы в общественных институтах, в жпзнп, в сознании людей. Тем более церковь боится коммунизма, который воодушевляет победный марш пролетариата, вселяет в пролетариат революционную силу п указывает ему перспективы на будущее» К

Вот чему научились многие священники-рабочие; о которых сотрудник государственного департамента США Роберт Бирнс сообщал в одной из своих статей, что они были тщательно отобраны и подготовлены и что церковные власти считали их «надежными антикоммунистами» 119 120. Их антикоммунизм улетучился, когда им пришлось испытать па себе всю жестокость капиталистической эксплуатации.

Получив столь выразительный документ, французский епископат сообщил в Рим, что внезапный роспуск священников-ра-бочих встретит со стороны последних сопротивление и породпт возмущение в широких кругах католической общественности Франции.

Действительно, сведения о циркуляре кардинала Ппссардо просочились в печать и вызвали в католических кругах бурю протеста против папского решения. Видные католические писатели и деятели — Франсуа Мориак, Дапиель Pone, Этьен Борн, Жорж Гурден и ряд других выступили в печати в защиту свя-щенников-рабочпх.

С активной поддержкой священников-рабочих выступил влиятельный журнал либеральных католиков «Эспри». Комментируя в одном из номеров приказ Ватикана о ликвидации движения священников-рабочих, которые якобы заразились духом коммунизма, редакция журнала не без иронии требовала принятия санкций также против священнпков-каппталистов, то есть священников, обслуживающих капиталистические круги, на том основании, что они давно уже заражены капиталистическим духом, а многие из них сами являются капиталистами.

Подобные выступления людей, столь близких к церкви, заставили Ватикан заявить, что окончательного решения о свя-щенниках-рабочих пока нет и что оно будет принято только после тщательного расследования. Вскоре Ватикан сместил руководителей доминиканского ордена во Франции121 (в том числе аббатов Шену, Буассело, Конгара и Фере). В январе 1954 г. была созвана конференция французского епископата, которая, следуя указаниям Ватикана, провозгласила, что «профессия священника несовместима с профессией рабочего». Конференция предписала священникам-рабочпм пемедленно уйти с «мирских должностей», па которые они были избраны рабочими (под этим подразумевались профсоюзные посты), а работу на фабриках оставить до 1 марта 1954 г. Епископат обязал священников запрашивать от церковных властей в будущем в каждом отдельном случае особое разрешение на «физический труд» и предупредил, что такие разрешения будут даваться не больше чем па три часа в день. Постановлеппе конференции указывало далее, что священники, занимающиеся рабочим вопросом, впредь будут зависеть от приходских священников и жить не с рабочими, а в приходе, отлучаться из которого смогут только с позволения церковного начальства.

Епископы отрицали наличие политической подоплеки в их решении. «Вы не сомневайтесь,—убеждали последние священ-нпков-рабочих,— в искренности ваших епископов. Они же перед лицом бога, который будет их судить, утверждают, что тут политика ни при чем, причина тому — религия…» Семьдесят три священника-рабочпх, к которым присоединились впоследствии почти все остальные, опубликовали свой ответ епископам, который, как и их предыдущее послание, свидетельствует о глубоких изменениях в умонастроении некоторых кругов духовенства. В своем ответе свящепиики-рабочпе писали:

«В момент, когда миллионы рабочих во Франции и за границей борются за свое единство, чтобы защитить свой хлеб, свободу и мир; когда предприниматели и правительство усиливают эксплуатацию и репрессии, пытаясь любой ценой обеспечить своп привилегии и преградить путь прогрессу рабочего класса,— религиозные власти хотят заставить священников-рабочих отказаться от труда и от борьбы, которую они ведут в единении со всеми своими товарищами.

Это не политическое, а религиозное мероприятие, утверждают епископы. Однако мы думаем, что наша жизнь рабочих пикогда не мешала нам оставаться преданными вере и священническому сану. Мы не понимаем, как во имя евангелия можно запретить священникам разделять условия жизни миллионов порабощенных людей и проявлять солидарность в их борьбе…

Рабочий класс нуждается не в людях, которые констатируют его нищету, а в людях, которые разделяют его борьбу и его надежды» 122.

7 февраля 1954 г. 250 католиков — деятелей рабочего движения в свою очередь опубликовали манифест, протестуя против роспуска рабочих-священников123.

Священники-рабочие встретили поддержку среди многих других священников, которые не побоялись выступить с заявлениями в защиту своих коллег, пожелавших связать себя с рабочими. Приводимое ниже выступление может служить хорошей иллюстрацией настроений, царящих сегодня в среде французского провинциального духовенства.

Так, кюре Дюбуа, глава одного сельского прихода департамента Верхняя Гаронна, опубликовал в газете «Монд» письмо, в котором писал, между прочим, следующее:

«Осуждаются священники-рабочие, а как быть тогда со свя-щеннпкамп-офицерами, священниками-журналистами, свящеп-инками-политиками? Почему разрешается священнику делать уступки «буржуазной морали», а компромисс священника с рабочими считается невозможным?

Достаточно болтовни, борьба классов — это факт, достойный сожаления, но факт…» 124.

С точки зреиия Ватикана, владеющего миллиардами долларов, понятие о священническом долге имеет совсем не тот смысл, который вкладывает* в него скромный сельский священник Верхней Гаронны, живущий на подношения своей паствы.

Выступая в защиту священников-рабочих, не подчинившихся диктату Ватикана, католический журналист Андре Кол-лонж писал в своей книге «Скандал XX века»: «Церковная иерархия заявила, что священники-рабочие компрометируют церковь. Церковная иерархия не знает, что из себя представляет рабочий класс… Не слова, а дела — вот что ценят рабочие… Вот что заставило священников-рабочих участвовать в забастовках, выступлениях, протестах рабочих. Иначе нельзя было бы надеяться завоевать их доверие» 125.

Столь же категорически высказался и другой католический писатель — Жан Англад. В книге, посвященной анализу церковной политики по отношению к пролетариату, Англад отмечал: «Как бы церковь ни отрицала это, католическая иерархия,’а с нею часть священников и монахов тесно связаны с капиталом п господствующими кругами» 126.

Доказательства? Хотя бы такие: разве когда-нибудь какой-либо епископ выступал па собрании забастовщиков, участвовал в демонстрации забастовщиков? Никогда! Что ж, если церковь желает добиться доверия народа, необходимо, чтобы иерархия, которая не боится скомпрометировать себя дружбой с капиталистами, «компрометировала» себя дружбой с народом.

Англад требует, чтобы церковь немедленно ясно и определенно заявила о своем разрыве с буржуазией, с буржуазпым государством, с буржуазными обычаями, с буржуазными деньгами. «До тех пор пока епископ будет восседать между генералом и префектом, в то время как никому в голову не приходит идея пригласить представителей профсоюзов, народ будет знать, на чьей стороне находятся симпатии церкви» 127.

Протесты как самих священников-рабочих, так и их многочисленных сторонников среди активистов католических массовых организаций и представителей интеллигенции вынудили французский епЦскопат не предпринпмать жестких мер против священников-ослушников при условии, что они не будут выступать против Ватикана.

Лишенное помощи и поддержки со стороны церкви, движение священников-рабочих пришло в упадок и, казалось, сошло со сцены. Смерть папы Пия XII в конце 1958 г. и избрание его преемником кардинала Ропкаллп, бывшего ватиканским нунцием в Париже в период наиболее активной деятельности последних, вселили новые надежды в сторонников священников-рабочих. Говорили, что новый папалиберал, что он якобы намерен обновить социальную доктрину церкви, что он относится с симпатией к священникам-рабочим.

Но этп надежды были вскоре развеяны по ветру самим папой. В первой же своей энциклике — «Ad Petris cathedram» от 2 мая 1959 г. Иоанн XXIII заявил, что он одобряет социальную доктрину церкви в той форме, в какой она была изложена его предшественниками. Необходимы единство и согласие между социальными классами, заявил папа. В этой области в последнее время имеются «вдохновляющие сигналы». В некоторых странах, уверял папа, межклассовые отношения и споры становятся менее острыми. Различия между социальными классами якобы постепенно исчезают. Границы классов якобы все более расширяются, стираются грани между рабочими и работодателями. В этом лучшем из мпров единственными нарушителями спокойствия являются коммунисты, которых церковь осуждала п осуждает.

Одним словом, папалиберал» дал понять всему миру, что он является таким же сторонником классового сотрудничества и буржуазного порядка и таким же врагом революционного пролетариата, каким был его предшественник. И чтобы это ни у кого не вызывало сомнений, папа приказал окончательно запретить деятельность священников-рабочих.

По приказу Иоанна XXIII в августе 1959 г. глава «св. канцелярии» кардинал Оттавиани направил французскому епископату инструкцию, в которой предписывалось немедленно распустить священников-рабочих. В инструкции было сказано: «Святой престол считает, что работа на заводе или фабрике несовместима с жизнью и обязанностями священпнка» *. Почему несовместима? А потому, сказано в инструкции, что «труд на заводе или даже в небольших мастерских ставит священника в условия, в которых он постепенно поддается влиянию окружения. «Священник в труде» не только погружается в материалистические условия, гибельные для его духовной

Скачать:TXTPDF

Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать, Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать бесплатно, Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать онлайн