Январские события в Конго разрушили также сказку о конголезцах — верных сынах католической церкви. Возмущение и гнев местного населения были направлены не только против колониальных властей, но и против католических миссионеров. Во время «беспорядков» в Леопольдвплле была полпостыо разрушена и частично сожжена миссия «святого Петра», такой же участи подверглись миссии «святого Пия X», «святого Альфонса», «святого Франциска» и «святого Габриэля», а также женские монастыри при миссиях «святой Терезы» и «Христа-короля» и другие. Всего было разрушено в Леопольдвплле 11 миссий и 7 миссионерских школ 2.
Католическое духовенство вынуждено было покинуть районы города, населенные конголезцами, и перебраться в европейские кварталы под охрану вооруженных сил бельгийских колонизаторов. Католические миссионеры опасались народного гнева, они знали, что большинство конголезцев считают их пособниками империалистов. Теперь Конго, бывшее в течение десятилетий раем для колонизаторов, превратилось для них в сущий ад.
На помощь колонизаторам поспешил сам папа римский. Выступая по радио 5 июля 1960 г. Иоанн XXIII утверждал, что Африка является «глубоко религиозным» континентом. Африканцы так любят миссионеров, заявил папа, что просят их не покидать Африку. Каких африканцев имел в виду папа, трудно сказать; известно только одно, что в пребывании мио-сионеров в Африке больше всего заинтересованы колонизаторы.
1 «Des pretres noirs s’interrogent», Paris, 1957, p. 19.
? «Informations Catholiques Internationales», Paris, 1 /11 1959, p. 7.
гоо
Еще один верный друг Вашингтона в Латинской Америке. Иоанн XXIII посвящает в кардиналы мексиканского прелата.
Они трепещут перед кардиналами: президент Колумбии Лье рас целует руку колумбийскому кардиналу, бывший президент Бразилии Кубичек целует руку бразилийскому кардиналу Лемме.
Когда конголезский народ вынудил бельгийских империалистов согласиться ira провозглашение независимости Конго, буржуазная печать, не жалея чернил, расписывала «благородство» и «альтруизм» бельгийского правительства, возглавляемого демохристианской партией. Но вскоре выяснилось, что христианские «благодетели» вовсе не думают покидать «осчастливленную» ими«страпу. Используя всевозможные провокации и клевету, бельгийские колонизаторы предприняли попытку свергнуть законное правительство независимого Конго, возглавляемое премьером Лумумбой. Они попытались отторгнуть от Конго богатейшую провинцию Катангу, используя для этой цели предателя конголезского народа марионетку Чомбе.
Как известно, бельгийских колонизаторов поддержали американские империалисты и находящиеся под их влиянием чиновники ООН. На стороне врагов конголезского народа выступила и католическая церковь — от папы римского до миссионеров, действующих в Конго.
В Бельгии клерикальная печать изо дня в день призывала к кровавой расправе с конголезцами. Орган католической партии «Либр Бельжик» писал в одном из номеров: «Конго было завоевано с помощью ружей; было бы поэтому странно, если бы современная армия не удержалась там с помощью реактивных самолетов и пушек». Против независимого Конго выступала клерикальная печать Италии, ФРГ и других капиталистических стран. А в Совете Безопасности ООН представитель клерикального правительства Италии из кожи вон лез, защищая интересы бельгийских колонизаторов.
Кардинал Спеллман, этот верный оруженосец колонизаторов, выступил в августе 1960 г. перед американскими солдатами в Мюнхене, клеветнически утверждая, что «мировой большевизм» вызвал кризис в Конго. Газета Ватикана «Оссерваторе Романо» со своей стороны распространяла нелепые вымыслы о том, что власть в Конго захватили коммунисты; это же твердило в своих материалах миссионерское газетное агентство Фидес, орган конгрегации «Пропаганда веры». Фидес призывало «новых лидеров Конго спасти Конго от угрожающего ему хаоса и понять, что будет ошибочным вести страну по губительному и соблазнительному пути марксистской идеологии». Обращаясь к руководителям независимого Конго, Фидес призывало их строить новую жизнь с помощью… господа бога! Одновременно Фидес отмечало, что президент Касавубу, выучепик миссионеров, сделает все возможное, чтобы европейцы продолжали оставаться на «службе» Конго, иначе говоря чтобы колонизаторы продолжали командовать в Конго. Агентство Фидес призывало миссионеров оставаться на месте и «помогать» конголезцам бороться с «угрозой коммунизма».
В самом Конго миссионеры активно помогали колонизаторам. 13 августа 1960 г. епископ Леопольдвилля Жозеф Малула выступил с открытым призывом свергнуть правительство Лу-мумбы. Малула обвинил правительство в распространении «атеистического коммунизма». В момент, когда бельгийские колонизаторы стремились вновь превратить конголезцев в своих рабов, епископ Малула обвинил правительство Лумумбы в том, что оно пытается сделать конголезцев «рабами ошибок и лжи», представляя деятельность колонизаторов как «проклятье и бесчестную эксплуатацию человека человекохм».
В миссиях скрывались бельгийские военные. Под предлогом миссионерской деятельности бельгийцы перебрасывали своих доверенных лиц и шпионов из одного места страны в другое. Монахини не стеснялись прятать у себя бельгийских парашютистов, как об этом заявил на одной из своих пресс-конференций премьер-министр Лумумба.
Полковник Джозеф Мобуту является «птенцом» миссионеров. Как сообщала бельгийская католическая газета «Ля релев», Мобуту, работая в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе, был «замечен» известным иезуитохм Гюфенсом, который стал покровительствовать ему. Гюфенс устроил Мобуту на учебу в католическую школу социальных знаний, где он и получил соответствующую подготовку
Католическая церковь оказывает поддержку бельгийским колонизаторам, ибо она является смертельным врагом национально-освободительного движения, а также и потому, что события в Конго могут затронуть ее материальные интересы. Католическая церковь является держателышцей акций международного консорциума «Юнион миньер дю Катанга» и хмощной финансовой группы «Сосьете женераль Бельжик», Контролирующей экономику Бельгии. Бельгийские колонизаторы действуют в Конго по указке этих империалистических монополий.
Хотя сейчас трудно назвать цифру, показывающую, в какой степени церковные капиталы участвуют в «Юнион миньер» и «Сосьете женераль», но одно можно считать несохмненным: интересы церкви в Конго отнюдь не являются только духовными. Церкви в Конго принадлежит также 216 тыс. гектаров первосортной обрабатываемой земли. Стоит ли после этого удивляться, 248
что папа Иоанн XXIII благословляет предателей конголезского народа?
Враждебное отношение церковников к независимости Конго было отмечено премьер-министром Лумумбой в интервью с представителем итальянской газеты «Унпта» в августе 1960 г.:
Торжество «западной цивилизации».
«Мы никогда не боролись против католической религии. Мы боролись против колониального режима. Обострение отношений между нашим пародом и миссиями было вызвано тем обстоятельством, что некоторые католические миссии превратились в центры враждебной пропаганды по отношению к конголезскому национальному движению. Епископы и священники
занимали ответственные политические посты в колониальном управленческом аппарате. Некоторые из них вели даже анти-негритянскую пропаганду. Я сам лично протестовал против этого перед высшей церковной иерархией, но безуспешно. Таким образом, католические миссии совершили многочисленные ошибки и потеряли доверие нашего народа… Исходя из этих соображений, мы считаем, что наша будущая конституция должна будет ясно и определенно одобрить отделение церкви от государства с тем, чтобы положить конец действиям, имевшим место при колониальном режиме. Мы выступаем за полное уважение свободы совести и культов, поэтому мы не желаем, чтобы церковь вмешивалась в дела государства или наоборот».
Но такая политика вовсе не устраивает церковников, привыкших к покровительству колонизаторов. Вот почему они оказывали поддержку различным предателям на службе колонизаторов. Апостолический делегат в Конго, монсеньер Гастон Можайски-Переллн в беседе с корреспондентом Ассошиэйтед Пресс заявил, что конголезцы могут «дышать свободно» с такими католиками у власти, как Илео, Мобуту, Чомбе и другие. Подлинное лицо этих верных сынов католической церкви известно сейчас всему миру. Именно они вместе с их бельгийскими покровителями несут непосредственную ответственность за злодейское убийство национального героя Конго, стойкого борца за независимость Патриса Лумумбы и многих его соратников.
Но эти чудовищные преступления не сломили воли конголезского народа в борьбе за независимость. Гром освободительной борьбы продолжает греметь в Конго, нарушая покой миллиардеров в столицах крупнейших капиталистических держав и сокрушая мечты ватиканских христопродавцев о превращении африканцев в резервную армию католической церкви.
Политика Ватикана и его миссионеров в Конго открыла глаза многим африканцам на роль церковников как пособников колонизаторов, как врагов независимости порабощенных народов.
ПОРАЖЕНИЕ В КИТАЕ
Папы римские — большие честолюбцы. Они мечтают о свершении грандиозных, сверхъестественных дел. В течение многих столетий они мечтали о духовном завоевании арабского Востока, об обращении Черной Африки в католичество, о духовном покорении Индии. Но самое большое внимание папы уделяли Китаю.
Первые католические миссионеры появились в Азии еще в XVI в. Они укрепились только в областях, захваченных португальскими и испанскими колонизаторами, там, где их духовная проповедь опиралась на авторитет палача. В других же районах, в частности в Китае, проповедники католицизма, несмотря на различные ухищрения (облачение в национальную одежду, включение в католическую обрядность элементов конфуцианства и других местных культов и т. и.), успеха не имели. Иезуиты, возглавлявшие миссионерскую деятельность в Китае, пытались, выдавая себя за астрономов, врачей, менял, переводчиков, стать необходимыми людьми при дворе китайского императора и приобрести влияние на дворцовую клику, действуя через которую они надеялись заставить китайский народ принять христианство.
Одно время, в XVII в., иезуиты предлагали даже породнить китайского богдыхана с папой римским, женив на одной из дочерей китайского императора одного из папских племянников. Эти планы иезуитов пользовались поддержкой Франции, Испании и Португалии, которые надеялись таким образом проникнуть в Китай и завладеть этой великой и богатой страной.
Но интриги иезуитов не увенчались успехом. Китайский народ отверг католицизм, видя в нем враждебную национальным интересам идеологию, а в миссионерах — агентов европейских держав, пытавшихся проникнуть в страну и завладеть ее богатствами. К концу XVIIГ в. католическое влияние в Китае сошло на нет.
Только в XIX в., когда крупные капиталистические державы— Франция, Германия, Италия, Англия, США — стали навязывать Китаю неравноправные договоры, захватывать концессии, вводить на территорию страны свои войска, деятельность католических миссионеров вновь оживилась. Пользуясь поддержкой и покровительством империалистов, располагая большими средствами, используя все виды религиозной пропаганды, католические миссионеры смогли приобрести некоторое число последователей. В своем большинстве это были так называемые «рисовые христиане», то есть представители бедноты, принимавшие католичество ради миски риса, получаемой ими в миссии.
Подавляющее большинство населения Китая, однако, продолжало относиться враждебно к миссионерам, ибо слишком очевидной была их связь с иностранными империалистами.
«Оскорбление» и непочтепие к миссионерам, как правило, вызывали репрессивные меры со стороны империалистов и использовались ими в качестве предлога для захвата китайской территории, накладывания контрибуций и других действий, наносивших ущерб китайскому государству и народу. Так, например, Германия использовала убийство двух миссионеров (возможно, организованное ее же собственными агентами) для начала военных действий против Китая и захвата Цзяочжоу (1902 г.).
Ватикан, представители которого теперь утверждают, что католическая церковь выступала и выступает против колониализма, никогда не осуждал ограбления Китая так называемыми великими державами. Более того, Ватикан относился с откровенной симпатией к разбойничьей деятельности империалистических держав. Подчинение Китая великим державам, его раздел между ними приветствовались Ватиканом, ибо, по мнению церковной иерархии, это открывало путь для проникновения католицизма в страну. Известно, например, с каким откровенным цинизмом Ватикан поддержал злодейскую карательную экспедицию великих держав, направленную /для усмирения восстания «Ихетуань» (боксерского). Папа Лев XIII не постеснялся наградить германского маршала Вальдерзее, командовавшего иностранными войсками во время подавления восстания «Ихетуань», ватиканским орденом за «заслуги» перед церковью. Миссионеры принимали активное участие в грабежах и насилиях во время действия