Скачать:TXTPDF
Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович

чем же совещались «святые отцы» в Маниле? Может быть, они думали над тем, какую помощь может оказать богатая средствами католическая церковь слаборазвитым странам в их борьбе за экономическую и политическую независимость, в их борьбе против империализма? Нет, не об этом говорили собравшиеся в Маниле католические аббаты и священники. Они съехались в филиппинскую столицу не для того, чтобы обсуждать вопросы христианского милосердия, и даже пе для диспутов на какую-нибудь религиозную тему, а с целью выработать план борьбы с коммунизмом. Об этом возвестил миру советник кардинала Агаджаняна монсеньер Терцариол, который заявил представителям печати 10 декабря 1958 г.: «Дальний Восток находится в огне. Коммунизм вызывает недовольство и социальную несправедливость, и наш долгпредложить выход из создавшегося положения».

Итак, католическая церковь призывает ополчиться против коммунизма, который она обвиняет в том, в чем в действительности повинны колонизаторы, а именно: в социальной несправедливости, господствующей в странах Юго-Западной Азии. И это сегодня, когда народы Азии и Африки освобождаются из-под империалистического ярма и впервые за многие столетия начинают самостоятельно строить свою жизнь, а империалистические державы пытаются вооруженными интервенциями, подкупом, угрозами и всевозможными кознями удержать свои позиции на этих континентах, делая это под предлогом борьбы с коммунизмом. Так чьи же интересы блюдет здесь «святая церковь»? Двух мнений по этому вопросу быть не может — интересы империалистов.

В марте 1959 г. Агаджанян совершил новое путешествие на Восток. Об этой поездке Карло Фалкони писал: «Поездка Агаджаняна была прежде всего разведкой миссионерского характера… Но в то же время это было и нечто большее, а именно: открытое и воинственное объявление враждебного отношения к коммунизму не только в религиозном, но и в политическом плане. Выбор стран, которые он посетил, говорит сам за себя: Вьетнам, Таиланд, Формоза, Корея и Япония. К этому следует добавить, что заместитель префекта конгрегации «Пропаганда веры» не только имел знаменательные встречи с высшими местными политическими властями, но и почти во всех странах считался официальным гостем правительства» ].

Официальным поводом для поездки послужило данное Агаджаняну папой Иоанном XXIII поручение присутствовать в качестве его легата на конгрессе имени «пресвятой» Марии в Сайгоне. В Сайгоне конгрег.ация «Пропаганда веры» созвала совещание апостолических делегатов, епископов и апостолических викариев Малайи, Индонезии, Кореи, Лаоса. Камбоджи, Таиланда, Филиппин и Китая. Таким образом, Агаджанян 194

Один из кандидатов в кардиналы—Эвери Даллес, сын Джона Фостера Даллеса, руководитель иезуитского ордена.

Католические монахини в США практикуются в стрельбе из винтовок модели «Гарринг и Ричардсон». В кого они собираются стрелять?

Сценки из жизни американского духовенства. Чего не сделаешь ради популярности?!

смог возобновить переговоры, которые он начал с ними в Mamme в декабре 1958 г.

В аэропорту Сайгона Агаджаняна встречали все министры правительства во главе с президентом Нго Динь Дьемом, который затем неоднократно встречался с кардиналом.

На Тайване Агаджанян пробыл восемь дней — столько же, сколько и в Южном Вьетнаме. В одном из своих публичных выступлений, 3 марта, Агаджанян заявил, что он с тревогой думает об огромных территориях КНР, где католическая церковь якобы терпит «ужасные муки». Тем не менее Агаджанян был вынужден признать, что часть китайского духовенства высказывается за поддержку Народного правительства. «Сердца тех, кто искренне любит Христа и церковь,— заявил Агаджанян,— больше всего наполняют горечью колебания тех ее сынов, которые, опасаясь мучений, жертвуют вечным блаженством ради земных почестей, отказываются от борьбы и подчиняются врагу».

С такими же провокационными речами он выступил и в Южной Корее. На корейском аэродроме, где его встречали помимо епископов, дипломатов и высших гражданских чинов три министра: иностранных дел, внутренних дел и просвещения, Агаджанян заявил: «Я привез вам заверения святого отца Иоанна XXIII о его любви к корейскому пароду, который борется за справедливую свободу». Спустя три дня, выступая с речью в соборе в присутствии вице-президента республики Тян Мена, Агаджанян сказал: «Мои мысли обращены ко многим верующим, живущим по соседству с вами и подвергающимся ужасным преследованиям… Помолимся вместе за них, а также за братьев в Европе, находящихся в таких же условиях. Помолимся также за то, чтобы ваша вера снискала вам небесное благословение и прежде всего за воссоединение Кореи». На следующий день Агаджанян посетил Ли Сын Мана и вручил ему от имени папы золотую медаль. Такую же медаль Агаджанян вручил Нго Динь Дьему, Чан Кай-ши pi императору Хиро-хито

Усердие Агаджаняна было высоко оценено Иоанном XXIII. В 1960 г., когда умер глава конгрегации «Пропаганда» Фума-сони-Бионди, на его место был назначен «эксперт по коммунизму» кардинал Агаджанян.

В то время как Агаджанян разъезжал по странам Азии, раздавая папскпе ордена, его друг — «владыка» Тиссеран совершал 195

утомительную для его возраста поездку по странам Африки. Тиссеран посетил Тунис, Либерию, Эфиопию и другие независимые африканские государства, объездил французские, английские, португальские, бельгийские и испанские колонии, инспектируя и инструктируя местные миссионерские посты.

Это была не легкая работа. Ведь 40% всех католических Миссионеров — около 100 тыс. человек! — пребывает в Африке. Там выходит около 200 газет и журналов, издаваемых миссионерами

Во многих районах Африки католическим миссионерам подчинена вся школьная система. В том же Бельгийском Конго до 1954 г. только миссионеры имели право руководить школами. Они пользуются этим правом и по сей день в Анголе и Мозамбике. В Анголе, кроме этого, колониальные власти содержат на службе миссионеров две радиостанции, а в Конго колонизаторы субсидировали местную миссионерскую радиостанцию и церковный университет в Лованиуме. Столь же щедро помогают католическим миссионерам в колониях Африки французские и английские власти. Последние, например, частично содержат з4 свой счет 350 миссионерских школ в Басутолэнде и 1500 школ в Уганде. Само собой разумеется, что колонизаторы не оказывали бы миссионерам подобного покровительства, если бы не были уверены в пользе для себя от миссионерской деятельности.

Рднако несмотря на все старания миссионеров, в 1957 г., по официальным церковным данным, в Африке насчитывалось только около 18 млн. католиков (крещеных), что составляет около 8% всего населения этого континента. Еще меньших результатов католическая церковь достигла в Азии, где в результате 400-летней работы миссионеров только 2—3% населения приняли католическую веру.

В 1951 г. Пий XII издал специальную энциклику «Evangeli Prpecones», в которой предлагал «отуземить» католическую церковь в Африке с тем, чтобы сделать ее более приемлемой для широких слоев местного населения. В этой энциклике Пий XII утверждал, что «церковь никогда не относилась с презрением и пренебрежением к языческим доктринам, вернее, она их очищала от ошибок и от всяческой скверны, а затем освящала и возвышала христианской мудростью. В равной степени языческое искусство и культуру, которые в некоторых случаях поднялись на очень высокую ступень, церковь воспринимала доброжелательно, развивала их с большим прилежанием и доводила 196

до такой степени расцвета, которой они в прошлом никогда не достигали. Также церковь никогда не осуждала местные обычаи народов и их традиционные учреждения, но освящала их. Изменяя их форму и дух, церковь использовала языческие праздники, чтобы почтить христианских мучеников и прославлять священные таинства»

После второй мировой войны Ватикан разрешил употребление в богослужении местных африканских языков. Он возводит в епископский сан сынков африканских царьков и шаманов. Все средства хороши, чтобы сделать католическую церковь привлекательной в глазах африканской знати! Католическая печать сообщала, например, что 12 декабря 1954 г. белый католический епископ Джозеф Уилен, которому прислуживали 5 белых священников, короновал в столице древнего королевства Нигерии местного черного царька Аллагоу, десятого короля династии Минди. Папа римский направил новому королю поздравления и апостолическое благословение и пожелал ему долгого и успешного царствования 197 198.

Ватикан в последние годы форсирует «отуземливание» католического духовенства в Африке. Так, если в 1923 г. во всей Африке было только 159 священников из местного населений, а в 1939 г.—333, то в 1954 г. их было уже 1446, а в 1957 г. на 11 199 католических священников приходилось 1811 из местного населения199. В 1939 г. впервые были возведены в сан епископа два негра. По данным за 1957 г., в Африке имелось 27 епископов и архиепископов местного происхождения, некоторые из них были негры. (В том же году в Азии было 5553 священника местного происхождения200.) Число незначительное, если учесть, что в Африке находятся свыше двух тысяч Представителей епархиального духовенства европейского происхождения.

Однако все эти маневры Ватикана не дают пока желйёмых результатов.

Не будем питать ложных иллюзий, признается бенедйктин-ский монах Дж. Мосман, специалист по миссионерской деятельности, в Азии и Африке католическая церковь еще Я6 пустила корней. Вспомним, что пока она укрепилась в Евройе, ей пришлось перебороть немало расколов и ересей.

Нет, миссионеры, верные стражи колонизаторов, не могут так просто сдать свои дела туземцам и уйти. Миссионеры должны остаться, но характер их деятельности, по мнению Ватикана, следует изменить. «Хотя страны, недавно достигшие независимости, отвергают вмешательство Запада в их дела,— пишет далее Мосман,— они тем не менее нуждаются в инженерах, врачах, которые могут им помогать в развитии промышленности и в развитии санитарного дела» 201.

Миссионеры могут как сами служить инженерами и врачами, так и подготавливать оных в своих учебных заведениях. Ипаче говоря, миссионеры должны подчинить своему влиянию техническую и научную интеллигенцию новых стран,— таково последнее изобретение миссионерской мысли.

Но могут ли такую «просветительную» работу вести традиционные миссионеры в рясах? Ватикан отдает себе отчет, что такие миссионеры скомпрометировали себя в глазах местного населения, поэтому он всячески развивает и поощряет так называемое миссионерское движение мирян-католнков. Миссионеры-миряне появляются в странах Азии и Африки не как проповедники, а в качестве врачей, геологов, метеорологов, летчиков, техников и т. п. Первый африканский съезд таких миссионеров-мирян состоялся в Уганде в декабре 1953 г.202

0 том, чем занимаются агенты светского миссионерского апостолата, можно судить по следующему примеру, подражать которому призывает клерикальная печать. В городе Банги (б. Французская Экваториальная Африка) миссионерской деятельностью ведает светский миссиопер, занимающий пост начальника местной метеорологической службы. Он возглавляет общественную комиссию по улучшению жилищных условий местного населения, организованную им же. Он же создал об-щсственную комиссию по распространению просвещения среди африканцев, комиссию по изучению цен и зарплаты, комитет социальных исследований при «Католическом действии» и, наконец, местное отделение христианских профсоюзов 203.

— Все это хорошо,—докладывал кардинал Тиссеран папе Иоанпу XXIII в присутствии Агаджаняна,— но этого мало, следует принять героические меры, что-либо театральное, из ряда вон выходящее, необычное, нечто такое, что поразило бы воображение африканцев и повергнуло бы в прах наших вра-гов-коммунистов. Я предлагаю возвести в кардинальское достоинство негра, и чем скорее, тем лучше.

Иоанн XXIII хитро улыбнулся и вопросительно посмотрел на Агаджаняна.

После минутного молчания Агаджанян сказал:

Идея, конечпо, хороша, но вряд ли опа понравится нашим друзьям

Скачать:TXTPDF

Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать, Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать бесплатно, Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать онлайн