Скачать:TXTPDF
Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович

предупреждает, что государственное руководство в экономике не должно связывать рукп отдельным предпринимателям или, боже сохрани, наносить нм ущерб, а, наоборот, задача государства — всемерно обеспечивать их интересы. Но именно такие цели и преследует государственно-монополистический капитализм.

Папа римский, видимо, опасается революционного преобразования государственного монополистического капитализма в социализм, и не без основания. Ведь диалектика развития государственного монополистического капитализма такова, что он не только не укрепляет капиталистическую систему, на что рассчитывает буржуазия, но еще больше обостряет противоречия капитализма, расшатывает его до основания. Государственно-монополистический капитализм есть широкая материальная подготовка социализма.

Особый раздел энциклики посвящен анализу положения трудящихся. Папа отмечает «исключительно удручающее зрелище многочисленных трудящихся во многих странах и на це-тых континентах, живущих со своими семьями из-за мизерной зарплаты в нечеловеческих условиях». Констатируя этот далеко не новый факт, папа римский, однако, не вскрывает его причину. А она общеизвестна. Если XX век — век колоссального роста производительных сил и развития науки — еще не покон-]ил с нищетой сотен миллионов людей, пе принес изобилия ма-ериальных и духовных благ всем людям на земле, то в этом ювпнен только капитализм. Эту ответственность за нищету рудящихся капиталистического мира разделяет и католическая lepKOBb, выступающая в качестве ангела-хранителя буржуаз-ioro строя.

Папа римский пытается убедить трудящихся, что капита-1пзм вовсе не такой уже плохой строй, что его можно якобы реформировать, сделать «гуманным». Сделать это, уверяет папа, чень просто, нужно всего лишь, «чтобы трудящиеся… могли юстигиуть участия в собственности предприятий», которые, разумеется, останутся в руках эксплуататоров-каппталпстов. выступая, таким образом, в качестве адвоката «народного ка-итализма», папа римский пытается убедить трудящихся, что

7

И. Лаврецкий

249

они могут (и должны!) участвовать в прибылях капиталистических предприятий. Правда, при этом они должны будут, ко нечно, отказаться от борьбы за свои права, но ведь это и по нятно: кто же, став «хозяином», будет бороться против самого себя! Следует ли говорить, что такая программа с восторгом воспринимается капиталистами, которые видят свою главную задачу в том, чтобы при помощи любых махинаций политиче ски разоружить трудящихся, полностью сохраняя в своих руках контроль над предприятиями и по-прежпему получая львииу1 долю доходов?

Папа римский выступает за «распространение» собственно сти среди трудящихся. Но сколько бы глава католической церкви ни призывал к «рассеиванию» собственности, жизн подтверждает марксистский тезис об усилении пролетаризации в капиталистическом обществе. Для экспроприированных масс сказано в новой Программе КПСС, нет иной перспективы овла дения собственностью, кроме установления революционные путем общественной собственности на средства производства то есть превращения их в достояние всего народа.

Но именно этого и не желает допустить папа римский В своей энциклике он пишет: «Право на собственность, в тох числе на средства производства, имеет непреходящую ценность ибо оно является естественным правом, основанным на прево сходстве — онтологическом 297 и теологическом — индивидуумо! над обществом». Итак, строй, при котором капиталисты владею средствами производства и нещадно эксплуатируют трудящихся папа римский провозглашает как вечную, непреходящую цен ность и обосновывает бесправие народа с помощью священног «естественного» права. Но трудящиеся социалистических CTpai давно уже показали, что право это вовсе не «священно». От просто лишили капиталистов этого права, превратили частиу собственность на средства производства в общественную, \ именно это позволило им добиться тех огромных успехов в всех областях жизни, которые вынуждены ныне признать даж самые лютые враги социалистического строя.

Этого не может отрицать и сам папа римский. Вот почем в своей энциклике он пытается очернить, оклеветать социа лизм, заверяя, что в условиях политических режимов, которы не признают права частной собственности на средства произ водства. не допускаются или приглушаются основные прояв ления свободы личности. Что же, здесь папа вовсе не оригина лен. Он повторяет лишь то, что твердят апологеты современного капитализма.

Если верить папе римскому, то мир, в котором трудящиеся являются рабамп капитала, в котором забастовки и демонстрации рабочих подавляются полицейскими дубинками и автоматами, в котором печать, радио и телевидение находятся в руках монополистов, в котором господствуют капиталисты и колонизаторы,— это «свободный» мир, а мир социализма, где нет эксплуататоров, где трудящиеся являются хозяевами жизни, лишен «основных свобод». Старая знакомая песня идеологов капитализма о «свободном» капиталистическом мире! Поистине рабски вторит ей папа римский, лишенный благодаря своим связям с владыками капитала «свободы» осуждать их.

В отличие от предыдущих энциклик, в последней большое внимание уделено аграрному вопросу. Иоанн XXIII отмечает бедственное положение крестьян. Но п здесь он предпочитает умалчивать о подлинных причинах этого явления: о концентрации земли в руках помещиков, о зависимости крестьян от монополий, скупающих за бесценок их продукцию, об эксплуатации батраков латифундистами. Энциклика предлагает улучшить положение крестьян путем установления более справедливых налогов, сохранения высоких цен на сельхозтовары и тому подобных мер чисто реформистского характера, которые укрепили бы положение главным образом помещиков и монополий, а не широких масс крестьянства.

В энциклике нет ни слова об аграрной реформе, что вызвало удивление даже французской буржуазной газеты «Монд», справедливо отметившей, что аграрная реформа является насущным требованием крестьянских масс не только в Италии, но и в самых различных уголках земного шара. Удивляться, между тем, не приходится. Ведь Ватикан сам является одним из крупнейших землевладельцев мира, а никто сам себя не кусает.

Наконец, в энциклике уделено большое внпманпе отношениям между странами, сбросившими иго колониализма, и крупными капиталистическими державами. Папа римский призывает последних оказывать техническую и финансовую помощь слаборазвитым странам в «духе искреннего политического альтруизма», ибо иначе это будет «повой формой колониализма», который отвергнут народы. Однако нельзя не отметить, что словесные реверансы в адрес сбросивших колониальное иго народов противоречат тому общеизвестному факту, что мйсспонеры в Африке, Азии, Латинской Америке оказывали и продолжают оказывать, как это мы показали, поддержку колонизаторам.

В заключение энциклика многозначительно напоминает, что авторитетным толкователем социальных доктрин является церковная иерархия, директивам которой обязапы подчиняться верующие.

Папа римский не отважился в своей энциклике вступить в открытую полемику с коммунистами, предать коммунизм анафеме, как это делали неоднократно его предшественники да и он сам. По-видимому, в Ватикане наконец убедились, что проповедовать трудящимся прелестр современного «народного капитализма» под антикоммунистическим флагом — значит заранее обречь себя на провал. Но преподобные отцы ошибаются, если думают, что контрабандой им легче удастся сунуть тру-дящимся-верующим как на Западе, так п на Востоке учение о магических свойствах «частной собственности». Трудящиеся и на этот раз дадут достойную отповедь рясоносным защитникам эксплуататоров.

Какие же выводы можно сделать из этого нового программного документа католической церкви? Содержание энциклики свидетельствует, что в Ватикане возобладали «реформистские» течения, выступающие с позиций «народного капитализма», ставшего в послевоенные годы официальной доктриной американских империалистов и правых социалистов.

Папа римский взял на вооружение «учение» защитников буржуазного строя, заверяющих, будто современный капитализм изменил свою сущность, стал «народным капитализмом», будто в нем происходит «рассеивание» собственности и «демократизация» капитала, исчезают классы и классовые противоречия, «уравниваются доходы» и устраняются экономические кризисы. Но факты опровергают этих «теоретиков». Факты показывают, что никакие «реформы» не могут избавить современный капитализм от нарастания противоречий и антагонизмов, от обострения классовой борьбы.

Буржуазная пропаганда изображает римских пап как мудрейших государственных деятелей, как идейных вождей человечества, а нынешпего папу рисует идущим «в ногу с веком», положительно откликающимся на все изменения, происходящие в современном мире.

Если нужны еще доказательства обратного, то они в изобилии имеются в энциклике «Матер эт магистра». В ней папа римский предстает как ревнитель и защитник загнивающего на наших глазах капиталистического мира, пытающийся прикрыть священнической мантией его отвратительные пороки и язвы.

«ТИХИЙ АМЕРИКАНЕЦ» НА ПОСТУ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ

В конце июня 1961 г. скончался от инфаркта статс-секретарь Ватикана Доменико Тардини. Не прошло и нескольких дней, как примеру Тардини последовал 87-летний кардинал Канали. С их смертью ватиканский «Пентагон» лишился своих двух столпов. Газеты стали гадать, кого назначит папа Иоанн XXIII на вакантные должности. Особенно интересовала их должность статс-секретаря: ведь статс-секретарь концентрирует, как правило, в своих руках огромную власть. Под его контролем находится не только весь дипломатический аппарат Ватикана, но и вся римская курия. Если папа римский — глава католической церкви, то статс-секретарь — ее премьер-министр.

Особую заинтересованность в этом вопросе проявили в Вашингтоне. Да это и понятно. Ведь Ватикан давно уже считается одним пз идейных союзников североамериканской державы.

Газеты называли наиболее вероятными кандидатами на пост статс-секретаря кардиналов Монтини, Агаджаняна, Морелла, заместителя Тардини прелата дель’Акуа. Но, к удивлению газетчиков, статс-секретарем был назначен кардинал Амлето Чп-коньяни, которому папа Иоанн XXIII поручил также оставшийся после смерти Канали вакантный пост председателя Комиссии по делам ватиканского государства и руководство Управлением ватиканским имуществом. Таким образом, Амлето Чиконьяни сосредоточил в своих руках главные рычаги управления католической церковью; ныне он — и премьер-министр и министр иностранных дел, внутренних дел и финансов.

Что же представляет собой новоиспеченный статс-секретарь? Ему 78 лет, но выглядит он довольно бодро. Еще в 1910 г. Чиконьяни стал чиновником статс-секретариата. В 20-х годах папа Пий XI назначил его членом Комиссии по делам России, в которой концентрируется вся антисоветская работа Ватикана. В 1928 г. Чиконьяни был назначен советником (третьим по значению лицом) Восточной конгрегации, основной задачей которой считалось преградить путь советскому влиянию на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке. В 1933 г. он получил назначение в Вашингтон, где пробыл до 1958 г. Он был одним из организаторов поездки тогдашнего статс-секретаря Пачеллп (будущего Пия XII) в США и приложил немало сил для укреп-лсния связей между Ватиканом и правящими кругами империи «желтого дьявола». Он—личиый друг лидеров республиканской и демократической партий и многих миллиардеров. Особую преданность новый статс-секретарь питает к Спеллману, которому обязан своей кардинальской шапкой.

В то время как Амлето Чиконьяни занимался далеко не праведными делами в столице США, его брат Гаэтано Чиконьяни, тоже прелат и чиновник статс-секретариата, представлял Ватикан при душителе Испании Франко. Оба брата в поте лица своего трудились над установлением антикоммунистической оси Ватикан — Мадрид — Вашингтон.

Вскоре после второй мировой воины Пий XII отозвал из Мадрида Гаэтано Чиконьяни, возвел его в кардинальское звание и назначил главой влиятельной конгрегации обрядов. Вместо того чтобы возрадоваться возвеличению своего брата, Амлето приуныл. Ведь канонический кодекс запрещает присутствие в кардинальской коллегии близких родственников; назначение его брата кардиналом закрывало, таким образом, доступ в кардинальскую коллегию самому Амлето. В то время сведущие люди говорили, что папа Пий XII этим назначением хотел выразить недовольство деятельностью Амлето, который не сумел добиться от Вашингтона официального установления дипломатических отношений с Ватиканом *. Амлето теперь мог стать кардиналом только после смерти своего брата, который был значительно моложе его.

Но велика власть «желтого дьявола». В 1958 г. Пий XII умер, и новый папа Иоанн XXIII

Скачать:TXTPDF

Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать, Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать бесплатно, Кардиналы идут в ад. Г. И. Ромуальдович Католицизм читать онлайн