миссионеров во французских колониях Африки, действует под руководством американского прелата Гаррингтона 153.
Укрепление позиций американских прелатов в аппарате Ватикана не вызывает энтузиазма у итальянских прелатов, которые продолжают считать Ватикан своей вотчиной. Итальянские претенденты на папский престол отрицательно отнеслись к притязаниям Спеллмана унаследовать от Пия XII папскую тиару. В результате, когда Пий XII умер и собрался кардинальский съезд — конклав для избрания нового папы, кандидатура Спеллмана даже не была выдвинута. Это его крайне озлобило. Он стал поговаривать о том, что чуть ли не коммунисты проникли в римскую курию и добились избрания Иоанна XXIII. Новый папа, желая задобрить ретивого заокеанского прелата, сделал кардиналом его близкого друга, апостолического делегата в США Амлето Чиконьяни.
С особенным ожесточением выступает этот кардинал миллиардеров и банкиров против политики мирного сосуществования, которую с такой последовательностью отстаивает Советский Союз.
Визит в сентябре 1959 г. H. С. Хрущева в США и предложения Советского правительства о всеобщем и полном разоружении на Ассамблее ООН вызвали приступ ярости у кардинала Спеллмана. Он потребовал объявить в США по поводу приезда H. С. Хрущева «национальный траур». Он призывал бороться с «опиумом мирного сосуществования». Спеллман отдал приказ верующим «бойкотировать» H. С. Хрущева.
Злобные выпады Спеллмана и его подручных против дела мира не принесли им славы. Многие верующие в США приветствовали H. С. Хрущева, видя в его лице неутомимого и самоотверженного борца за мир во всем мире. Всему миру стала известпа надпись на одном из плакатов в городе Эймсе во время посещения его H. С. Хрущевым: «Председатель Хрущев, благослови Вас бог и спасибо за Ваше предложение по разоружению!».
Но что для Спеллмана общественное мпепие? Ослепленный ненавистью к коммунизму и всему прогрессивному, он продолжал свою кампанию в пользу политики «холодной войны». 21 ноября 1959 г. было опубликовано принятое по его настоянию заявление американского епископата, в котором переговоры между великими державами объявлялись безнадежными и не сулящими каких-либо положительных результатов. Американские католические церковники утверждали, что основной проблемой современности является не достижение прочного мира, а «обращение в христианство коммунистического мира»! 154
Выступая в марте 1960 г. в Нью-Йорке, Спеллман призвал к безоговорочной поддержке реваншистской политики Аденауэра. Американский кардинал заявил, что весь мир должен «преклоняться и уважать германского канцлера за его борьбу с коммунизмом».
15 апреля того же года Спеллман произнес проповедь перед американскими генералами в здании Пентагона. Эта проповедь удивила даже видавших виды пентагонских мастеров лжи и провокаций. Спеллман заявил, что в американское правительство проникли коммунисты. «Если американцы,— сказал он,— будут проявлять неуверенность и слабость, если они будут относиться со снисхождением к тем, кто недостоин чести быть гражданином этой благословенной нации, если мы не будем стремиться искоренить коммунистов, пробравшихся в американское правительство, оборонные предприятия, просветительные учреждения и даже вооруженные силы Соединенных Штатов, если мы будем продолжать игру на руку нашим врагам,— то настанет час, когда наша чудесная и прекрасная Америка стапет жертвой происков не только со стороны внешних врагов, но и со стороны предателей, выдающих себя за патриотически настроенных американцев».
Все эти высосанные из пальца дапные были нужны кардиналу только в качестве горючего материала для превращения «холодной войпы» в горячую. Правительство и вооруженные силы США, в которые, по словам Спеллмана, пробрались и где командовали коммунисты, готовили именно в эти дни одну из гнуснейших и вероломнейших провокаций и покушений против священного дела мира: полет Пауэрса. Был ли Спеллман осведомлен об этом? Да, был. Спеллман даже лично знал Пауэрса.
Во время судебного процесса сбитый советскими ракетчиками летчик Пауэрс показал, что его шпионское подразделепие «10—10», дислоцированное на военной базе в Адене (Турция), посещал кардинал Спеллман. Между подсудимым Пауэрсом и прокурором Руденко в связи с этим произошел следующий диалог:
Руденко: — Кардинал тоже интересуется военными базами?
Пауэрс: — Он церковная фигура. Его интересует личный состав, но не база.
Руденко: — Тот самый личный состав, который совершает шпионские полеты? 155
На этот вопрос подсудимый Пауэрс не ответил. Но в его ответе и не было необходимости. Здесь, как говорится, все яспо без слов.
Спеллман настроен воинственно, он мечтает возглавить «крестовый поход» против коммунизма…
ЖРЕЦЫ «ЖЕЛТОГО ДЬЯВОЛА»
В Нью-Йорке, на углу 50-й улицы и Медисоп-авеню, высится серый, мрачный небоскреб. Это штаб-квартира кардинала Спеллмана. В небоскребе помещается одна из самых влиятельных реакционных организаций США — Национальная католическая конференция благоденствия (НККБ), верховный орган католической церкви в Соединенных Штатах, основанный в 1920 г. Под ее руководством действует церковная армия, насчитывающая свыше 300 тыс. священников и монахов, она располагает тысячами учебных заведений, издает сотни газет и журналов.
НККБ планирует и направляет массово-политическую работу католической церкви в США, оказывает давление в интересах церкви на конгресс и правительство через «лобби» (то есть неофициальных представителей в конгрессе для «обработки» депутатов и сенаторов) и на общественное мнение — через реакционные газеты и журналы, радио, кино и театр. Давление это осуществляется традиционными для американских политических нравов методами: угрозами, подкупом, шантажом.
Еще в годы, предшествовавшие второй мировой войне, НККБ стала выступать с крайне реакционными лозунгами. НККБ активно участвовала в травле прогрессивного правительства Мексики, выступала против восстановления дипломатических отношений США с Советским Союзом, поддерживала фашистскую организацию «Христианский фронт», во главе которой стоял священник Кофлина. С началом гражданской войны в Испании НККБ развернула агитацию в пользу Франко.
В 1937 г. НККБ начала по всей стране кампанию против коммунизма, опубликовав провокационный отчет о «подрывной» работе коммунистов в США. «Вслед за этим в каждой епархии был создан комитет священников, которому было поручено следить за развитием коммунизма и сообщать о своих выводах НККБ. Все католики обязывались доносить комитетам все сведения о деятельности коммунистов и снабжались антикоммунистическими брошюрами, книгами и фильмами, а наиболее способные священники направлялись в католический университет в Вашингтон для прохождения специального курса социальных наук. Католическая пресса была наводнена антикоммунистическими объявлениями и статьями, а рабочие и студенты — католики постоянно предостерегались от сотрудничества с «красными»» *.
Во время войны НККБ выступала против помощи Советскому Союзу и открытия второго фронта. После войны НККБ поддерживает политику военных блоков и другие проявления агрессивного внешнеполитического курса США.
НККБ сотрудничает с пресловутыми «расследовательскими» комиссиями конгресса. 156
Она оказывала поддержку «верному сыну» католической церкви, «охотнику за ведьмами» — Маккарти, воспитаннику иезуитов и активисту «Католического действия».
В 1954 г. на собрании полицейских Нью-Йорка выступил полицейский капеллан Джозеф Маккафрей, расхваливавший Маккарти как «подлинного, великого американца». Выступление Маккафрея было встречено овацией слушавших его 4 тыс. полицейских. Среди аплодировавших был и кардинал Спеллман, который присутствовал на этом сборище. В октябре того же года Спеллман заявил в одном из своих интервью, чго «имеются веские причины для расследований, проводимых конгрессом, и что слава богу, что эти расследования начались, когда еще не поздно предпринять что-либо» *. Полицейские органы США высоко оценили услугу, оказанную им католической церковью. В Чикаго избрали папу римского почетным полицейским.
Под руководством НККБ действует Ассоциация католиков — членов профсоюзов (АКТУ), основанная в 1937 г., и сеть «рабочих школ», в которых подготавливаются кадры для раскольнической деятельности в профсоюзах.
Прогрессивный профсоюзный деятель Фримен указывает, что АКТУ и католические «рабочие школы» появились тогда, когда «американские трудящиеся начали широко и действенно организовываться на промышленной основе» 157 158, то есть когда профсоюзное движение поднялось на высшую ступень. АКТУ стремится развалить профсоюзы, во главе которых стоят прогрессивные деятели. АКТУ производит налеты на прогрессивные организации и занимается подстрекательством к штрейкбрехерству 159.
Намеренно преувеличивая степень влияния католической церкви в США, НККБ пытается убедить общественное мнение, что она располагает большим, а в некоторых избирательных округах решающим по количеству голосов влиянием, из чего следует, что многие кандидаты в конгрессмены могут надеяться па избрапие лишь при католической поддержке, которой они могут заручиться, выполняя наказы НККБ.
Программа НККБ и методы ее работы отражены в писаниях одного из ее руководителей, иезуита Джона Кронипа.
В книге «Католическое социальное действие», официально одобренной американским епископатом, Кронин излагает принципы социальной деятельности католической церкви в США.
Крапин признает, что «-капитализм, кажется, погиб в Европе» и «никто не может быть уверен, что мы (та есть США) избежим серьезных беспорядков и сомнений в нашем собственном будущем». Отстоять капитализм в США, заверяет Кронин, можно, лишь используя социальную философию церкви, ибо только она действует «успокоительно» на массы *. В чем же суть церковной «социальной философии»? В примирении между рабочими и капиталистами. Нужно, рекомендует иезуит Кронин, убедить и рабочих, и капиталистов пойти на взаимпые уступки, и тогда все социальные вопросы будут решены.
Чтобы влиять на ход общественных событий, продолжает Кронин, церковь должна располагать силой, авторитетом, а этого она может достичь, создав вокруг себя сеть организаций, связанных с различными общественными кругами, и с их помощью воздействовать на общественное мнение. «Церковь сегодня можно сравнить с армией, во главе которой стоят: главнокомандующий — папа, генералы — епископы и кадровые офицеры — священники. Но, предупреждает Кронин, люди, знакомые с военной наукой, понимают, что для завершения организации подобной армии кроме солдат нужен еще кое-кто. Офицеры запаса — вот кто необходим для успеха любого военного предприятия. В церкви эту роль выполняют миряне-активисты. Они дте диктуют политическую линию и не отдают приказов от своего собственного имени. В то же время они достаточно подготовлены, чтобы действовать самостоятельно. Пови-пуясь общему направлению и директивам, они направляют и воспитывают верующих, находящихся под их влиянием» 160 161.
Иезуит Кронин призывает создавать католические рабочие организации, подготавливать актив, основывать специальные школы для католнков-рабочпх и для католиков-бизнесменов, священникам он рекомендует укреплять связь с промышленниками, а профсоюзным лидерам — бороться с коммунистическим влиянием.
Кронин советует католическим церковникам поддерживать связь с протестантскими и пудейскпмп организациями для совместной борьбы против коммунизма.
На выполнение этой программы направлена деятельность НККБ, в частности ее департамента «Католического действия». В нем, сообщает Кронпн, ведется «глубокое изучение развития национального и международного коммунизма. Исследования в этой области часто дают епископам и духовенству ценную информацию задолго до того, как она становится достоянием гласпости» Из этого следует, что НККБ не гнушается выполнять и функции охранки.
В другой своей работе — «Католические социальные принципы», тоже изданной с разрешения церковных властей и рекомендуемой в качестве учебного пособия для католических активистов, Кронин поясняет отношение католицизма к капитализму, социализму и коммунизму. «Любое осуждение капитализма будет ложно истолковано в США»,— предупреждает он. Этот иезуит рьяно отстаивает капиталистический строй. «Католики могут говорить только о реформе капитализма, ибо паны категорическим образом осудили не капитализм, а социализм и коммунизм» 162 163,— провозглашает Кронин.
Наиболее активным элементом католической церкви в США и в других странах, являются иезуиты, половину которых составляют американцы. Вся «воспитательная» работа католической церкви