генерала Марка Кларка послом при Ватикане, американское правительство Трумэна откровенно заявляло: «Всем известно, что Ватикан принимает энергичное участие в борьбе с коммунизмом. Поэтому прямые дипломатические отношения будут полезны для координации усилий с целью оказать сопротивление коммунистической угрозе» *. А бывший вице-президент США Никсоп высказался еще более решительно. Он назвал католическую церковь «одним из самых мощных препятствий для коммунизма во всех частях света» 143 144.
Такой силой нельзя пренебрегать, рассуждают в Вашингтоне. Ее следует «культивировать», за пей необходимо ухаживать. Правда, католическая церковь никогда не пользовалась доверием большинства американского народа. В понятии рядового американца папа римский всегда символизировал инквизицию, союз креста с фашизмом, маккартизм — одним словом, махровую реакцию. Поэтому-то в 1928 г. кандидат в президенты от демократической партии Альфред Смит, католик, провалился на выборах. Но с тех пор много воды утекло в США. Сам Франклин Делано Рузвельт установил отношения (правда, неофициальные) с Ватиканом. Трумэн добивался послать к папе римскому посла в лице генерала Кларка, Джон Фостер Даллес афишировал перед всем миром свою дружбу с папами, а его сын даже стал одним из руководителей иезуитского ордена. В результате, когда в 1960 г. демократы вновь выдвинули кандидатом в президенты католика Кепнеди, республиканцы даже не отважились напомнить избирателям о его «папизме».
Представителей господствующих классов США и ватиканских «владык» кроме политических и экономических интересов связывает, так сказать, родство душ. Тем и другим в высокой степени присущи такие «благородные» качества, как показная набожность, религиозное лицемерие и все виды ханжества.
Кому не известно, что вершители судеб США объясняли и о правдывали эксплуатацию трудящихся, сегрегацию негритянского населения, гонения на прогрессивных деятелей, внешнеполитические агрессии, «холодную войну» и т. д. божественным предначертанием, защитой принципов «извечного морального порядка», необходимостью бороться с «атеистическим материализмом» и тому подобными теологическими аргументами.
Эйзенхауэр и другие «корифеи» американского империализма почти во всех своих выступлениях ссылками на господа бога пытались прикрыть свои преступления против мира и народов, борющихся за лучшее будущее.
Покидая совещание глав правительств четырех держав в Женеве в июле 1955 г., Эйзенхауэр заявил: «Я приехал в Женеву, ибо считаю, что человечество жаждет избавиться от войны и слухов о войне. Я приехал сюда потому, что всегда верил в добропорядочные ипстипкты и здравый смысл людей, населяющих паш мпр. Сегодпя ночью я верпусь домой с непоколебимой уверенностью в этом и с молитвой о том, чтобы надежды человечества в свое время осуществились».
Президент США обещал молиться о мире в тот самый момент, когда по его же указанию принимались меры к осуществлению преступной программы военного шпионажа и нарушения суверенитета других страп, программы, проведение которой, как показали последующие события, могло ввергнуть весь мир в бездну новой, ужасной мировой войны!
Еще об одной молитве Эйзенхауэра рассказал в своей речи на III съезде Румынской рабочей партии H. С. Хрущев: «Мне вспоминается беседа с заместителем государственного секретаря США г-ном Диллоном в Кэмп Дэвиде. Поскольку дело было в воскресенье, президент США улетел на вертолете богу молиться, а мне сказал, что со мной хотел поговорить по экономическим вопросам и вопросам торговли г-н Диллон.
Этот богомолец там, наверное, и молил бога насчет благополучного полета Пауэрса. Это, между прочим, как бы является иллюстрацией того, что бог сейчас не слушает империалистов. Президент США молил бога о благополучном полете шпионского самолета, а мы сбили этот самолет. Кому помог бог? Он, как говорится, оказался на стороне социализма»
И хотя шпионский самолет Пауэрса был сбит первым же выстрелом советской ракеты, хотя «бог оказался на стороне социализма», политические деятели в Вашингтоне продолжали оправдывать политику провокаций ссылками на Библию.
Так, председатель влиятельной комиссии по ассигнованиям палаты представителей США Кларенс Кэннон заявил на весь мир: «Шпионаж на протяжении писаной истории был неотъемлемой частью войны. Прежде чем занять обетованную землю, Моисей по заповеди господа послал из пустыни 10 человек во главе с Иисусом Навином, чтобы выведать, что делается на этой земле» 145 146.
Конечно, если пророк Моисей пользовался «по заповеди господа» шпионами, как ими не пользоваться провокаторам из Пентагона, мнящим себя выразителями воли господней?! История с самолетом Пауэрса ничему не научила «ревнителей веры» из Пентагона. Военный министр правительства Эйзенхауэра Бракер продолжал и после этой истории сыпать угрозами в адрес Советского Союза, заявляя при этом: «Нам нужно терпеливо верить и дальше, что миром правит бог».
Как известно, ?мериканский народ на президентских выборах в ноябре 1960 г. отказал в доверии Бракеру и его коллегам из республиканской партии. Ответственные за международные провокации, за политику «па грани войны», за полет Пауэрса и срыв Парижского совещания глав правительств четырех великих держав были осуждены большинством америкапского народа. Однако один из главных подстрекателей всех этих провокаций остался в тени, он не только ничего не потерял с пора-
МОЛИТВА СРЕДНЕГО АМЕРИКАНЦА
СПАСИ ГОСПОДИ от’…
/-
от ВЗРЫВОВ и ПОЖАРОВ НА СОСЕДНИХ с ДОМОМ БАЗАХ..
ОТ ПОСЫЛКИ ОЧЕРЕДНОГО ПАУЗРСА-ОТ НЕОБДУМАННЫХВыступленийгосдепартамента…. и от дорогих друзей президент*
жением Никсона иа выборах, но даже выиграл. Ведь победил католик Кеннеди, как тут не возрадоваться и не возликовать?
Но кто этот деятель? Его зовут Фрэнсис Спеллман, кардинал, глава католической церкви в США, один из самых влиятельных людей в современных Соединенных Штатах.
Среднего роста, почти лысый, в очках, упитанный и румяный, подвижной, с фигурой спортсмена (в молодости он был боксером), Спеллман, если бы ~не пурпурная кардинальская мантия, мог бы сойти за третьеразрядного американского бизне-смепа.
Сын ирландского лавочника-мясника Спеллман после окончания светского колледжа поступил в иезуитский Фордхэмскин университет. Пройдя там курс теологических наук, молодой священник поехал в Рим, где закончил Грегорианский университет, а затем ватиканскую дипломатическую школу. После окончания школы Ватикан направил Спеллмана в США редактором влиятельной католической газеты «Пайлот». На этом посту Спеллман приобрел много полезных связей с банкирами, промышленниками, генералами и конгрессменами. Спеллман стал частым гостем в домах Моргана, Рокфеллера, Форда.
Усердие Спеллмана было замечено в Ватикане. В 1925 г. Пий XI вызвал Спеллмана в Рим и назначил помощником заместителя статс-секретаря монсеньера (впоследствии кардинала) Боргончини Дука (умер в 1954 г.). Спеллман —- первый американский прелат, удостоенный столь высокого поста в римской курии.
Папа Пий XI покровительствовал молодому американскому дипломату, который, как передает Морган, «умел представить в положительном свете различные стороны американской жизни, казавшиеся странными, если не суАмасбродными, многим степенным прелатам курии» *. В 1929 г. Спеллман сотрудничал с Пачелли (будущим Пием XII), назначенным заместителем статс-секретаря. Он участвовал в подготовке соглашения Ватикана с итальянским фашистским правительством (Лате-ранского договора), в организации антисоветского «крестового похода», затеянного Пием XI в 1930 г., в выработке энциклики «Квадрагезимо анно» в 1931 г., посвященной «рабочему вопросу», в заключении конкордата с Гитлером в 1933 г.
В 1933 г. Спеллман был казначеи епископом Бостона. В 1936 г. он сопровождал Пачелли в его поездке по США. 147
Бог: «Eib-богу, это черт знает какое вероломство!..»
В 1939 г., через шесть недель после своего избрания в папы, Пий XII возвел Спеллмана в сан архиепископа Нью-Йорка, а в 1946 г.— в кардипалы.
Во ьремя второй мировой войны Спеллман к своим титулам прибавил еще один — главного военного священника американской армии в чине генерал-майора. Он остается главой американских капелланов и по сей день.
По мере продвижения предприимчивого прелата по служебной лестнице шли в гору и его личные дела. Вскоре после своего посвящения в епископы Спеллман получил на «благотворительные» целн от Рокфеллера фонд размером в 6 542 421 доллар, прппосящпй ежегодный дивпдепд в несколько сот тысяч долларов Фонд находится в бесконтрольном веде-нпп Спеллмана. Спеллман является акционером крупнейших 148
американских монополий, таких, как «Стандард ойл», «Джене-рал электрик», «Дженерал моторе» и многих других.
После второй мировой войны кардинал Спеллман превратился в одного из главных трубадуров политики «холодной войны». Пропагандируя агрессивный внешнеполитический курс правящих кругов США, Спеллман много раз объездил весь капиталистический мир. Он прослыл вдохновителем многих вооруженных конфликтов и международных кризисов, имевших место за последние годы. Он был одним из активнейших участников американской агрессии против Корейской Народно-Демократической Республики. С пеной у рта в 1954 г. в Париже накануне Женевского совещания глав правительств четырех великих держав он призывал французское правительство «положить конец нерешительности» и усилить военные действия в Индокитае. Французская буржуазная газета «Комба» так комментировала тогда выступление американского прелата: «Спеллман предоставляет идеологическое прикрытие Пентагону. Французы никогда не забудут, что в самый критический момент их истории иностранец, одетый в кардинальскую мантию, прибыл со словами, какие они не привыкли слышать от человека, служащего господу богу» 148. Спеллман рвался к папской тиаре. Американская реакционная печать прочила его в папы римские. Иметь американца на папском престоле — об этом давно уже помышляли на Уолл-стрите. Еще в 1937 г. один из идеологов американского клерикализма — Тилннг писал: «До каких пор американцы будут довольствоваться тем, что получают приказы папы-итальянца и платят ему деньги? Ведь в церковных законах нет никакого основания для избрания папой только итальяпца или для его пребывания в Риме» 149 150.
Спеллхман рекламировался как один из самых богатых и могущественных кардиналов католической церкви. В бесчисленных газетных статьях и книгах описывалось влияние Спеллмана на американских президентов и на таких деятелей капиталистического мира, как де Голль, Аденауэр, Франко, генерал Батиста, в то время диктатор Кубы, тогдашний президент Турции Баяр, Чан Кай-ши, Ли Сын Ман и т. д. и т. п. В печати неоднократно подчеркивалось, что Спеллман «располагает настоящей сетью собственных дипломатических агентов в многочисленных странах» 151.
«Мы устали от вашей лжи»,— говорят трудящиеся женщины Италии, обращаясь к католическим лидерам.
Там, где господствуют монополии и кардиналы: Сальваторе Новембре — итальянский рабочий, один из многих убитых полицией во время антифашистских демонстраций в 1960 г.
Вездесущий Спеллман в гостях у кардинала Монтини.
Много писалось также о влиянии Спеллмана на папу Пня XII; Спеллмана велпчалп «вершителем судеб Ватикана», «подлинным хозяином» римской курии, главным ее законодателем. Все это, конечно, говорилось не без основания. Ведь после второй мировой войны американским прелатам действительно удалось захватить ряд ключевых позиций в Ватикане. В послевоенные годы нунциатуры в Ирландии, Западной Германии, Японии, Южной Корее, Австралии, в ряде стран Востока и Латпнекой Америки перешли в руки американских прелатов, которые оказались также во главе таких влиятельных монашеских орденов, как францисканский (обе ветви), карме-лптскпй, доминиканский, марианский, капуцинскпй и другие152. В иезуитском ордене первую скрипку играет теперь заместитель генерала Жансена — Винсент Маккормик, глава американской «провинции» и Эвери Даллес.
Большое влияние стали оказывать американцы и на миссионерскую деятельность Ватикана. Свыше 100 американских монашеских орденов посылают миссионеров в страны Азии, Африки, Латинской Америки и даже некоторые европейские государства. Важный миссионерский центр в Лионе, руководящий деятельностью