Скачать:PDFTXT
Кто такие папы Римские. М. Шейнман

папы он называл «жалким игом папской теократии».

Папой был тогда Пий IX, прославившийся как мракобес и реакционер. Он был напуган ширившимся революционным движением в Европе, мощным развитием социалистических идей и науки. Он видел в усилении католицизма и иезуитизма плотину против прогрессивных движений, научной мысли и прежде всего против коммунизма. 8 декабря 1864 г. Пий IX издал позорнейший документпослание с приложением «Силлабуса» (или «Перечня главнейших заблуждений нашего времени»), в котором осудил все достижения науки, прогресса и особенно идеи коммунизма.

В связи с назревавшими в Европе революционными событиями папа Пий IX решил созвать в Ватикане (в Риме) церковный собор. Собор открылся под председательством папы 8 декабря 1869 г. Приехало свыше 700 человек — кардиналов, епископов, попов со всего света. Больше всего споров вызвало внесенное на обсуждение собора предложение о признании непогрешимости папы.

Схема карты Италии середины XIX в.

Штрихами отмечена территория папского государства. Цифры обозначают годы присоединения отдельных областей и герцогств к Пьемонту, ставшему центром нового воссоединенного королевства Италии.

Несмотря на протесты части участников (55 епископов в знак протеста уехали с собора), 18 июля 1870 г. Ватиканский собор принял догмат о непогрешимости папы.

По решению Ватиканского собора, каждый католик должен верить, что, когда римский первосвященник «говорит с кафедры», он «пользуется той самой непогрешимостью, которую божественный искупитель даровал своей церкви»… Под словами — когда папа «говорит с кафедры» надо понимать — когда он выполняет свои обязанности главы церкви. Но выполнением обязанностей главы церкви является вся деятельность пап, в частности все их послания. А эти послания в наше время — все направлены против коммунизма, против рабочего движения, против СССР. Католическая церковь требует, чтобы все это было признано «непогрешимым», «божественным».

Принятие догмата о непогрешимости папы имело целью усиление его авторитета. Небольшая часть епископов, а с ними и верующих, не признала догмата о «непогрешимости» и откололась от римской церкви (они называются «старо-католиками»).

Ватиканский собор не закончил своей работы. В июле 1870 г. началась война между Германией и Францией. Франции пришлось убрать из папской области свои войска, охранявшие власть папы. Как только папа лишился поддержки французских штыков, народ сбросил его власть: 20 сентября Рим был взят итальянскими добровольцами, власть папы была упразднена. Через две недели в бывших папских владениях было проведено всенародное голосование. За присоединение к Италии (т. е. против сохранения государственной власти папы) высказалось 130 тысяч человек, против (т. е. за сохранение власти папы) — только 1500 человек! В сентябре 1870 г., когда пала власть папы, Ватиканский собор был отложен «до лучших времен». Папа Пий IX в знак протеста против лишения его власти объявил себя «узником в Ватикане».

Правда, итальянский король Виктор-Эммануил предлагал Пию IX признать полную власть папы во всех церковных делах, оставить за ним почести монарха и обладание частью города Рима на правом берегу реки Тибра. Но папа отказался от этих предложений и проклял короля за присоединение Рима к Италии (через 60 лет папа Пий XI, при иных условиях, принял подобные предложения итальянского правительства!.

Так закончилось бесславное существование государства, управлявшегося попами.

Духовенство всех религий и, особенно, римский папа утверждают, что они обладают секретом правильной жизни, что, если бы их слушали, жизнь на земле была бы справедливой, хорошей. Несколько лет назад в одном из своих посланий папа Пий XI писал, что, если бы дать руководителям церкви государство, территорию, где люди жили бы по папскому указанию, он, папа, построил бы идеальный порядок в таком государстве. Но ведь папы имели свое государство, которое существовало тысячу лет! И история этого церковного государства лучше всего свидетельствует против всех учений и рецептов попов о том, как жить, как управлять государством. Папское государство было феодально-абсолютистским государством, где в добавление к тяжелому феодальному гнету над народными массами существовал еще поповский гнет.

В 1929 г. через 60 лет после падения папского государства, в результате переговоров папского престола с итальянским правительством было воссоздано папское государство — Ватикан. Страх эксплоататоров перед коммунизмом является причиной воссоздания папского государства и растущего влияния папства в наше время в буржуазных странах.

Борьба папства против социалистического рабочего движения и коммунизма

Развитие социалистического рабочего движения в XIX в. необычайно напугало эксплуататоров. Вместе со всем старым миром против социалистического рабочего движения выступила и церковь, и в частности католическая во главе с папой.

В «Коммунистическом манифесте» 1848 г. Маркс и Энгельс заклеймили политику папы, который вместе со всей европейской реакцией выступил против коммунизма. В декабре 1849 г., напуганный революцией в Европе, папа Пий IX выпустил послание к верующим против социализма и коммунизма. В декабре 1864 г. в своем «Силлабусе» папа вновь обрушился на коммунизм и социализм.

Князья церкви, как и вся реакционная буржуазия, были сильно напуганы Парижской Коммуной 1871 г. Духовенство было в лагере врагов Коммуны. В своем послании от 28 декабря 1878 г. папа Лев XIII выступил против людей, которые называют себя «социалистами, коммунистами и нигилистами». Эти люди, по словам папы, «имеют намерение поколебать основы гражданского общества». Они проповедуют неповиновение «высшим властям, которые от бога имеют право повелевать людьми». Они, негодовал папа, «соблазненные алчностью к преходящим благам», «нападают на право собственности», нападают на власть монархов и. «дерзнули обратить свое оружие против самих глав правительств». Они даже смеют утверждать, что люди равны между собой. Папа призывал духовенство бороться с социализмом и учить верующих, что неравенство установил сам бог, а богатство богатых — тоже от бога, властям же нужно подчиняться во имя бога. Если дажз случается, поучает папа, что «государи безрассудно излип е: твуют в применении своей вла ти, то католическое учение не позволяет восставать по соосгвенной воле против них».

Таков был ответ папы на Парижскую Коммуну и на развитие социалистического рабочего движения.

В 1880 г. папа Лев XIII выпустил послание «О современных заблуждениях», в котором опять-таки нападал на социализм. Но папство и его церковь не могли не видеть, что, несмотря на преследования, социалистические идеи привлекают все большие и большие массы трудящихся, а рабочее движение выросло в могучую силу, с которой приходится считаться. Поэтому с конца XIX в. папство, продолжая прежнюю политику непримиримой борьбы с коммунизмом, стало применять новую тактику — заигрывания с рабочими в целях возвращения их в лоно церкви и раскола рабочего движения на религиозные группы.

Начало такой политике церкви положил папа Лев XIII своим посланием «Рерум новарум», изданным 15 мая 1891 г. В этом послании папа признавал, что в руках капиталистов скопились огромные богатства, а положение рабочих стало тяжелым. Какой же выход он предлагал для трудящихся? Не предлагал ли он уничтожить капиталистический строй — виновника всех бедствий трудящихся? Нет, папа Лев XIII нападал на социалистов за то, что они пропагандируют свержение Господства капиталистов. Он заявлял, что частная собственность капиталистов и помещиков дана «от бога» я бог сам установил, чтобы были имущие и неимущие. Папа Лев XIII провозглашал вечность неравенства и классового деления общества. Он требовал, чтобы трудящиеся «сотрудничали» с капиталистами, покорно и смиренно переносили «х гнет.

Освящая господство капитала, папа Лев XIII находил для рабочих ничего не стоящие слова «сочувствия». Он утешал их тем, что бедность — не позор, что сам Христос был рабочим. Он обещал трудящимся, что «на том свете» они будут вознаграждены за страдания на земле. Обращаясь к капиталистам, папа выражал лишь пожелание, чтобы они лучше относились к рабочим, платили им «справедливую» заработную плату. Лев XIII призывал рабочих создавать религиозные «христианские» профессиональные союзы в противовес революционным профессиональным союзам, работающим под руководством социалистов. Этим он рассчитывал расколоть силы рабочего класса.

Послание Льва XIII современные католические писатели и попы превозносят как образец «заботы» папства о рабочих, а папу Льва XIII некоторые из них даже провозгласили «рабочим папой». На самом же деле в этом послании нет ничего, что говорило бы о действительной заботе папы об интересах рабочих. Наоборот, все послание проникнуто духом ненависти к революционному рабочему движению и социализму.

Послание папы Льва XIII от 1891 г. послужило основой позднейшей политики папства и католической церкви; (а вслед за нею и других церквей) по рабочему вопросу.

После первой империалистической войны папа Пий XI (умер в 1939 г.) издал ряд новых посланий по животрепещущим вопросам современности. Все они составлены в духе, послания Льва XIII.

Контрреволюционные силы в разных странах, учитывая непримиримую вражду папства к рабочему движению, не раз искали поддержки папы в деле борьбы против социализма. Любопытный пример этому дает проект царских министров России привлечь папство для борьбы против русской революции. В 1905–1907 гг. революционное движение в России грозило свергнуть ненавистную народу власть царя. 3 января 1906 г., т. е. через несколько дней после декабрьского вооруженного восстания в Москве, царский министр иностранных дел — граф Ламздорф обратился к царю Николаю II с докладной запиской о том, что для успешной борьбы с революцией следует установить тесный союз с германским императором Вильгельмом II и с папой римским. О пользе союза с папой граф Ламздорф писал царю: «Относительно Ватикана необходимо прежде всего вспомнить, что Протестантское Правительство Германии уже давно признало все значение Св. Престола в смысле защиты стародавних устоев европейской культуры и, опираясь в своей внутренней политике на партию католического центра, необходимо пришло в политике внутренней — к дружественному единению с папой. Что касается России, то дружественное содействие Ватикана именно в рассматриваемом ныне отношении (имеется в виду борьба с социализмом и революцией. — М. Ш.) могло бы, точно также, оказаться чрезвычайно важным: не говоря уже об умеряющем влиянии: Св. Престола, через местное духовенство, специально на наши, польские дела, в каковом направлении последняя энциклика Папы к епископам Польши является весьма знаменательным шагом навстречу пожеланиям Русского Правительства, — Ватикан мог бы оказать неоценимую услугу в смысле сообщения Русскому Правительству о сосредоточенных в Париже нитях разрушительной… организации, фактических данных, по вопросу об указанной организации и ея разветвлениях, за которыми в Ватикане не могут не следить самым бдительным образом»[65].

Такие планы вынашивали царские министры в годы первой русской революции. Православные попы, мусульманские муллы, раввины, католические ксендзы, а также пасторы, ламы и другие представители церкви служили тогда верой и правдой кровавому Николаю II. Его министры добивались союза и с Ватиканом для борьбы при помощи ксендзов с революционным движением среди польского католического населения и для сотрудничества в деле шпионажа за русской революционной эмиграцией во Франции и других странах.

Неудивительно, что Николаю II план этот понравился, и на докладной записке графа Ламздорфа он написал: «Вполне разделяю высказанные здесь мысли».

Победа

Скачать:PDFTXT

Кто такие папы Римские. М. Шейнман Католицизм читать, Кто такие папы Римские. М. Шейнман Католицизм читать бесплатно, Кто такие папы Римские. М. Шейнман Католицизм читать онлайн