над этим хоть немного в своей внутренней тиши».
Но если ученый или обыкновенный смертный задумается «в своей внутренней тиши» над этим вопросом, то он неизбежно придет к выводу, что или ватиканский орган считает своих читателей круглыми невеждами, пли пишущие в нем люди не имеют понятия о том, что они пишут. Ватиканский орган утверждает, что движения и орбиты планет и звезд были установлены с точностью, превосходящей любой электронный расчет. Но неужели ватиканскому органу неизвестно о том, что в космосе бывают такие явления, как «возмущение» звезд, то есть отклонение их от орбиты, распады звезд, столкновения небесных тел и т. д., о чем свидетельствуют падения на Землю, метеоритов, а также наличие в межпланетном пространстве космической пыли.
Поэтому, если, следуя логике «Оссерваторе Романо», и предположить существование «духа», то никак нельзя утверждать, что он является «бесконечным по своей мудрости и могуществу». Но допустим все же, что такой «дух», мудрый и всемогущий часовщик, запустивший в ход механизм вселенной, действительно существует. Законно тогда возникает вопрос, откуда этот часовщик взялся, кто его в свою очередь «завел»? Богословы утверждают, что «дух» вечен, что он всегда был, есть и будет, хотя существование его недоказуемо. Не логичнее ли считать вечной природу, Вселенную, то есть материальный мир, о существовании которого мы знаем, который является познаваемым, частью которого мы сами являемся?
Но возвратимся к богу, к духу. Сам он бессловесен. О его мудрости и всемогуществе мы можем судить лишь со слов тех, кто называет себя его земными представителями, в данном случае со слов христианских богословов. Не утверждали ли они от его имени, что Земля является неподвижной твердью и центром мироздания, и не осудили ли Галилея за то, что он доказал противное? Не сожгли ли они, ссылаясь на господа, Джордано
Бруно за то, что он доказывал множественность миров? Не предали ли они анафеме Дарвина за его эволюционную теорию происхождения видов? Не отлучили ли они от церкви коммунистов, которые, песмотря на это, вторглись в небеса — в «божьи чертоги» и сфотографировали невидимую с Земли сторону Луны? Можно ли говорить после всего этого о «мудрости и могуществе» бога, от имени которого выступает духовенство?
Современный человек задает себе такой вопрос и отвечает: «Верить в бога в эпоху межпланетных сообщений столь же нелепо, как верить в существование деда Мороза», и разглагольствования поповских газет на эту тему не только не переубедят его. но еще более укрепят в этом мнении.
Число неверующих среди ученых постоянно увеличивается, признает французский богослов Жорж Гурден. Современные учепые не похожи на антиклерикалов прошлого столетия. «Они,— пишет Гурден,— считают церковь отжившей свой век, а католическую веру — музейным экспонатом, пережитком доисторических времен. Привыкнув иметь дело с материей или анализировать ее, веря в могущество человеческого духа и науки, способных избавить человека от его несчастий, они борются за будущее, в котором все люди будут братья, надеясь при этом только на свои собственные силы. Они являются родоначальниками нового гуманизма, но их гуманизм атеистичен» 295.
Приведенные нами высказывания католических идеологов показывают, что современный научный прогресс вызывает смятение и страх в рядах церковной иерархии. Тезис Ватикана, что наука должна служить подспорьем традиционной католической теологии, находит все меньше сторонников среди самих церковников, среди которых появляется все больше голосов, требующих «очистить» католическую религию от элементов средневекового мракобесия и тем самым еще более приспособить ее к нуждам и потребностям современной буржуазии.
Под ударами науки религия отступает, вынужденная сдавать одну за другой свои позиции. Таков неумолимый закон истории.
В августе 1961 г. второй советский космонавт Г. С. Титов совершил новый полет в космос. Подвиг Г. С. Титова вызвал приступ черной меланхолии у ватиканских богословов и специалистов по борьбе с «атеистическим материализмом». Невнятные заклинания против «непомерной гордыни» человека, зловещие предупреждения, что «это к добру не приведет», наконец, попытки примазаться к покорителям космоса, сделать хорошую мину при плохой игре,— вот к чему сводится реакция Ватикана на этот новый беспримерный триумф человеческого разума, освобожденного от рабских пут религиозных предрассудков.
Из хора голосов теологов и богословов, который сопровождал полет Г. С. Титова, привлекает внимание высказывание капуцинского монаха Назарено Фаббретти: «Христофор Колумб на американском берегу водрузил крест. Вполне вероятно, что на Луне рано или поздно будет водружено красное знамя. Но вслед за Колумбом п под прикрытием креста пришли обман и зверства конкистадоров. Может случиться, и в этом не будет ничего удивительного, что вслед за красным знаменем высадятся на Луне действительно талантливые и миролюбивые люди».
Когда начинают рассуждать так капуцинские монахи, то становится понятным, какое огромное революционизирующее влияние оказали на взгляды людей полеты в небесную высь первых советских космонавтов.
Коммунистам не нужно «примирять» науку со своим мировоззрением, ибо противоречий между ними не существует. Великие открытия науки не повергают коммунистов в уныние, не вызывают у них чувства растерянности, смущения, тоски или страха… Ведь коммунизм и наука — понятия неразделимые, вытекающие одно из другого, дополняющие друг друга до такой степени, что давно сам коммунизм является, как известно, строго научным мировоззрением. Победы науки коммунисты считают своими победами, победами коммунистического мировоззрения, которое подтверждается и проявляется в развитии наук. В свою очередь, победы коммунизма, успехи в строительстве коммунистического общества немыслимы без гигантских научных достижений во всех областях человеческой деятельности, без невиданного по своим грандиозным масштабам научного прогресса, как об этом неопровержимо свидетельствуют спутники и космические корабли.
Ватикан, папа римский и его кардиналы стоят на страже старого мира. Их бог — это властелин тьмы, имя которому — разлагающийся капитализм, заклятый враг человеческого счастья, общественного и научного прогресса.
ПОСЛЕДНИЕ СООБЩЕНИЯ ИЗ «НЕБЕСНОЙ КАНЦЕЛЯРИИ»
Книга написана и уже сдана в набор, а между тем события следуют одно за другим — хорошие и плохие, радостные и тревожные. Одни вдохновляют людей на новые великие подвиги и завоевания во имя счастья человечества, другие вызывают возмущение и негодование.
Новые сообщения поступили из «небесной канцелярии». В глубоком трауре ватиканский «Пентагон»: приказали долго жить статс-секретарь кардинал Тардини и кардинал Канали. На место Тардини папа Иоанн XXIII назначил кардинала Ам-лето Чиконьяни, который стал преемником всех должностей Канали. 15 августа была опубликована долгожданная социальная энциклика папы римского «Матер эт магистра» («Матерь и наставница»).
Об этих-то событиях и пойдет речь в данной главе, если можно так выразиться, запланированной не автором, а самой жизнью.
МАНИФЕСТ В ЗАЩИТУ СТАРОЙ ЮДОЛИ ПЛАЧА
Начнем с последнего из перечисленных нами событий — энциклики «Матер эт магистра». Ее начали сочинять еще при покойном Пне XII. Прежние социальные энциклики — «Рерум новарум» Льва XIII (1891 г.) и «Квадрагезимо анно» Пня XI (1931 г.), провозглашавшие в качестве идеального христиан-
ского порядка корпоративный режим, давно уже стали «товаром с гнильцой», от которого отворачивались даже многие верующие. Их содержание слишком напоминало социальную проповедь фашистов и нацистов, заимствовавших, как известно, у римских пап теорию корпоративного государства, проповедь классового сотрудничества, ненависть к коммунизму и прочие атрибуты пресловутой католической социальной доктрины.
Новая социальная энциклика, как сообщают газеты, рождалась в муках. В ее создании принимали участие кроме самого папы римского иезуит Пьетро Парентэ, заместитель кардппала-инквпзитора Оттавианп, пезуит Пьетро Паван, кардинал Сири, один из вождей «Католического действия» Феррара-Тонило, кардинал Монтинп и многие другие церковные специалисты по социальной демагогии. Дело не обошлось без консультации с видными представителями заокеанской державы. Как сообщает итальянский журнал «Вие нуове» !, проект энциклики был направлен специальным военным самолетом в Вашингтон на визу президенту Кеннеди, самому могущественному союзнику папы Иоанна XXIII.
Сперва в Ватикане было объявлено, что новая энциклика будет опубликована 15 мая, к 60-лстпю «Рерум новарум». Однако церковный «мозговой трест» не сумел справиться со своей задачей. Бесконечные поправки, изменения и согласования привели к тому, что многострадальная энциклика была подготовлена к опубликованию лишь через два месяца после «юбилейной» даты. Как отмечал французский буржуазный еженедельник «Экспресс», это обстоятельство вызвало «глубокое удивление» верующих католиков и заставило их призадуматься. Но еще больше, по нашему мнепшо, заставит их призадуматься само содержание этого во многих отношениях курьезного документа.
Энциклика «Матер эт магистра» самая длинная в истории церкви, в ней 25 тыс. слов. Но о ее значении следует судить не по величине, а по содержанию.
Социальная энциклика Иоанна XXIII начинается с перечисления «великих изменений», происшедших в мире со времени опубликования «Рерум новарум». Папа римский упоминает об атомной энергии, автоматизации и электронике, об авиации, радио и телевидении, о начале завоевания космического пространства, о развитии социального обеспечения и возросшей активности профсоюзов, которые якобы «уменьшают дистанцию 296 между классами». Папа римский отмечает растущее участие граждан в руководстве государственными делами и все большую роль государства в руководстве экономикой и в решении социальных проблем современности. Закат колониализма и возникновение новых государств, появление организаций международного характера также привлекают внимание Иоанна XXIII.
Что означают эти изменения, о чем они свидетельствуют? Об этом папа римский умалчивает. Возьмем, например, технический прогресс. Разве не очевидно, что в условиях господства капитализма технический прогресс оборачивается против рабочего класса, пускает ко дну все новые слои мелких производителей. Империализм использует технический прогресс преимущественно в военных целях. Он обращает достижения человеческого разума против самого человечества. Пока существует империализм, человечество не может быть спокойно за свое будущее.
Но для папы не существует таких категорий, как капитализм и империализм. Глава католической церкви делает вид, что на свете не существует и социалистических государств, в которых навсегда свергнут капиталистический строй. Игнорируя существование СССР и других социалистических стран и их эпохальные достижения в области науки, техники, экономики и человеческих отношений, папа римский тем самым избавляет себя от неблагодарной и, скажем более точно, практически безнадежной задачи опровергнуть эти достижения.
Замалчивая существование социалистического лагеря, папа пытается нарисовать радужную картину капиталистического мира, который, несмотря на частные недостатки, развивается, по мнению папы, в сторопу социального прогресса. Разве не об этом говорят его утверждения, что растет участие населения в управлении государственными делами или что дистанция между классами уменьшается? Вероятно, папу вовсе не смущает, что подобное заявление относится к тому самому капиталистическому миру, где властвуют монополии, где правят миллиардеры, торжествуют торговцы оружием и финансовые короли.
Известно, что на стадии империализма широкое развитие получает государственно-монополистический капитализм, при котором в интересах финансовой олигархии буржуазное государство проводит разного рода регулирующие мероприятия, в той или иной мере стремясь воздействовать на отдельные отрасли экономики.
Папская энциклика одобряет именно такого рода «социализацию», подчеркивая, что «должен всегда отстаиваться принцип, согласно которому присутствие государства в экономике, даже широкое и глубокое, не только не должно своими действиями сокращать сферу свободы личной инициативы отдельных граждан, но всемерно расширять эту сферу».