Скачать:TXTPDF
Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович

выгоду… Их упрекают в практике сегрегации, как физической в церквах, так и духовной, которая выражается в применении двух моралей: одной по отношению к белым, другой — к черным… Их упрекают кроме всего прочего в «меркантилизме»»221 222.

Мосман делает из этих фактов правильный вывод: кризис миссионерского движения в Африке не является локальным, а имеет более глубокие корни. Он — часть кризиса, переживаемого в послевоенный период католической церковью в целом.

Современный христианский мир, пишет Мосман в статье «Церковь и современная Африка», переживает глубокий кризис, подобный тому, какой переживала римская империя в период своего упадка. Но если в период разложения римской империи христианство представляло собой источник обновления, то теперь церковь для тех, кто наблюдает за ее деятельностью со стороны, обнаруживает признаки усталости п упадка. Мир избирает себе новых пророков. Человек благодаря прогрессу наук отбрасывает бога и претендует властвовать над миром. Все более соблазнительной представляется людям марксистская идеология, выражающая их надежды на свободу, братство и справедливость.

Пробуждение национализма у колониальных народов, продолжает свой анализ Мосман, усилило пх привязанность к формам местной цивилизации и культуры, почти полностью чуждым христианству, и одновременно толкает их на сопротивление европейскому образу мышления, с которым, по их мнению, христианство солидаризируется. Здесь Мосман перевирает факты. Колониальные народы, борющиеся за свое освобождение, выступают не против «европейского образа мышления», под которым подразумевается обычно научный и технический прогресс, а против империалистов, лишающих их этого прогресса. Христианство же колониальные народы отождествляют не с научным и техническим прогрессом, а со своими угнетателями, которые всегда прикрывали колониальную эксплуатацию разглагольствованиями о приобщении «отсталых» пародов к христианской цивилизации. Подобное извращение понятий вполне закономерно для миссионеров, защищающих интересы колонизаторов.

Но не будем слишком строги к нашему автору. Он действительно пытается вскрыть причины современного кризиса католической церкви. «В глазах рабочих и пролетарских масс,— заканчивает свой анализ Мосман,— церковь является союзником капитализма, для цветных народов она агент европейских колонизаторов, а для мудрецов и ученых, мышление которых складывается под влиянием современной философии и методов точных наук, она является последним пережитком одного из видов отживших свой век культур…» 223

Мосман цитирует высказывания ряда церковных деятелей, подтверждающие его выводы. Он, например, приводит следующие слова одного африканского епископа: «Говорят, что мы делаем христиан, а жизнь их отбирает у нас. Как это верно!.. Мы вынуждены признать, что христиане, симпатизирующие коммунизму, не идут в счет. Церковь не может надеят1>ся также и на христиан, членов профсоюзов Всеобщей конфедерации труда. Почему? Да потому, что они не питают доверия к церкви в вопросах, которые имеют отношение к жизни» 224.

Однако Мосман приводит эти факты вовсе не для того, чтобы доказать, что для церкви все потеряно. Нет, он утверждает, что у церкви все впереди, что она сможет сохранить и укрепить свои позиции (по крайней мере в бывших колониаль-пых и зависимых странах) ; если христиане будут не только проповедовать добрые дела, но и совершать их, то народ последует за ними. Христиане могут делать это, утверждает Мосман.

В своей статье «Христиане — соль африканской земли» 225 Мосман пишет, что мнение африканцев о ценностях христианства «будет зависеть от помощи,.которую оно им окажет в решении серьезных проблем, вызванных освободительным движением… В эти решающие для будущего Африки моменты основное заключается в том, чтобы христиане превратились в «соль земли», чтобы они стали душою всех экономических, социальных, гражданских и политических структур, которые возникают и распространяются в новых национальных образованиях» 226.

Для чего, с какой целью? Для более эффективной борьбы с коммунизмом, который, как признает сам же Мосман, оказывает действенную помощь колониальным народам. «Следует отметить,—пишет он,—что до сих пор западные народы (?) оказались мало способными помочь слаборазвитым народам в их развитии. Напротив, коммунистические методы оказываются несомненно более действенными». Мосман беспокоится, как бы при создавшемся положении католическая церковь не оказалась в Африке за бортом. Во избежание этого он призывает церковь не совершать ошибки прошлого, не афишировать свою связь с интересами империалистических держав, делать упор на чисто религиозную деятельность. В этих условиях католическое духовенство должно «бескорыстно, терпеливо и настойчиво» помогать ответственным за будущее этих стран и воодушевлять их. Иначе говоря, церковь должна руководить сознанием ведущих слоев национальной буржуазии, тогда она будет «солью африканской земли».

Некоторые миссионеры, пишет Мосман, забывают, что в Африке происходят социальные и политические явления чрезвычайного значения, раскрепощение африканцев, распространение просвещения н медицинской помощи, освобождение женщины. И все эти полезные и необходимые изменения происходят под влиянием нехристианских идеологий. Мосман спрашивает: как же к этим изменениям относятся миссионеры? Вместо того чтобы приветствовать эти изменения, миссионеры обеспокоены ими, ибо считают, что указанные изменения угрожают церковным интересам, и поэтому выступают против них. Мосман приходит к выводу, что такое отношение миссионеров к имеющим место в Африке политическим и социальным изменениям может привести церковь к изоляции и в конечном итоге ликвидировать ее влияние на население.

В статье, озаглавленной «За подлинное африканское мирское движение», Мосман предлагает миссионерам создать массовое христианское мирское движение для борьбы с враждебной церкви идеологией227. Какой? Идеологией империализма? Отнюдь нет. Речь идет все о той же идеологии «атеистического материализма».

Следует учитывать, пишет Мосмап, что современная африканская интеллигенция состоит в основном из самоучек, которые находятся под сильным влиянием африканских освободительных движений и идеологий, формирующих жизнь человечества после второй мировой войны.

Необходимо отметить тот факт, продолжает поучать Мосман, что «нехристианские идеологии часто соблазняют, ибо они выступают за материальное благополучие человечества. В период, когда люди призваны принимать решения, радикализм соблазняет. Кроме того, так как африканцы в течение длительного периода были принуждены молчать, не удивительно, что они теперь выступают с «категорических» и крайних позиций. Встречаемое ими сопротивление только ожесточает их. Церковь не может оставаться безучастной к этому могучему освободительному течению. Она должна всеми своими силами способствовать прогрессу африканцев во всех областях, но она также должна осуждать несправедливости и преувеличения, кроме того, предупреждать религиозные отклонения, которые не могут не наносить вред подлинному благополучию народов» 228.

Последняя оговорка означает не что иное, как попытку навязать африканскому национально-освободительному движению реакционную идеологию католической церкви, то есть повернуть его вспять. Так именно и оценивает намерения католической церкви африканская общественность, что вынужден признать и сам Мосман. Он пишет: если священники будут «осуждать несправедливости и преувеличения» и «предупреждать религиозные отклонения», то это поставит их в невыгодное положение, это их скомпрометирует, ибо «очень часто их вмешательство, хотя и обоснованное, оценивается как доказательство, что церковь выступает против освобождения или по крайней мере его тормозит» 229. Дело осложняется еще тем, что большинство католического духовенства в Африке — европейцы. Что же делать?

Единственный выход, утверждает Мосман,— готовить к политической деятельности африканцев-мирян в массовых организациях типа «Католического действия» под руководством опытных миссионеров. Мосман подчеркивает, что миссионеры должны прежде всего подготовить христиан к политической деятельности и, только подготовив, запускать их в политику, ибо «было бы глупо толкать христиан к самостоятельной деятельности, не подготовив их соответствующим образом: свобода (?) нуждается во взрослых, а не в младенцах» *. Конечно, имеется опасность, что даже после соответствующей подготовки христиане-миряне, став активными участниками политической жизни, могут сойти с указанного им церковью пути, но на такой риск, по мнению Мосмана, следует пойти, другого выхода ведь нет.

Итак, сначала «Католическое действие»), католические профсоюзы, потом христианские партии или партии, находящиеся под влиянием католической церкви,— таков стратегический план наступления католической церкви в Африке.

Цель этого плана ясна — заставить самих африканцев выполнять черное дело, которым до сих пор занимались миссионеры: бороться с национально-освободительным движением под предлогом борьбы с коммунизмом, а миссионеры тем временем будут оставаться в тени, в качестве вдохновителей и духовных наставников своих послушных овечек, непричастные к «грязной политической работе». Как это будет осуществляться на практике, уже сейчас можно видеть по деятельности христианских профсоюзов в Африке, развитию которых особое внимание уделяет католическая церковь на данном этапе.

Клерикальное профсоюзное движение в странах Африки стало расти после второй мировой войны, в основном в колониальных владениях Франции и в соприкасающихся с ними территориях. Наряду с клерикальными профсоюзами возникали профсоюзы французской Всеобщей конфедерации труда. Колониальные власти отдавали предпочтение христианским профсоюзам, под их и церковной опекой эти профсоюзы могли приобрести определенное влияние на некоторые слои африканских трудящихся.

Однако вскоре обнаружилось, что руководители христианских профсоюзов борются не за интересы трудящихся, а против них, стараясь расколоть национально-освободительное движение. 230

Не удивительно, что африканцы с недоверием относятся к лидерам христианских профсоюзов.

«В Африке,— заявил Гпрма, делегат Черной Африки, выступая в 1958 г. с трибуны XIII съезда Всемирной конфедерации христианских профсоюзов (ВКХП),— считают тех, кто состоят в организациях ВКХП, принадлежащими к кругам старых колонизаторов. И действительно, не следует удивляться, это в какой-то степени так…» 230

Большое внимание уделяют церковпики распространению своего влияния на рабочую молодежь, этой цели служит организация Рабочая христианская молодежь (JOC). В сентябре 1956 г. в Дуале (Камерун) состоялся первый всеафриканекий слет Рабочей христианской молодежи, на котором выступил с речью ее основатель бельгийский аббат Кардижин, призывавший молодых африканцев отбросить борьбу классов и ополчиться против коммунизма.

Усилия церковников укрепить свое влияние в среде африканской рабочей молодежи не приносят пока ощутимых результатов. Об этом можно судить по словам руководителя Христианской рабочей молодежи в Марокко, который заявил в 1957 г.: «Французская колония не признает нас… Но у нас создалось такое впечатление, что и марокканцы нам не вполне доверяют» Социальная демагогия церковников в условиях современной Африки — малоприбыльное дело. «Социальная доктрина церкви… пока что не получает должного отголоска в Африке,— признает миссионер Лардиен из ордена Белых отцов.— Многие вопрошают: разве наше христианство не является религией колонизаторов, торгашей?.. Чем же объяснить противоречие между его делами и убеждениями? Социальное христианство не располагает делами, могущими подкрепить его проповедь» 231 232 233. Нельзя не признать, что устами миссионера Лардиена глаголет сама истина.

ПАПАПОСЛЕДОВАТЕЛЬ МУХАММЕДА?

Ватикан заигрывает с мусульманским духовенством в странах Африки с тем, чтобы заручиться его поддержкой в борьбе с прогрессивным движением.

Мусульмане преобладают в так называемой Белой 234 н в значительной части Черной Африки.

Мусульманская религия довольно быстро распространяется в Черной Африке. Многие последователи так называемых языческих культов предпочитают воспринять ислам, идущий к ним из соседних африканских стран, в которых особенно сильно развито национально-освободительное движение, чем христианство, являющееся в понимании местного населения религией белых, то есть религией их поработителей.

Мусульмане признают расовое равенство, и это привлекает к ним население Черной Африки. «За последние 30 лет,— с разочарованием отмечает один французский католический журнал,— ислам нашел в Африке в два раза больше последователей, чем католическая церковь»235, единственная из

Скачать:TXTPDF

Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать, Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать бесплатно, Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать онлайн