папа может назначить кардиналом любого мирянина, даже женщину; кардинальский сан все покрывает.
Иоанн XXIII поразил многих не только количеством назначенных им кардиналов, но и, так сказать, их «качеством». Впервые в истории церкви он назначил кардиналом негра (епископа английской колонии Танганьики), а также прелатов, представляющих такие страны, как Япония, Филиппины, Мексика, Уругвай и Венесуэла. Естественно, что все эти назначения должны укрепить влияние католической церкви там, где рушатся позиции колонизаторов — на Востоке, в Африке, Латинской Америке.
Другие назначения были не в меньшей степени знаменательны. Кардипальскне шапки получили ближайшие сотрудники Пия XII — Тардшш и Монтпнп, возглавлявшие статс-сек-ретариат при покойном папе, причем наиболее твердолобый из них — Тардини был назначен статс-секретарем. Кардинальскую шапку получил и немецкий иезуит Август Bea, бывший исповедник Пия XII. Беа — первый иезуит за последнее столетие, входящий в кардинальскую коллегию. Стал кардиналом и Альберто ди Жорио, глава ватиканского финансового ведомства, тесно связанный с банкирами Уолл-стрита, в частности с банком Моргана.
Возведены в кардиналы и оставлены при курии англичанин Уильям Хирд (в прошлом протестантский богослов, перешедший в католицизм и на этом сделавший церковную карьеру) ; доверенное лицо Франко — испанец Ларраона; американец Мюнх, бывший нунций в Бонне (ФРГ), тесно связанный с кликой Аденауэра и госдепартаментом США; итальянец Мароко, 4 бывший секретарь апостолической сигнатуры, в молодости изучавший физику. Кардинал Мароко слывет в курии за специалиста по атомным вопросам.
С первых же дней правления нового папы ватиканская пропаганда стала создавать ему славу «человека из народа» (Рон-каллн крестьянского происхождения), «доброго пастыря», «либерала», чуть ли не «демократа». Его избрание приветствовали лидеры правых социалистов — итальянец Сарагат и француз Ги Молле.
Иоанн XXIII по внешности и характеру — прямая противоположность Пия XII. Последний был высоким и сухопарым, без тени чувства юмора, держал себя с окружавшими его людьми отчужденно и неприступно.
Аристократ по происхождению (князь Пачелли), он считал себя высокообразованным и интеллигентным человеком. Новый же папа — на вид добродушный толстяк, родом из бедных крестьян, любит острое словцо, любит хорошо поесть, не прочь пригубить стаканчик хорошего итальянского вина. Он стал без всякой помпы принимать посетителей, давать интервью журналистам, выступать по телевидению. Иоанн XXIII отменил аплодисменты, которыми при Пие XII в соборе Петра присутствующие встречали появление папы, он удалил из курии наиболее скомпрометировавших себя советников Пия XII — немецких иезуитов-мракобесов Роберта Лейбера и Вильгельма Гентриха.
Этими мероприятиями, пожалуй, п ограничиваются «либеральные» реформы Иоанна XXIII. Другие его «нововведения», о которых читатель узнает из следующего раздела, либеральными даже в кавычках при всем желании назвать нельзя.
ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ
Испокон веков известно, что нельзя одновременно ставить и богу свечку и черту кочергу, молиться за здравие и за упокой, благословлять и одновременно проклинать одно и то же дело. Но папы римские и их кардиналы тем и отличаются от простых смертных, что они являются виртуозами именно такой двойной духовной бухгалтерии.
Возьмем, к примеру, основной вопрос, волнующий все человечество — борьбу за мир, за сосуществование государств социалистических и капиталистических, ибо без такого сосуществования мир невозможен. Как относятся к этому вопросу коммунисты? H. С. Хрущев, выступая в июле 1960 г. в католической Вене, сказал о мирном сосуществовании следующее: «Все человечество живет на нашем старом земном шаре. В какой-то степени нашу жизнь и наше сосуществование можно сравнить с известной библейской легендой о Ноевом ковчеге… Согласно этой библейской легенде, Ной построил ковчег и взял на этот ковчег семь пар чистых и семь пар нечистых. Существа эти разместились на Ноевом ковчеге и хотя не уважали друг друга, но сидели смирно, потому что понимали, что если начнут себя вести так, как не подобает, то ковчег не выдержит и все они утонут.
Мы и теперь на земном шаре в какой-то степени напоминаем обитателей Ноева ковчега… Если на этой земле мы не сумеем жить так, как живые существа смогли жить на Ноевом ковчеге, и начнем войной решать спор между государствами: кому социализм не нравится, кому капитализм не нравится,— то мы уничтожим свой Ноев ковчег — земной шар. Десятки миллионов людей будут уничтожены, а здоровье миллионов и миллионов людей будет подорвано, потому что продукты распада радиоактивных веществ заразят организм людей и это уже будут не полноценные люди, а инвалиды. Надо все это хорошо понимать и жить в мире» К
Иоанн XXIII, как и его предшественник Пий XII, не согласен с такой постановкой вопроса о мире. Папа римский высказывается за мир, но против мирного сосуществования. Но нельзя желать мира и одновременно благословлять НАТО и другие агрессивные блоки, возглавляемые американскими империалистами, нельзя молиться за мир и одновременно одобрять вооружение немецкого бундесвера атомным оружием, нельзя взывать к миру и одновременно осуждать развитие международных контактов, цель которых — разрядка международной напряженности; нельзя выдавать себя за сторонника мира и одновременно осуждать борцов за мпр, осуждать всех тех, кто борется за всеобщее и полное разоружение.
Так поступают Иоанн XXIII и его кардиналы, католическая церковпая иерархия, клерикальные партии и политики, ориентирующиеся на Ватикан и вдохновляемые его «философией» ненависти к коммунизму. Достаточно какому-либо католическому деятелю высказаться за международную разрядку, за установление с Советским Союзом и странами соцпалистпче- 5 ского лагеря взаимовыгодных отношений, основанных на принципе мирного сосуществования, как на «провинившегося» опускается карающая десница ватиканских «миротворцев».
За последние два года глава Советского правительства H. С. Хрущев посетил США, Францию, Австрию. Даже самые лютые враги коммунизма и Советского Союза не могут отрицать, что посещение этих стран H. С. Хрущевым, его многочисленные выступления являются важнейшим вкладом в дело мира во всем мире. Глава Советского правительства известен сегодня всему человечеству как страстный, неутомимый борец за мир, за мирное сосуществование, за всеобщее и полное разоружение. Не поэтому ли ватиканские «миротворцы» объявили ему священную войну? Кардиналы и епископы по указке Ватикана в США, во Франции и в других странах с ожесточением и рвением, достойными лучшего применения, призывали верующих «бойкотировать» главу Советского правительства.
Во Франции церковная иерархия, выдающая себя за наиболее «просвещенную» и «независимую» от ватиканских обскурантов, препятствовала, чем могла, укреплению дружественных отношений между СССР и Францией, за что так убедительно и горячо выступал H. С. Хрущев во время посещения этой страны. Так, архиепископ парижский кардинал Фельтен отказался от участия в приемах в честь советских гостей. Епископы Байонны и других епархий обратились с антисоветскими посланиями к верующим, а папский нунций, он же старшина дипломатического корпуса, демонстративно покинул Париж.
Но страсти разгорелись с предельной силой, когда каноник Феликс Кир, мэр города Дижона, выразил намерение встретиться с H. С. Хрущевым.
Каноник Кир — депутат французского парламента, участник двух мировых войн. В первую мировую войну он попал в плен к немцам, был приговорен к смертной казни и лишь случайно не был казнен. Во время второй мировой войны Кир был схвачеп гестаповцами и вновь приговореи к смертной казни. Фашистский убийца выпустил в священника Кира очередь из автомата, по Киру и на этот раз удалось сохранить жизнь. Кир принял активное участие в движении Сопротивления, он одним из первых на французском танке вошел в освобожденный от немецких захватчиков свой родной город Дижон. С тех пор священник Кир избирается мэром Дижона.
Кир выступает против возрождения, немецкого милитаризма, он неоднократно высказывался против политики «холодной войны». «Это человек с горячим сердцем, с неутомимой энергией и с исключительно добрыми намерениями,— сказал о нем H. С. Хрущев в своем выступлении в Москве во Дворце спорта 4 апреля 1960 г.— Это истинный патриот Франции, борец за ее величие, борец против немецких захватчиков» *.
Благодаря проявленной Киром инициативе город Дижон породнился с городом-героем Сталинградом. Это вызвало осуждение Ватикана. В 1959 г., когда Дижон посетила по приглашению Кира делегация горсовета Сталинграда, Ватикан не позволил ему встретить своих гостей из Советского Союза. Ватикан также запретил Киру наностиСталинграду ответный визит.
Священник Кир не только приветствовал визит H. С. Хрущева во Францию, но направил ему от имени муниципалитета приглашение посетить Дижон, которое было принято главой Советского правительства.
Ватикан решил всячески помешать канонику Киру приветствовать H. С. Хрущева. Киру было приказано местным архиепископом, действовавшим на основе инструкций папского нунция во Франции, не участвовать в приеме высокого советского гостя. Тогда Кир заявил, что он примет его как частное лпцо в своем доме. Ватикан и с этим не согласился. Киру было предписано под угрозой отлучения от церкви покинуть Дижон.
Кир подчинился. Однако он оставил послание H. С. Хрущеву, в котором писал: «Лично я должен сказать Вам, что у меня особая симпатия к русскому народу, и это объясняется многими причинами… Ваш смелый народ одержал победу над 265 германскими дивизиями, и город Сталинград, в частности, был тем же, чем был для нас Верден во время первой мировой войны,— он окончательно остановил захватчиков.
Никогда мы, французы, не сможем забыть эту историческую страницу. И вот почему каждый год в годовщину победы советский флаг развевается рядом с французским флагом на фасаде нашей городской ратуши».
Впоследствии стало известно, что Кир попал в больницу. Оказывается, что церковники, которые увезли его из Дижона, заметая следы, направили машину по проселочной дороге. Машина застряла в грязи. При попытке сдвинуть ее с места у каноника Кира произошло смещение позвонков и разрыв мышечной ткани…
Поведение церковной иерархии по отношению к Киру вызвало возмущение французской^ общественности. Кардипал
H. С. Хрущев, О внешней политике Советского Союза. 1960 год, т. 1, стр. 393.
Жерлье, к епархип которого принадлежит Кир, всю вину за этот инцидент возложил на Ватикан: «Приказ исходил из Рима»,— заявил Жерлье.
Морис Дюверже в статье, опубликованной во французской газете «Монд», назвал эпизод с каноником Киром провокационным. Поездка H. С. Хрущева, писал Дюверже, происходит г условиях перспективы разрядки напряженности. «Это ясно всем честным людям, даже антикоммунистам, и генерал де Голль сказал об этом превосходные слова. Противодействие некоторых ватиканских кругов развитию контактов между Востоком и Западом свидетельствует о достаточно ясной оппозиции этой разрядке. Некоторая часть служителей церкви пытается затормозить нынешнюю эволюцию международных отношений: она не доверяет мирному сосуществованию и тоскует по «холодной войне». Это может вызвать лишь сожаление как нехристиан, так и многих христиан».
«Дело» каноника Кира показало, что Ватикан и церковная иерархия не стесняются в средствах, чтобы помешать международной разрядке, мирному решению разногласий между странами, сближению народов, укреплению мира во всем мире. Ватикан и идущая у него на поводу церковная иерархия, провоцируя конфликты, подобные «делу» каноника Кира, вызывают возмущение всех людей доброй воли, в том числе и верующих.