в США (католические школы, университеты, издательское дело, пропагапда по радио и телевидению) контролируется иезуитами.
Многие иезуитские университеты поставляют американским империалистам кадры для борьбы с прогрессивным движением в США и за границей. При католическом университете Форд-хэма, среди преподавателей которого фигурируют известные провокаторы на службе Федерального бюро расследования Луис Вуденц и Фильбрик — штатные свидетели обвинения многих антикоммунистических процессов, имеется так называемый «Институт по изучению современных русских проблем». Во главе этого «учебного заведения» стоит князь Андрей Урусов, в прошлом белогвардейский офицер, а в настоящее время католический монах. Нетрудно догадаться, что за «ученых» подготавливает упомянутый «институт». При иезуитском университете Джорждаун в Вашингтоне действует официальная «дипломатическая» школа государственного департамента «Форейн сервис скул». Один из аспирантов университета, Роберт Гарольд Кристнер, пробрался летом 1960 г. под видом туриста в СССР и занялся шпионажем. Он фотографировал военные объекты и собирал другую информацию, которую хранил в специальном нательном кожаном поясе. Пойманный с поличным, Кристнер был выслан из пределов Советского Союза 164.
Аляска, Филиппины, Гавайские острова, Пуэрто-Рико и такие вотчииы американского империализма, как Гаити, Доминиканская республика, республики Центральной Америки, находятся под «покровительством» иезуитского ордена. В этих областях и странах высшие церковные посты занимаются членами иезуитского ордена. Наконец, американские иезуиты подвизаются на Тайване и в Южной Корее, активно действуют в Японии и в странах Юго-Восточной Азии.
Католическая церковь в США — самый богатый филиал Ватикана. Никто не знает, сколько миллионов долларов получает из американских рук папа римский, но нет сомнений, что значительную часть текущих поступлений в ватиканскую казну составляют американские миллионы, не без бахвальства заявляет журнал «Ныосуик» *. По данным английского исследователя Авро Мэнхэттена, католическая церковь в США обладала в 1952 г. недвижимой собственностью, которая оценивалась в 900 млн. долларов165 166.
Американская католическая иерархия одержима духом стяжательства и нисколько не скрывает этого.
Многочисленные специализированные финансовые организации, связанные с крупными банками, планируют по заданию епископата пропагандистские кампании по сбору средств в церковную казну. В США, пишет «Оссерваторе Романо», сбор средств па церковные «нужды» является не делом любителей, а подлинно «научным» предприятием, техникой которого ведают большие специализированные фирмы. Эксперты этих организаций занимаются изучением и выработкой особых методов по проведению соответствующих кампаний, в которых широко используются радио, телевидение, печать с целью убедить верующих раскошелиться 167.
По данным, опубликованным в 1960 г. французским еженедельником «Франс нувель», ежегодный бюджет католической церкви в США превышает 1 млрд, долларов. Львиная часть этой суммы расходуется на религиозную и реакционную политическую пропаганду.
Католическая церковная иерархия в США не довольствуется восхвалением капиталистических порядков, господствующих в этой стране, она, следуя примеру своего руководителя Спеллмана, принимает активное участие в разжигании военного психоза.
Особое усердие проявляют в этой области военные капелланы, которым предписывается натравливать американских солдат на прогрессивный лагерь и внушать им, что «противная сторона» отбрасывает «моральные законы», в то время как США защищает порядок, основанный на религиозных принципах К
Капелланы убеждают солдат, что офицеры являются для них «представителями бога». Одна из брошюр — «Объединяемся для бога и родины», изданная капелланским корпусом, поучает солдат, что офицеры требуют повиновения себе на основе власти, исходящей от бога. «Если ты осознаешь, что вся власть исходит от бога, это сделает твое военное повиновение более легким,— говорится в указанной брошюре.— Не думай об офицере как о человеке, который старается извлечь из тебя столько, сколько он может. Думай о нем как о представителе бога. Ибо это действительно так, даже если офицер и не знает этого сам или этому не верит» 168 169.
Военные капелланы сотрудничают со штабными офицерами и с отделами разведки и контрразведки. Они следят за политическими настроениями среди солдат сами и через осведомителей. На каждого новобранца капеллан заводит персональную карточку, которую заполняет данными о политических взглядах и поведении солдата. Так как солдаты со священником более откровенны, чем со штатными контрразведчиками, то капеллан и в этой области оказывает «неоценимые» услуги командованию.
Стремясь подчинить своему контролю весь капелланский корпус, католические церковники используют любую оказию, чтобы очернить своих протестантских конкурентов. В феврале 1900 г. американская печать сообщала, что в одном из учебников, используемых в военно-авиационных школах, солдаты предупреждаются о проникновении коммунистов в среду… протестантского духовенства! В учебнике утверждается, что протестантские пасторы, осуждающие войну, являются «коммунистами с партбилетами». Когда выяснилось, что авторами учебника были католические священники, военные власти поспешно замяли эту историю.
Католическая иерархия не пытается даже маскировать недостойную деятельность своих представителей в американских вооруженных силах. Католический прелат генерал-майор капел-ланского корпуса Рой Н. Паркер откровенно пишет в иезуитском журнале «Америка» в статье «Религиозная программа американской армии»: «Капеллан является членом командного состава, его консультантом и советником по всем вопросам, касающимся религии, морального состояния и поведения солдат.
Во многих отношениях он служит «глазами» и «ушами» командующего офицера, которого он информирует в отношении военных частей и которому делает полезные рекомендации» К
Имеются ли в католическом лагере США какие-либо силы, выступающие против реакционного курса церковной иерархии? Такие силы имеются, но они пока что слабы, и их голос тонет в потоке реакционной пропаганды НККБ и иезуитских организаций. Либеральные католики объединены вокруг журнала «Коммонуил» (разовый тираж 25 тыс. экземпляров). «Коммо-пуил» высказывается, хотя и очень осторожно, против Франко, Маккарти, против военной истерии. Церковная иерархия его терпит, считая, что наличие такого относительно либерального органа, преданного в общем и целом Ватикану, помогает сдерживать возмущение католиков, недовольных реакционной политикой церквп.
Зато церковная иерархия принимает крутые меры по отношению к тем представителям церкви, которые осмеливаются, даже робко, выступать в прогрессивном духе. Примером тому может служить судьба Бернарда Шейла — епископа города Чикаго. Шейл слыл за друга президента Франклина Рузвельта, за человека, благожелательно относящеюся к рабочему движению. Он выступал против отождествления христианства с реакцией, против союза церкви с банкирами, промышленниками и политиканами. Шейл осуждал фашистского попа Кофлина. В 1954 г. после одного из своих выступлений против мракобеса Маккарти Шейл получил свыше 20 тыс. писем от верующих с выражением чувств солидарности. В одной из своих речей в 1948 г. Шейл говорил: «Что означает для индонезийцев свобода, если они находятся под «благосклонным» управлением голландцев? Что она означает для индокитайцев под покровительствующим оком французов или для населения Индии под бдительной опекой англичан?.. Рабство, даже когда вы меняете хозяев, остается рабствам».
Подобные выступления Шейла пе могли прийтись по вкусу пи Спеллману, пи господствующим кругам США. После длн- 170 тельного периода трепий с церковной иерархией Шейл был вынужден в 1955 г. уйти со своего поста в отставку, а организации, которыми он руководил, в частности организация католической молодежи в Чикаго, были распущены, как слишком «левые». Вслед за этим продажная пресса начала травить Шейла !.
Так расправляется церковная иерархия США с теми служителями алтаря, которые хотя и робко, но все же пытаются выступить против подчинения церкви интересам капитала.
ПРОТИВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ КУБЫ
«Золото — единственная религия империалистов. Разве они верят в бога? Пет! У них нет другого бога, кроме золота, для них ее существует другой свободы, кроме золота. Разве они верят в демократию? Нет! Кроме золота, для них не существует другой демократпи. У них нет идеалов, которые они не могли бы продать или обменять на золото. Золото, золото и золото — вот философия империализма».
Фидель Кастро
В какую страну Латинской Америки ни заглянешь: в самую ли маленькую — Коста-Рику или в самую большую — Бразилию, в самую южную — Аргентину или в самую северную — Мексику,— всюду можно увидеть энергично действующих кардиналов и епископов, растущие, как грибы после дождя, массовые клерикальные организации, демохристианские партии, католические профсоюзы. Почти каждую неделю то в той, то в другой республике происходят различного рода клерикальные сборища — евхаристические конгрессы, иезуитские конференции, религиозные паломничества, празднуются церковные юбилеи, провозглашаются новые святые и блаженные, открываются соборы и церкви, оглашаются пастырские послания.
О чем эти пастырские послания? В основном о политике, ибо церковников в Латинской Америке очень интересует политиче- 171
скал борьба. В последние годы не было в странах Латинской Америки такого государственного переворота, национальных выборов, крупного заговора, в которых не приняли бы участия кардиналы, епископы или церковные чины рангом пониже.
Церковников можно было видеть среди приближенных диктаторов — Перона в Аргентине, Переса Хименеса в Венесуэле, Рохаса Пиннльи в Колумбии, Батисты на Кубе; они по сеи день подвизаются в окружении таких ставленников американских монополий, как диктатор Штресснер в Парагвае и Сомоса в Никарагуа.
Пока диктатор у власти, церковники на его стороне. Но вот народ свергает тирана, и церковники начинают заверять, что они не только не поддерживали диктатуру, но были ее жертвами. Они клянутся в своем демократизме. Однако стоит реакции поднять голову, как церковники снова переходят в наступление против тех, кто борется за национальную независимость. Церковники вновь вопят, требуя покончить с «коммунистической угрозой» и спасти родину от «красной опасности». На сцене появляется очередной кандидат в диктаторы — генерал или полковник, готовый за определенное вознаграждение совершить любое преступление. Кардиналы и епископы начинают расхваливать и превозносить нового «спасителя родины», который не без помощи и благословения Вашингтона совершает в конце концов антинародный переворот, потопив в крови национально-освободительное движение.
Так было до тех пор, пока на Кубе в кануп 1959 г. не был свергнут кровавый диктатор Батиста, доверенное лицо американских монополистов. Церковники, поддерживавшие в своей массе диктатуру Батисты, и на этот раз поспешили прикрыться маской демократов. Вначале они даже выдавали себя за сторонников революционного правительства Фиделя Кастро. Однако, когда революционное правительство впервые в истории Латинской Америки стало осуществлять обещанные народу социальные реформы: наделять крестьян землею, национализировать собственность иностранных монополий, строить дома п школы для трудящихся, церковники объявили ему войну. Действуя в угоду американским империалистам, задавшимся целью во что бы то ни стало свергнуть правительство Фиделя Кастро, церковники стали призывать верующих перейти на сторону контрреволюции.
Церковные и клерикальные круги Кубы стали источником различных контрреволюционных слухов и провокаций.
i 5(5
Кардинал Бостона Кашипг заявил публично, что правительство Кастро конфисковало церковные фонды, закрыло миссии и семинарии. «Церковь на Кубе — это церковь молчания»,— заявил кардинал-клеветник. Высосанные из пальца, лживые утверждения кардинала Кашинга вынужден был опровергнуть епископ Эвелио Диас, апостолический администратор гаванской епархии, после чего кардинал Кашинг заявил, что его «не по-пяли» и что он хотел сказать вовсе не то, что в действительности сказал. Но Кашинга не «черт попутал», а госдепартамент. ведь бостонский кардинал распространял ложь о правительстве Кастро в угоду американским империалистам.
Не прошло и нескольких недель после провала этой провокации, как была пущена в ход новая. Два кубинских священника — Эдуардо Агирре и Рамон Феррель переправились