под давлением Спеллмана и тогдашнего американского посла в Риме мадам Клер Люс Бус возвел в кардиналы Амлето Чиконьяни вопреки каноническому закону298 299. Недаром говорят, что для папы римского закон не писан. Но Амлето Чиконьяни получил не только кардинальскую шапку, но и важный пост в римской курии. Он стал главой хорошо знакомой ему Восточной конгрегации, из которой был выдворен кардинал Тиссеран, представляющий в Ватикане интересы правящих кругов Франции. Американские покровители не жалели сил, чтобы посолидней устроить своего протеже в римской курии, и это им в полной мере удалось.
Не успел новоиспеченный статс-секретарь принять дела, как было сообщено, что в октябре он выедет в США для участия в межамериканской конференции католического духовенства, которая состоится в Далласе, штат Техас. По дороге он, конечно, заглянет в Вашингтон, где будет иметь официальные встречи с представителями американского правительства…
Итак, ларчик раскрывается просто. Чиконьяни — доверенное лицо кардинала Спеллмана и американских миллиардеров. Новый статс-секретарь — самый популярный в США итальянский кардинал (16 американских университетов присвоило ему звание почетного доктора) и самый проамериканский кардинал из всех итальянских князей церкви. В курии его коллегп в шутку называют «тихим американцем».
Назначение «тихого американца» на пост статс-секретаря означает, по единодушному мнению буржуазной печати, дальнейшее усиление влияния правящих кругов США на политику католической церкви, что приобретает особое значение как в связи с обострением международной обстановки, так и с предстоящим вселенским собором.
И другое назначение Иоанна XXIII не может не вызвать тревоги в тех кругах церковной иерархии, которые выступают за проведение более независимого внешнеполитического курса. На место Амлето Чиконьяни назначен руководителем Восточной конгрегации советник этой конгрегации прелат Акачио Коусса, работавший в нунциатурах в Уругвае, Аргентине и Бельгии и занимавший одно время пост секретаря конгрегации по особо важным церковным делам, входящей в статс-секрета-рпат. Коусса, который, как ожидается, получит в ближайшее время кардинальскую шапку, хорошо известен своими крайне реакционными взглядами и приверженностью к политике «холодной войны».
Однако, несмотря на эти назначения или именно благодаря им, Ватикан вынужден сегодня лавировать в политике более чем когда-либо в прошлом.
Соотношение сил прогресса и реакции, социализма и капитализма в современном мире явно не благоприятствует тем, кто выступает с позиций продолжения политики «холодной войны», кто предлагает решить все спорные международные вопросы путем применения атомных бомб.
Силы мира во всем мире растут. Папа римский вынужден учитывать это и соответственно, по крайней мере на словах; выступать с более «умеренных» позиций.
В речи, произнесенной по радио 9 сентября 1961 г., Иоанн XXIII выразил тревогу и озабоченность современным международным положением, чреватым катастрофой термоядерной войны, обратился к руководящим деятелям государств с призывом осознать лежащую на них «огромную ответственность» и высказался за проведение «свободных и искренних переговоров».
Призыв папы римского был встречен с удовлетворением миллионами верующих и неверующих, кровно заинтересованных в обеспечении прочного мира на земле. Комментируя заявление Иоанна XXIII, глава советского правительства Й. С. Хрущев сказал:
«В наше время надо прислушиваться к каждому деятелю, который поднимает голос протеста против опасной игры с ог300 нем, затеваемой агрессивными силами на Западе. Высказанная папой озабоченность за судьбы всеобщего мира показывает: повсюду за рубежом все отчетливее понимают, что безрассудство и авантюризм в делах мировой политики добром не кончаются. Глава католической церкви, видимо, считается с настроениями многих миллионов католиков во всех частях земного шара, обеспокоенных военными приготовлениями империалистов. Иоанн XXIII отдает дань здравому смыслу, когда он предостерегает правительства от всеобщей катастрофы и призывает их осознать огромную ответственность, которую они несут перед исто300 рией. Такой призыв — это добрый знак» *.
Но прислушаются ли к призыву римского понтификса такие правоверные католики, как Дж. Кеннеди, К. Аденауэр и им подобные?
Последуют ли примеру папы такие крестоносцы «холодной войны», как кардиналы Спеллман, Оттавиани, Леркаро и другие?
На эти вопросы ответят их будущие действия. Неисправимых грешников не существует. Кардиналы пдут в ад. Но нам, неверующим, коммунистам, это отнюдь не доставляет удовольствия. Мы предпочитали бы, чтобы князья римской католической церкви совершали добрые дела, боролпсь за мир и очутились бы, когда пробьет час, не в аду, а в раю.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Ночь. Иоанна XXIII только что оставил его слуга Луиджи, заботливо положивший под одеяло папского ложа большую резиновую грелку. Папа устал. Сегодня был хлопотливый день: много паломников, почетных гостей, депеш п срочных бумаг. К тому же обед и ужин были неудачными. Со времени Пня XII здесь разучились вкусно готовить, думает папа, имеющий склонность к чревоугодию.
Он сидит в большом кресле с высокой спинкой. Перед ним па столике бутылка минеральной воды марки «Святой пилигрим», в большой хрустальной вазе виноград, а рядом большая пачка вечерних газет. Папа кладет в рот виноградину, берет газету, читает и мысленно сопровождает прочитанное комментариями.
Тревожное положение в Западном Берлине («Бедный Конрад, следовало бы помолиться за спасение его души»), бои в Анголе («Необходимо подбросить в эти районы миссионеров»), новые успехи советской науки («Может быть, коммунисты изобретут элексир молодости, он мне пришелся бы кстати»).
Папа улыбается: «Узнай кардипал Оттавиани про мое пожелание, инквизиция немедленно отлучила бы меня от цоркви».
Улыбка медленно сходит с дряблого серого лица старца: ему не хочется ложиться в постель, ведь именно в ней придется умереть, в который раз думает папа. Смерть. Она, злодейка, наверное, не выходит из стен Апостолического дворца. Здесь у нее богатая жатва. Что ни кардинал, то каидидат на тот свет. Взять хотя бы того же Оттавиани. Не ходит, а летает, но кого он обманывает? Ведь все знают, что у «великого инквизитора» язва двенадцатиперстной кишки и грыжа. Да, все мы там будем. Только одни пойдут в рай, а по другим уже давно тоскует теплое местечко в геенне огненной…
Старец тушит свет, с трудом встает и, медленно передвигая ноги (у него подагра), направляется к постели.
Часы на колокольне собора Св. Петра бьют двенадцать.
ЛИТЕРАТУРЫ
Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955.
Лепин В. IL. О религии, М., 1954.
Ленин В. II., Третий съезд, Соч., т. 8.
Ленин В. II., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., т. 14.
Лепин В. II., О значении воинствующего материализма, Соч., т. 33.
Ленин В. II., Организация масс немецкими католиками, «Коммунист» Л» 6, 1955 г.
«Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви», М., 1959.
Программа КПСС, М., 1901.
Хрущев II. С., За прочный мир и мирное сосуществование, М., I958.
Хрущев H. С., К победе в мирном соревновании с капитализмом, М., 1959.
Хрущев II. С., Мир без оружия — мир без войн, т. I —II, М., 1960.
Хрущев II. С., За мир, за разоружение, за свободу народов, М., 1960.
Хрущев II. С., О внешней политике Советского Союза, т. 1 —II, М., 1961.
«Жить в мире и дружбе! Пребывание Председателя Совета Министров СССР H. С. Хрущева-в США», М., 1959.
«Лицом к лицу с Америкой». Рассказ о поездке 11. С. Хрущева в США, М., 1959.
* * *
Бернал Дж., Наука в истории общества, М, 1956.
Великович Л. II., С крестом и атомной бомбой, М., 1960.
«Вопросы истории, религии и атеизма». Сборник, т. 1—Vili, М., 1950— 1960.
Галан Я., Cbqtc Востока, Мм 1954.
«IX съезд Итальянской коммунистической партии», М., 1960.
Дени А.у Гароди Р., Копъо Ж., Бесс Г., Марксисты отвечают своим католическим критикам, М., 1958.
Дзелепи 3., Конрад Аденауэр: легенда и действительность, М., 1960.
«Ежегодник Музея истории религии и атеизма», т. 1—4, Л., 1957—1960.
Ильичев Л.у К новому подъему идеологической работы, «Коммунист» № 14, 1960 г.
Капделоро Дж., Католическое движение в Италии, М., 1955.
Кизя Л. и Коваленко М., Викова боротьба украипського народу проты Ватикану, Кыив, 1959.
Качанова М. М., Правые социалисты и современный клерикализм. Сб. «Критика современной буржуазной философии и ревизионизма», М, 1959.
Крывелев И. А., Кпига о Библии, М„ 1959.
Крывелев И. А., Современное богословие и наука, М., 1959.
Крывелев И. Л., Ленин о религии, М., 1960.
Лаберепн П., Происхождение миров, М., 1957.
Лаврецкий И.у Ватикан. Религия, финансы и политика, М., 1957.
Лаврецкий II., Тень Ватикана над Латинской Америкой, М., 1961.
Левада 10. А., Материал к лекции на тему: «О борьбе науки с религией в современных условиях». На правах рукописи. Изд-во «Знание», М., 1958.
Лозинский С. Г.у История папства, М., 1961.
Михиевич Д. E., Очерки по истории католической реакции (иезуиты), М., 1955.
Момджян X. II.у Коммунизм и христианство, М., 1958.
Мчедлов М. П., Обзорная рецензия на лекции и брошюры, посвященные идеологии и политике современного Ватикана и католицизма. Пзд-во «Знание», М., 1959.
Мэнхэттен Авроу Ватикан. Католическая церковь — оплот мировой реакции, М., 1948.
«Наука и религия». Сборник статей, М., 1957.
Ригер Л.у Введение в космогонию, М., 1959.
Свобода А.у Тучкова Л., Свободова В., Заговор Ватикана против Чехословацкой республики, М., 1950.
«Спутник атеиста». Справочник, М., 1961.
Тольятти Пальмироу Речи в Учредительном собрании, М., 1959.
Тонди А.у Иезуиты, М., 1955.
«Тридцать лет жизни и борьбы Итальяпской коммунистической партии». Сборник статей и документов, М., 1953.
Шейнман М. Л/., Ватикан между двумя мировыми войнами, М.~Л., 1948.
Шейнман М. М.. Идеология и политика Ватикана на службе империализма, М., 1950.
Шейнман М. М.у Ватикан во второй мировой войне, М., 1951.
Шейнман М. Л/., Ватикан и католицизм в копце XIX — начале XX в., М., 1958.
Шейнман М. М., Панство, М., 1961.
Шлепнер Б. С.у Сто лет социальной истории Бельгии, М., 1959.
An gla de Jean у Les greffeurs d’orties. L’eglise et le proletariat, Paris, 1958.
Annuario Pontificio, Citta del Vaticano, 1961.
Arnold F. X.y Boita P., Brumer P., Catholicisme allemand, Paris, 1956.
Arpulhasату Michael, L’ Eglise catholique dans l’I-nde, Friburg, 1948.
Aujoulol L.-P., Aujourd’hui l’Afrique, Paris, 1959.
Barbieri E.t Organizzazione Cattolica, Firenze, 1957.
Binchy D. A., State and Church in fascist Italy, London, 1937.
Blanchard Paul, The Irish and Catholic Power, Boston, 1953.
B reza Tadeusz, Spi ?own brama, Warszawa, 1960.
Buonaiuti Ernesto, Pio XII, Roma, 1946.
Candeloro Giorgio, L’Azione cattolica in Italia, Roma, 1950.
Chaigneau V.-L., L’organization de l’eglise catholique en France, Paris, 1956.
Cogniot Georges, La Religion et la Science, Paris, 1960.
Collonge Andre, Le scandale du XX siecle et le drame des pretres — ouvriers, Paris, 1957.
Cronin Bernard Cornelius, Father Yorke and the labor movement in San Francisco 1900—1910, Washington, 1943.
Cross Robert D.t The emergence of liberal Catholicism in America, Cambridge, 1958.
Darbon M., Le conflit entre la d riot e et la gouclie dans le catholicisme francais, Toulouse, 1953.
Del Во Dino, La crisi dei cattolici italiani, Roma, 1954.
Del Во Dino, I cattolici italiani de fronte al socialismo, Roma, 1956.
Deror A., L’episcopat francais dans la melee de son temps, 1930—1954, Paris, 1955.
Dewis M. S.y All Rome trembled, New York. 1957.
Dignalh-Duren W., Kirche, Krieg, Kriegsdienst, Hamburg, 1955.
Ducos Marcel, Action missionaire en quartier ouvrier, Paris, 1959.
Einaudi Mario and Goguel Francois, Christian Democracy in Italy and France, Notre Dame,