это не является выражением гуманности? Забота о живом человеке, об обществе, в котором ты живешь, забота о жизпи народа — вот наши идеалы, вот наше убеждение. Думаю, что это значительно лучше, чем верить в бога и грабить работающих на тебя людей, выбрасывать их на улицу с заводов и фабрик, как это делают верующие в бога капиталисты.
Вопрос о том, кто верит в бога или не верит,— это не вопрос для конфликтов, это личное дело каждого человека» 6.
Отвечая индийскому общественному деятелю пандиту Сун-дерлала, H. С. Хрущев в мае 1959 г. говорил: «Из Вашего выступления можно сделать вывод, что я, как атеист, не люблю верующих людей. С этим нельзя согласиться…
Будучи атеистами, мы вовсе не воспитываем неприязни к верующим. Мы никогда не призывали и не будем призывать к враждебности между людьми на религиозной основе, к войнам между государствами из-за идеологических разног гласий.
Мы не только терпимо, но и с уважением относимся к людям, которые являются верующими…
Мы хотим, чтобы все верующие и неверующие объединили свои усилия в борьбе за главное — за мир, за то, чтобы все пароды жили как братья, чтобы народы не вели войн, а жили бы в дружбе и мире» 7.
Призывая всех людей к борьбе за мир, коммунисты вовсе не требуют от них в качестве предварительного условия отказа от религиозных или философских взглядов или прекращения идейной борьбы с противниками. Такое требование было бы столь же нелепым, как и невыполнимым. Идейная борьба является результатом определенных общественных отношений, и отменить ее нельзя. Но во власти людей не превращать ее в кровопролитную войну, которая может привести к уничтожению человеческого рода на земле.
Такую точку зрения разделяют во все большей степени даже люди, далеко стоящие от коммунизма. Вот, например, что пишет по этому поводу в своей книге «Соревнование к 2000 году» немецкий профессор Ф. Бааде: «Уничтожение врага, хотя и по приказу государства, всегда являлось прегрешением против Христовой заповеди, равно как и освящение оружия всегда было и остается богохульством. Если это относится к войнам вообще, то в еще большей степепи — к войнам между христианскими народами, а ведь большинство войн за прошедшие полтора тысячелетия велось между христианами.
И этот чудовищный конфликт совести отдельного христианина, христианского государственного деятеля и христианского священнослужителя продолжался до нашего времени. Самым трагичным или, вернее говоря, самым чудовищным фактом явилась атомная бомбардировка японских городов — Хиросимы и Нагасаки.
Президент Трумэн, отдавший приказ об атомной бомбардировке, является убежденным христианином. Пилот, сбросивший бомбы, был скромным католиком, который перед вылетом отстоял мессу и причастился и самолет которого, как и само задание, получил благословение евангелического военного священника. Этими бомбами было уничтожено 120 тыс. человек, а около 60 тыс. человек, преимущественно женщин и детей, получили незаживающие ожоги.
В этой ситуации, трагичность которой не следует отрицать, христианству был нанесен чудовищный урон. Для многих людей оно перестало быть достойным веры: для людей, являющихся христианами, и, может быть, в еще большей степени для гех, кого собирались обратить в христианство. Это неверие вызвано не только «молитвами за победу» и «благословением оружия», но и тем фактом, что народы, являющиеся христианскими, жестоко подавляли и эксплуатировали цветные народы.
Христианин — гражданин и государственный деятель — не может отныне делать ничего другого, хотя бы уже из трезво осознанных личных интересов, интересов своих детей и своего государства, как молиться за мир и прилагать все своп силы к тому, чтобы в мире больше не было войн» 8.
Вполне здравые рассуждения. Но иначе думают и поступают папа римский и его кардиналы. Кардиналы в ФРГ одобряют гонку атомного вооружения и «морально» оправдывают атомную войну, итальянские кардиналы призывают к «священной» войне с коммунизмом, кардиналы римской курии разъезжают по периферии капиталистического мира и сеют в сердцах верующих ненависть и вражду к странам социалистического лагеря. Кардинал Миндсенти участвовал в контрреволюционном заговоре против Венгерской Народной Республики. Китайский кардинал Тьен перебрался на Тайвань, где под покровительством американских оккупантов возносит молитвы в честь Чан Кай-ши.
О кардиналах, или, как их еще называют, князьях католической церкви, и их главе — папе римском можно сказать, что никаких перспектив попасть в рай у них нет. Продолжая выступать в духе «холодной войны», они действуют вопреки евангелию, в котором сказано: «Блаженны миротворцы, ибо их царство небесное». Выступая в защиту старого мира, власть имущих, капиталистов и помещиков, они тем самым отрекаются от евангелпя, в котором сказано «Блаженны нищие, пбо их царство небесное».
Куда же идут папа римский и его кардиналы — в царство небесное или в ад?
Пусть об этом судит сам читатель.
ВАТИКАНСКИЙ «ПЕНТАГОН»
И ЕГО ЧЕРНЫЕ ДЕЛА
Ватиканским Пентагоном называют господствующую в римской курии клику кардиналов, состоявшую до недавнего времени из Никола Канали, Джузеппе Пиццардо, Клементе Ми-кара, Доменико Тардини и Альфредо Оттавиани. Все это люди весьма преклонного возраста.
85-летний кардинал Канали был одним из столпов понтификата Пия XII. Граф по рождению, он сделал блестящую церковную карьеру. После окончания папской дипломатической академии Канали был назначен в 1903 г. помощником кардинала Мерри дель Валь, тогдашнего статс-секретаря Ватикана. Став кардиналом еще при Пие XI, Канали сыграл видную роль в избрании на папский престол Пия XII, который в благодарность назначал его на самые доходные посты в римской курии. Большинство из них он сохранял и при теперешнем папе — Иоанне XXIII.
Несмотря на преклонный возраст, Канали всегда считал себя «папабиле». Чтобы выглядеть более моложавым, Канали не только носил парик и корсет, но и подкрашивал себе щеки. Говорят, что он даже сделал себе операцию по омоложению.
Реакционер и мракобес до мозга костей, Канали подобрал подстать себе союзников в лице 82-летнего кардинала Микара и 84-летнего кардинала Пиццардо. Оба они возглавляли в Ватикане важнейшие конгрегации.
В 1953 г. этот триумвират привлек к своей деятельности главу инквизиции кардинала Оттавиани и главу тогдашнего «Католического действия» кардинала Пьяцца, а после смерти последнего — кардинала Тардини. В 1961 г. кардиналы Канали и Тардини отдали богу душу. После их смерти в ватиканском «Пентагоне» появился новый член — кардинал Амлето Чи-коньяни. Он унаследовал все должности умерших.
Главенствующую роль в этой клике при папе Иоанне XXIII играет Оттавиани, «великий инквизитор» и член руководства таких влиятельных конгрегаций, как «Пропаганда веры», статс-секретариат, конгрегация семинарий и ряд других.
Высокого роста, с ястребиным лицом и резким, пронзительным голосом, Оттавиани лишен того показного смирения, которое характерно для большинства его коллег. Ему незачем притворяться. В истории Ватикана еще не было случая, чтобы великого инквизитора избирали папой. Инквизитор полезен кардиналам, но в качестве заплечных дел мастера, а не как их глава.
Сторонником «Пентагона» является французский кардинал Евгений Тиссеран, уже многие годы находящийся при курии. Тиссеран считается одним из крупнейших экспертов Ватикана по борьбе с коммунизмом. Он всегда окружен белогвардейскими отбросами, от которых и черпает всю свою антикоммунистическую «премудрость». Белогвардейский клерикальный журнальчик «Россия и Вселенская церковь», издаваемый в Лувене (Бельгия), в одном из своих номеров за 1957 г. помещает хвалебную статью в честь «владыки» Евгения. Анонимный автор отмечает, что «владыка» Евгений в первую мировую войну ушел добровольцем во французскую армию, где за заслуги был награжден высшим военным орденом «Круа де гер». Автор умалчивает, что «владыка» Евгений служил в генштабе французской армии и принимал деятельное участие в подавлении освободительного движения на Ближнем Востоке, за что и получил соответствующие награды.
После первой мировой войны «владыка» Евгений со своим помощником, белогвардейцем «отцом» Кириллом Королевским, пребывал ряд лет на Балканах, где занимался «изучением» русской эмиграции. «Кардинал,— пишет уже цитированный нами автор,— постоянно поддерживает беженцев, дает им возможность продолжать, даже за рубежом, научную работу и таким образом сохранить свое духовное родное наследие (?) в тяжелых условиях эмигрантской жизни. Мы, русские, многим обязаны владыке Евгению».
Не русские, господа хорошие, а «беспачнортпые» бродяги, не помнящие родства! Для таких подонков у «владык» Оттавиани и Тиссерана грязная работа всегда найдется…
Ведомству «великого инквизитора» Оттавиани подчинено пресловутое управление «Индекса запрещенных книг». Деятельность управления «Индекса» хорошо известна. «Индекс» издается в небольшом числе экземпляров и распространяется среди церковной верхушки, которая через различные каналы организует бойкот «осужденных» Ватиканом книг и травлю неугодных церкви авторов.
В «Индекс» включены, не говоря уже о марксистских авторах, все философы-материалисты, великие гуманисты эпохи
Возрождения, просветители XVIII столетия, крупнейшие нро-п гресснвные писатели мира, итальянские писатели-патриоты, выступавшие за объединение Италии.
После второй мировой войны в. «Индекс» были включены многие видные прогрессивные западноевропейские писатели, в том числе французский писатель Жан-Поль Сартр, его супруга — писательница Симона де Бевуар, известный итальянский писатель-антифашист Альберто Моравия, Курсио Мала-парте и ряд других представителей западноевропейской культуры.
Само собой разумеется, что Ватикан вносит в «Индекс» далеко не всех неугодных ему авторов. Если бы «св. канцелярия» попыталась осудить все современные «богопротивные» произведения и занести их в «Индекс», то последний приобрел бы по своему объему колоссальные размеры и тем самым потерял бы свой смысл. Поэтому Ватикан вносит в «Индекс» главным образом авторов-католиков, высказывающихся против тех или других аспектов реакционной политики церкви, надеясь таким образом изолировать их и скомпрометировать в глазах верующих. Так были осуждены философские произведения либерального католика Маритэна, естествоиспытателя священника Тайар де Шардена, книги священников Милани («Пастырский опыт») и Сальтини («Я не согласен!»), аббата Коломба («Прогрессивный катехизис»), голландского теолога Томэ («Совершеннолетний христианин») и многие другие.
С избранием в папы Иоанна XXIII в клерикальной печати стали появляться статьи, в которых сообщалось, что Ватикан якобы готовит реформу «Индекса». Широко рекламируемая «реформа» свелась, однако, к изъятию из «Индекса» только двух произведений — «Трех мушкетеров» Александра Дюма и «Отверженных» Виктора Гюго!
Накануне 1961 г. «великий инквизитор» обзавелся еще одним подрывным учреждением — Институтом для защиты и укрепления христианских ценностей, в задачу которого входит руководить церковной пропагандой и направлять ее против «атеистической марксистской идеологии».
«Великий инквизитор» руководит в Ватикане также ватиканской разведкой, которую «святые отцы» стыдливо именуют «службой информации». Этой «службой» в Ватикане занимаются различные учреждения: статс-секретариат, «св. канцелярия», конгрегация «Пропаганда веры», конгрегация восточных церквей, комиссия по делам России («Комиссия про Рус-сия»), наконец, пресловутый «Руссикум», в котором под покровом глубокой тайны готовятся разведчики и диверсанты для работы в Советском Союзе.
0 «достоинствах» ватиканской разведки открыто пишут и говорят буржуазные политиканы, журналисты и прелаты, мечтающие о лаврах Лоуренса. Не кто иной, как Трумэн, будучи президентом США, предложил конгрессу назначить послом при Ватикане бывшего руководителя американской разведки генерала Марка Кларка с тем, чтобы получить «ценную информацию», имеющуюся в Ватикане.
Представители «святого престола» не отрицают, что Ватикан имеет разветвленную разведывательную службу. Не так давно американский католический епископ Райян утверждал в статье, опубликованной