реформу, на национализацию монополий, на развитие образования и т. д. Что же, если это коммунизм, сказал Кастро, то мы согласны с коммунизмом.
По крайней мере, продолжал кубинский премьер-министр, нельзя говорить, что мы не выполняем завет Библии: каждый добывает хлеб свой насущный в поте лица своего. Нет ничего более похожего на этот завет Библии, чем лозунг русской революции «Кто не работает, тот не ест». Эти слова Кастро были встречены бурными аплодисментами собравшихся.
В апреле 1961 г. американские империалисты послали своих наймитов на Кубу, поручив им задушить кубинскую свободу, поработить кубинский народ. Кардинал Спеллман был в числе тех, кто финансировал н благословлял презренных наемников. Представитель США в ООН Стивенсон цитатами из Библии пытался оправдать вторжение предателей революции на кубинскую землю, а фалангистские попы готовились встретить их колокольным звоном. Кубинский народ, однако, раздавил, точно червей, заброшенное к нему «христианское воинство».
Крестовый поход американских империалистов и действующих с ними заодно кардиналов и епископов против революционной Кубы продолжается, но участники этого похода вряд ли могут надеяться на лавры победителей.
* *
*
Крест и доллар не в первый раз согласно выступают против пародов Латинской Америки. Местные церковники в союзе с правящими кругами США пытались задушить мексиканскую революцию 1910—1917 гг. Когда это им не удалось, они в 20-х годах развязали в Мексике гражданскую войну. Католические прелаты приветствовали в 1959 г. вторжение наемных банд Кастильо Армаса в Гватемалу и свержение демократического правительства этой республики, возглавляемого президентом Арбенсом.
11*
163
Католический епископат СЦ1А, тесно связанный с монополистическими кругами этой страны, оказывает все большее влияние на церковь в Латпнской Америке.
В католических университетах и семинариях США постоянно растет число латиноамериканских воспитанников. В городе Монтесума (Техас) церковной иерархией США содержится специальная семинария по подготовке священников для Мексики. Епископальный комитет содружества христианской доктрины, Католический комитет по межамерикан-Библия Джона Фостера Даллеса: «На ским студенческим вопро-третип депь господь бог создал «IOiiau- сам и другие клерикаль-тед фрут компани», вслед за чем чужой Ные североамериканские парод — гватемальцы пришли и обос- оргаш13ацШ1 ежегодно вы-новались на ее земле». г «
дают сотни стипендии
священникам — латиноамериканцам в целях повышения их «квалификации» в соответствующих организациях, существующих в США. Латиноамериканцами, проживающими в США, занимается специальный Епископальный комитет для говорящих по-испански.
При Национальной католической конференции благоденствия имеется специальное пресс-бюро, поставляющее бесплатно информацию для латиноамериканской печати на испанском и португальском языках. Эта организация начиная с 1946 г. периодически созывает в США так называемый Межамериканский семинар социальных исследований. В республиках Латинской Америки работают несколько тысяч американских миссионеров. В Бразилии, по дапным 1952 г., находилось 629 американских миссионеров. Большие группы американских священников имелись в Мексике, Гватемале, Гондурасе, Никарагуа, Коста-Рике, Перу, Боливии, Чили, Аргентине, Парагвае, Доминиканской республике, Гаити и па Кубе. Официальный справочник католической церкви в США указывает, что США ежегодпо посылают в Латинскую Америку в среднем 350 миссионеров, причем эта цифра должна возрасти в ближайшие годы до тысячи. Большинство миссионеров США принадлежат к американскому миссионерскому обществу «Мэрпнолл». Посылкой миссионеров в Латинскую Америку также занимаются епархии Сент-Луиса и Общество св. Якова-апостола в Бостоне.
В ряде карпбских республик, в частности в Панаме, Доминиканской республике и Гаити, ватиканскими нунциями являются представители католического епископата США. Кардинал Спеллмап ежегодно совершает инспекционные поездки по латиноамериканским странам.
Верховный орган церковной иерархии — Латиноамериканский епископальный совет (СЕЛАМ), учрежденный на латиноамериканской конференции епископата в Рио-де-Жанейро в 1955 г., координирует свою деятельность с Национальной католической конференцией благоденствия США, возглавляемой кардиналом Спеллманом. Последнему фактически подчинены 11 латиноамериканских кардиналов.
Участие церковной иерархии в крестовом походе против революционной Кубы, погромная кампания кардиналов против коммунизма и Советского Союза — все это вызывает негодование и возмущение среди верующих и даже среди рядовых церковников. В сентябре 1959 г. бразильский священник Машадо, несмотря на декрет Ватикана об отлучении коммунистов от церкви, выступил с призывом создать Единый национальный антиимпериалистический фронт с участием всех патриотов, без различия политических или философских взглядов. Машадо заявил, что считает возможным в рамках такого фронта сотрудничество католиков и коммунистов174. Таких заявлений можно было бы привести немало.
Народы Латинской Америки подымаются на борьбу с империализмом США, в защиту революционной Кубы, они с негодованием осуждают враждебные выпады церковников против героического кубинского народа, упорно и мужественно отстаивающего свободу и независимость своей родины.
Победа кубинского народа — это поражение империи золотого тельца, первосвященнику которой — кардиналу Спеллману давно уже уготовано в аду теплое местечко.
«НЕВЕРНЫЕ» ИЗГОНЯЮТ МИССИОНЕРОВ
«СВЯТЫЕ» ПОБОРНИКИ КОЛОНИАЛИЗМА
Бурный подъем пацнопальио-освободительного двпжепия в странах Азпп п Африки после второй мировой войны вызвал в Ватикане не меньшее беспокойство, чем в господствующих кругах империалистических держав.
Интересы церковников всегда тесно переплетались с интересами колонизаторов. Об этом хорошо сказал H. С. Хрущев: «В свое время колонизаторы в погопе за наживой вместе с войсками обязательно посылалп в порабощаемые страны своих священников и, так сказать, мечом и крестом подчппялн себе народы. Колонизаторы приносилп с собой в порабощенпые страны крест и евангелие, они навязывали народу свою религию. Они оставляли народу евапгелпе, а богатства забирали себе. Весь мир знает об этом кощунстве, об этом обмане»
Известно, что католическое духовенство принимало активное участие, наравне с пспанекими и португальскими конкистадорами, в завоевании Америки, что Ватикан оказывал существенную помощь английским, французским, итальянским и другим колонизаторам. Но все это в далеком прошлом, а как после второй мировой войны? На этот вопрос можно ответить так: Ватикан окропляет «святой» водой колониальные захваты, оправдывает ссылками на бога и па «священпое пнеапие» преступления колонизаторов в настоящее время, как он это делал и в прошлые века. 175
Доказательств этому сколько угодно. Взять хотя бы «Кодекс международной морали» издания 1948 г., детище католических теологов, одобренное Ватиканом. Злобно клевеща па порабощенные народы, «Кодекс» оправдывает колониальные захваты, колониальный грабеж: «Божественный план извращается, человечество теряет то, что ему принадлежит, когда вследствие неспособности, беспечности и лени отсталые народы воздерживаются от эксплуатации ресурсов, которые имеются па их территории. До тех пор, пока не будет организована власть, на которую падает задача исправить этот беспорядок, любому государству, если только оно имеет волю и средства, дозволено взять па себя эту миссию и отнять, если в этом есть необходимость, у туземного суверенитета право, которое он оказывается неспособным осуществить в общих интересах всей нации» *.
Колонизаторы в изображении авторов ватиканского «Кодекса» — это благодетели, несущие светоч прогресса и цивилизации погрязшим в пороках и невежестве отсталым народам. «Дикие и отсталые народы,— подчеркивают авторы «Кодекса»,— жертвы порока, невежества и суеверия, для того чтобы переродиться, почти всегда нуждаются в получении извне, то есть от более цивилизованной нации, первого стимула, помощи и направления. И здесь, при отсутствии международной власти, на которой лежала бы эта цивилизаторская функция, всякая нация, которая этого хочет и может, имеет право, а иногда даже и обязана в меру своих сил взять под опеку некультурную народность, чтобы повести ее по пути прогресса и цивилизации».
Как тут пе вспомнить страстные выступления главы Советского правительства H. С. Хрущева па XV сессии Генеральной
Ассамблеи ООН! H. С. Хрущев «Святая троица»
дал достойную отповедь коло- колонизаторов.
1 Л. /7. Всликович, Защитники колониализма. «Наука и жизнь*
д» a, то г.
1(37
пизаторам, претендующим па роль цивилизаторов. Он сказал: «Народы, которым колонизаторы стремятся привить «цивилизацию», знают, что такая «прививка» стоит жизни пх братьям. Надо решительно сорвать маску с колонизаторов и обнажить истинное лицо тех, кто принес в порабощенные страны болезни, нищету, голод и смерть. Нельзя позволять колонизаторам и дальше прикрываться лживыми фразами об «оказании помощи» и о «приобщении к цивилизации», о том, что, мол, колониальные народы еще пе созрели для самоуправления. Нет, не цивилизацию они хотят привить, они стремятся по-прежнему пользоваться дешевым трудом колониальных народов и дальше эксплуатировать богатства этих стран, наживаться п жиреть за счет ограбления угнетенных народов. Все народы сами могут управлять своими странами, надо только дать им эту возможность» *.
История колониализма — это непрерывная цепь чудовищных преступлений, это истребление древнейших культур и цивилизаций, уничтожение целых пародов. Разве человечество может забыть, что за период порабощения Африки свыше 100 млн. африканцев было продано в рабство, убито или погибло в пути в зловонных трюмах кораблей работорговцев?
О всех этих преступлениях колонизаторов папа римский и его кардиналы предпочитают умалчивать. Что они могут сказать? Ведь и они несут изрядную долю ответственности за совершенные колонизаторами злодеяния.
Нет, не радуется сердце наместника бога па земле, пе ликует его душа от того, что порабощенные народы изгоняют колонизаторов и завоевывают независимость. Возьмем, к примеру, одну из последних энциклик Пия XII «Fidei Donam», посвященную миссионерской деятельности в африканских странах и опубликованную 21 апреля 1957 г. «Мы обращаем ваше внимание на Африку,—заявлял Пий XII в этой энциклике,—в момент, когда она вступает на стезю современной цивилизации и переживает возможно наиболее трагические дни своего существования» 176 177. Для Пия XII период, когда Африка сбрасывает цепи-колониального рабства, является наиболее «трагическим» в ее истории. По-видимому, с точки зрепия папы римского, наиболее счастливым периодом истории Африки следует считать тот, когда колонизаторы безнаказанно угнетали африканские пароды.
В современных условиях миссионерам в Африке приходится действовать в очень «трудных» условиях, жаловался Пий XII. Трудности же, по словам папы римского, заключаются в том, что не всегда руководство движением, необходимым для благополучия населения, оказывается в руках мудрых людей.
Как в этой, так и в других папских энцикликах пет ни слова осуждения в адрес империалистов. Весь пафос, вся обличительная страсть римского первосвященника направлены против наиболее стойких борцов с империализмом — коммунистов.
«Мы знаем, к несчастью,—писал Пий XII,—что атеистический материализм распространил во многих местностях Африки раздор и смуту, натравливал одни народы и расы на другие и использовал существующие трудности с тем, чтобы совратить людей радужными миражами и посеять в их сердцах семена восстания» !.
«Мы повторяем африканским народам,— вещал Пий XII,— наши серьезные и торжественные предупреждения, которые мы по поводу этого («атеистического материализма».— И. Л.) высказывали в многочисленных наших посланиях и обращениях к католикам всего мира; мы поздравляем их пастырей, которые уже неоднократно решительно предупреждали своих овечек об опасности со стороны этих фальшивых проповедников» 178 179.
27 сентября 1957 г. в одном из своих публичных выступлений Пий XII осудил национально-освободительную борьбу народов Африки. Пий XII утверждал, что народам Африки угрожает не империализм, а «атеистический материализм». Пий XII заявил: «Социальная, экономическая и политическая эволюция, которая ускоренным шагом вторгается в жизнь многих народов Африки, неизбежно подвергает их нездоровым влияниям, которые могут иметь серьезные последствия для будущего».
Таким образом, папа римский вопреки общеизвестным фактам провозглашал врагом африканских народов пе колониальный гнет, а «атеистический материализм». Характерно, что