Вальдерзее в Китае.
Империалисты использовали миссионеров для подкупа влиятельных чиновников, сбора важной военно-политической и торговой информации, для распространения ложных слухов и для других подобных целей. Во всех неравноправных договорах, навязанных Китаю империалистическими державами, предусматривалось требование не препятствовать деятельности миссионеров.
В своем стремлении прибрать Китай к рукам, Ватикан шел па сговор с теми пли иными державами, которые могли оказать ему поддержку в этом черном деле. В прошлом столетии и в начале нынешнего католические миссионеры действовали главным образом в интересах французских империалистов. Затем они переориентировались на фашистские державы — Италию, Германию, Японию. Ватикан одним из первых признал марионеточное правительство Маньжуко, созданное японскими империалистами после захвата Маньчжурии. В начале второй мировой войны Ватикан поспешил установить дипломатические
отношения с Японией. Однако уже к концу войны, когда стало очевидным, что фашистские державы будут разгромлены, Ватикан стал заискивать перед Вашингтоном и его азиатской агентурой.
В конце 1943 г. Ватикан установил с правительством Чан Кай-ши дипломатические отношения, а в 1946 г. учредил национальную иерархию в Китае во главе со ставленником Чан Кай-ши, архиепископом Тьеном, которому вскоре было присвоено звание кардинала. Однако церковными делами в Китае продолжали заправлять иностранные миссионеры, подвластные посольствам империалистических держав. В 1946 г. из 128 епархий только 24 возглавлялись китайскими священниками, остальными руководили иностранцы249. В 1947 г. в Китае насчитывалось 5496 католических миссионеров и вдвое меньше — 2542 — местных священников. Вместе с монахами, монахинями и другим духовенством число католического духовенства превышало 20 тыс. человек на 3 млн. верующих.
В процентном отношении Ватикан содержал в Китае больше духовенства, чем в какой-либо другой стране. Достаточно сказать, что в Бразилии на 65 млн. католиков имеется то же число священников, что в Китае на 3 млн.
Учреждение в 1949 г. Китайской Народной Республики всколыхнуло весь Восток и окрылило новыми надеждами колониальные и зависимые народы. «10 лет тому назад,— сказал H. С. Хрущев на торжественном приеме в Пекине 30 сентября 1959 г.,— когда китайский народ взял власть в свои руки, весь мир увидел, что Китайская революция — это событие огромного исторического значения. Как друзья китайского народа, так и его враги понимали, что победа народной революции в стране с более чем полумиллиардным населением серьезно изменяет соотношение сил па мировой арене в пользу социализма. Она еще более укрепляет силы национально-освободительного движения во всем мире. Победа Китайской революции явилась новым триумфом революционной, преобразующей, животворной силы марксистско-ленинских идей» 250.
Как же отнесся к этому великому историческому событию Ватикан? Сделал ли он соответствующие выводы? Поняли ли правящие круги Ватикана, что с народным Китаем нельзя обращаться как с колонией, в которой миссионеры действуют при поддержке иностранных посольств? Нет, этого в Ватикане не
попяли. Папа римский в ппсьмах к церковной иерархии Китая от 12 января 1952 г. п 7 октября 1954 г. призывал китайских католиков оказывать сопротивление народным властям. Выступления Пия XII против народного Китая соответствовали линии «холодной войны», проводимой наиболее агрессивными кругами международного империализма.
Такая враждебная КНР политика Ватикана вызвала справедливый гнев среди патриотов-католпков Китая. Начиная с 1950 г. среди китайских католиков стало распространяться патриотическое движение «За три автономии». Под этим лозунгом подразумевалось: 1) автономия управления — китайские католики должны сами избирать себе свои духовные власти; 2) церковная автономия — католическая церковь Китая должна распространять христианство на китайском языке, вырабатывая свои собственные литургию и теологию; 3) экономическая автономия — церковь в Китае не должна получать какие-либо субсидии из-за границы251. Инициатором этого движения был патриот-католик Ван Лан-цзо из Сычуани. Вскоре это движение нашло широкий отклик во всем Китае.
В 1950 г. служители церкви и верующие стали создавать патриотические группы Братьев католиков Китая. Группы сплаг чнвали служителей церкви и верующих для активного участия в деле построения новой жизни и защиты мира во всем мире. Они содействовали Народному правительству в проведении в жизнь политики свободы вероисповедания и укрепляли связь верующих с правительством.
В июле — августе 1957 г. в Пекине состоялось совещание Братьев католиков Кптая. В нем участвовали епископы — представители от более 100 различных районов, их заместители, священники, монахи, монахини н верующие — всего 241 человек. Совещание обобщило опыт патриотического движения и поставило задачи на будущее. 2 августа 1957 г. совещание приняло резолюцию, в которой, между прочим, было сказано следующее:
«Участники совещания единодушно заявляют, что любовь к Родине — это священная обязанность человека и веление бога. За восемь лет наша страна под руководством Коммунистической партии и Народного правительства добилась выдающихся успехов в области социалистического строительства и преобразований. Отсталый аграрный Китай, изменив свой облик, становится государством с современной промышленностью. Наши
служители церкви и верующие — частица народа, и если счастлив народ — счастливы и мы. Наша вера и религиозный образ жизни имеют надлежащую защиту и уважение со стороны Народного правительства. Отсюда наша любовь к Родине, к религии, отсюда наша решимость от всего сердца поддерживать Коммунистическую партию Китая и Народное правительство, решимость идти по пути социализма…
Совещание пришло к единому мнению и считает: Ради интересов Родины, ради будущего религиозной общины католикам Китая необходимо отказаться от положения, в котором они находились при старом, полуколониальном Китае.
Католическая церковь Китая самостоятельно будет вести свои дела. Не нарушая интересов Родины, ее авторитета, католики будут поддерживать с Ватиканом чисто религиозные отношения и порвут всякие политические и экономические связи, решительно будут отметать всякие попытки использования Ватиканом религии в качестве орудия вмешательства во внутренние дела нашего государства с целью покушения на его суверенитет; решительно выступать против подрывных действий Ватикана, направленных на умаление справедливого движения против империализма, за патриотизм».
Учитывая, что Ватикап отказывался назначать церковные власти в тех случаях, когда речь шла о замещении иностранных миссионеров, китайские католики вместе с духовенством, возрождая традиции первых христиан, стали сами избирать своих пастырей.
Деятельность китайских католиков-патрпотов вызвала новую волну клеветы и злобных выпадов против КНР. Пий XII издал 9 июля 1958 г. специальную энциклику «Ad Apostolorum Principie», в которой всячески осуждал движение китайских като-ликов-патриотов. Папа, вопреки фактам, утверждал, что Общество католиков-патрпотов якобы стремится заставить верующих «поддерживать принципы атеистического материализма, отрицающего бога и все сверхъестественные явления» \ В этой энциклике Пин XII отстаивал право Ватикана не только руководить религиозной жизнью китайских католиков, но также диктовать им нормы поведения в социальной и экономической областях. Подобная претензия папы римского обозначала грубое вмешательство во внутренние дела Китая. Энциклика заканчивалась призывом к католикам проявлять бесстрашие, то есть 252
Пий XII призывал китайских католиков оказывать сопротивление народным властям.
Энциклика Пия XII послужила сигналом для новой враждебной кампании Ватикана против народного Китая. Опасаясь, как бы примеру китайских католиков не последовали верующие и других стран, клерикальная печать особенно настаивала, что повиновение папе является ядром, квинтэссенцией всего католического вероучения. По поводу избрания церковных властей верующими без санкции Ватикана один из ведущих ватиканских пропагандистов — иезуит Кавалли писал: «Повиновение папе, в особенности в таком важном вопросе дисциплинарного порядка, тесно связанном с приматом римского понтпфикса, является ядром догмы и католической морали» К
Однако угрозы отлучения от церкви верующих и священников Китая не приносят Ватикану желаемых результатов. Это вынужден признать тот же Кавалли, который пишет, что даже многие миссионеры, покинувшие Китай, «отравлепы» коммунистической пропагандой и что процедура «дезинтоксикации», которой они подвергаются за пределами КНР, «не всегда приносит желаемый результат» 253 254.
Среди китайских священников, находящихся в эмиграции за пределами КНР, ширится недовольство враждебной политикой Ватикана по отношению к КНР. Так, например, священник Хуанг заявил на Международном конгрессе католических студентов, что церковь в азиатских странах до сих пор была филиалом западноевропейских держав. Получалось так, что католический бог относится более благожелательно к западноевропейским странам, чем к Азии. «В этих условиях,— предупреждал Хуанг,— китайские католики неизбежно перестанут интересоваться будущим католической церкви, в которой столь ничтожное место занимает их родина и культура» 255.
«Избегайте всеми средствами,— давал трезвый совет своим слушателям священник Хуанг,— высказываний, которые угрожают связать церковь с негативным антикоммунизмом, церковь — носительница божественного посланпя всеобщей любви — не должна иметь ничего общего с какой-то западной политикой» 256..
Ватикан, однако, продолжает свою враждебную политику по отношению к китайскому народу. Иоанн XXIII призывает китайских католиков оказывать сопротивление Народному правительству, он назначил кардинала Тьена главой церковной иерархии на Тайване.
Верные директивам Ватикана церковники в КНР продолжают преступную деятельность против интересов китайского народа.
В марте 1960 г. народный суд города Шанхая рассмотрел дело американского священника Джеймса Эдуарда Уолша. На суде выяснилось, что Уолш развивал антиправительственную деятельность, руководил различными контрреволюционными группировками.
В мае 1948 г. Уолш вместе с американским кардиналом Спеллманом приехал в Китай для ведения заговорщической деятельности. В то время Спеллман активно поощрял войну реакционной клики Чап Кай-ши «против мятежников» и под предлогом «ознакомления с религиозными делами» занимался сбором секретной информации об освобожденных районах Китая. После отъезда Спеллмана оставшийся в Китае Уолш вместе с Антонио Рпбери (бывший папский нунций) организовал «Центральное католическое бюро», сам Уолш стал генеральным секретарем этого бюро.
Прикрываясь религиозной деятельностью, Уолш активно занимался в Китае шпионажем и сбором информации. Руководимое им «Центральное католическое бюро» направляло деятельность шпионов и контрреволюционеров, ведших подрывную работу против народно-демократической власти в Китае.
Как показало судебное разбирательство, руководители организаций, подведомственных возглавляемому Уолшем «Центральному католическому бюро», такие, как ответственный работник «Информационной службы Хуа Мин» Чарльз Джозеф Маккарти (гражданин США), ответственный работник «Трудового и законодательного бюро» Франсуа Терн (гражданин Франции), помощник начальника «Бюро по культурным делам» Аллан де Терваннь (гражданин Бельгии), член комитета «Центрального католического бюро» Хоу Чжи-чжэн, собирали для Уолша военную и политическую информацию. Уолш через свою агентуру собирал важные секретные сведения о строительстве военных аэродромов в КНР, о численности, оснащении, военных операциях, противовоздушных средствах китайских народных добровольцев в Корее, о строительстве объектов государственной обороны Китая.
На суде были представлены вещественные доказательства: коды, тайные письма, сведения, использованные, написанные и собранные преступниками в ходе контрреволюционной деятельности.
В ходе судебного разбирательства суд подчеркивал, что Правительство Китайской Народной Республики последовательно охраняет свободу вероисповедания, но никоим образом не допустит, чтобы шпионы империализма под ширмой религии занимались преступной деятельностью, направленной на свержение народно-демократической власти в стране, никоим образом не допустит, чтобы кто-либо под видом религиозной деятельности нарушал политику и законы страны.
Народный суд заслушал показания подсудимого и выступления защитников, проверил показания связанных с этим делом других преступников и свидетелей и приговорил подсудимого Д. Э. Уолша к 20 годам тюремного заключения.
Католическое духовенство КНР и ассоциация верующих единодушно одобрили решение суда в Шанхае.
Такова судьба миссионера Уолша, за которую несут в конечном итоге ответственность иерархи Ватикана и их американские покровители.