пугавших разными ужасами и призывавших голосовать против кандидатов группы «Союза трудового народа». Народный сейм, выполняя волю народа, единогласно высказался за установление в Литве советского строя и вхождение Литвы в Союз Советских Социалистических Республик на правах союзной советской социалистической республики.
Чтобы прекратить или, во всяком случае, ограничить антинародную деятельность папских агентов, литовское правительство 5 июля 1940 г. аннулировало конкордат, подписанный в 1927 г. правительством Сметоны — Вольдемараса с Ватиканом.
Несколько меньшим размахом, но в том же духе сколачивания антисоветского блока характеризуется деятельность Ватикана в Латвии и Эстонии. В 1931 г. комиссия латвийского сейма в течение нескольких месяцев занималась расследованием полонизации ряда приграничных с Польшей уездов Латвии. Было установлено, что главную роль в этом деле играло католическое духовенство, работавшее заодно с Ватиканом. Выразителем полонофильских кругов в Латвии был тогдашний папский посол в Риге — Цехини.
В Эстонии, по официальным данным на 1935 г., из общего числа населения в 1 126 413 человек католиков было всего 2327 человек, т. е. лишь одна пятая процента! И несмотря на такое небольшое число католиков, в Ватикане был дипломатический представитель Эстонии, а в Таллине находился папский посол (нунций). Несомненно, и здесь он выполнял антисоветские задания Ватикана.
Сейчас, с установлением в Литве, Латвии и Эстонии советского строя и вхождением этих республик в СССР, для трудящихся прибалтийских стран началась эра новой жизни. Навсегда кончилось то время, когда прибалтийские государства были разменной монетой империалистических держав и их слуг из Ватикана. Под солнцем Сталинской Конституции трудящиеся Литвы, Латвии и Эстонии строят новую, социалистическую жизнь как равноправные члены великой советской семьи народов. «Нет никакого сомнения в том, — сказал в своем докладе на Седьмой сессии Верховного Совета СССР 1 августа 1940 г. т. Молотов, — что вхождение этих республик в Советский Союз обеспечит им быстрый хозяйственный подъем и всесторонний расцвет национальной культуры, что вхождением в Советский Союз их силы будут во много раз умножены, их безопасность будет укреплена и, вместе с тем, еще больше вырастет мощь Великого Советского Союза»[78].
Папство и национально-революционная война испанского народа
Ватикан занимал самую враждебную позицию по отношению к национально-революционной войне испанского народа. В Испании католическая церковь была политически влиятельной и богатой организацией. В ее руках была (до революции 1931 г.) одна треть всей земли, фабрики, заводы, пароходные компании, банки. Католическая церковь была опорой королевской власти. И когда испанский народ в 1931 г. сбросил королевскую власть, церковь выступила как организатор контрреволюционных сил. Она была активнейшей силой в лагере мятежного генерала Франко. Попы с оружием в руках сражались против республиканцев. Попы особенно возненавидели республику, когда победили партии народного фронта (1936 г.), выдвинувшие в интересах народа в числе других и такое требование: «…отчуждение без выкупа крупнопомещичьих, церковных и монастырских земель и передача их немедленно и безвозмездно бедному крестьянству и сельскохозяйственным рабочим». Защищая свои богатства и привилегии, «святые отцы» требовали беспощадной расправы с народом и сами участвовали в этой расправе.
Группа вооруженных испанских монахов
Папа Григорий IX выпускает в 1231 г, декрет, запрещающий мирянам чтение священного писания
Иконка, которую раздавали католические попы и испанские офицеры марокканским солдатам (мусульманам), воевавшим в армии генерала Франко против республиканской Испании (1936–1939 гг.). Иконка эта, по уверениям офицеров и попов, «спасала от пуль»
Современное Ватиканское государство. Границы обведены белой чертой
Современная наемная швейцарская гвардия Ватикана
Папа римский поддерживал враждебную народу позицию испанской католической церкви. Он был тесно связан с руководителями испанской реакции, в частности с одним из организаторов этой реакции Хиль Роблесом. Представитель папы в Мадриде, столице Испании, Тедесчини вдохновлял заговоры монархистов и давал указания попам, как бороться против республики. В своих выступлениях папа Пий XI клеветал на Испанскую республику, будто она устраивает «гонения на церковь». Папа был недоволен тем, что республика объявила (в 1936 г.) свободу совести, так как это лишило католическую церковь в Испании ее монопольного положения. Он резко выступил против изгнания из страны иезуитов, против отделения церкви от государства. Его очень беспокоила судьба церковных богатств: хотя «святой отец» и учит трудящихся, чтобы они не собирали себе сокровищ на земле, но сам он и его церковь держатся очень цепко за земные сокровища. Ватикан и церковь всячески клеветали на Испанскую республику, стараясь создать враждебное к ней отношение во всех странах.
Когда в 1936 г. начался, при активном участии церкви, мятеж генерала Франко, папа стал на сторону мятежников. Он вел некоторое время двойственную политику: опасаясь, что республика выйдет победительницей, он, признавая Франко и поддерживая его, одновременно вел переговоры с Испанской республикой.
Но он всецело стоял за генерала Франко и даже не протестовал против расстрелов мятежниками тех католических священников, которые стояли за республику.
Когда генерал Франко при помощи интервентов и англофранцузской буржуазии победил, церкви были возвращены все ее привилегии и богатства. Ныне она опять пользуется огромной властью в стране.
Папа и католическая церковь особенно ненавидят коммунистическую партию Испании, партию, которая беззаветно боролась и борется за дело народа.
В марте 1939 г., после победы генерала Франко, папа Пий XII послал ему приветствие и поздравил с победой. Он обратился по радио к испанским католикам с речью, призывая их к покорности реакционным генералам..
Отношение папства ко Второй империалистической войне
Церковь в каждой стране поддерживает империалистическую политику своей буржуазии, захват ею чужих стран, закабаление других народов. Захват колоний попы оправдывали тем, что он будто бы совершался ради насаждения в колониальных странах христианства, а не ради увеличения прибылей буржуазии. Церковь создала в колониях свои организации — религиозные миссии — якобы для «религиозного просвещения» туземцев. На самом же деле эти миссии помогают укреплять власть захватчиков-империалистов.
Папство никогда не стояло в стороне от империалистической политики буржуазии.
В марте 1929 г. во французском парламенте обсуждался вопрос об отпуске денег католическим религиозным миссиям французских колоний. Представителями правительства было указано, что эти миссии приносят большую пользу Франции — укрепляют власть французского империализма среди народов колониальных стран.
Папа римский благословил войну японского империализма против Китая, в частности захват Манчжурии. Папа помог и помогает английским и американским королям нефти в их заговорах против Мексики, которую империалисты хотят прибрать к своим рукам, чтобы беспрепятственно эксплоатировать ее естественные богатства. Католические попы в Мексике создавали вооруженные банды, спускали под откос поезда, разжигали и разжигают религиозный фанатизм и этим выполняли задания американских и английских империалистов.
Папа активно вмешался во вторую империалистическую войну, начатую империалистами в целях передела мира.
Как только война началась, империалистическая буржуазия повсюду развернула широкую пропаганду, стараясь обмануть народные массы относительно целей войны, чтобы скрыть ее грабительский характер. Англо-французские империалисты, например, с помощью продажных лидеров «социалистических» партий, лицемерно пытались тогда уверить мир, что они воюют ради «прав» малых народов и «защиты демократии».
Советский Союз, как только началась война, заявил, что он стоит на позициях нейтралитета. Мирная политика Советского Союза сорвала планы англо-французских империалистов — спровоцировать войну между СССР и Германией. «Советский Союз не пожелал стать орудием англо-французских империалистов в их борьбе за мировую гегемонию против Германии…»[79].
Империалисты хотели сделать Финляндию отправным пунктом нападения на СССР, на Ленинград. «Неоспоримые факты показали, что враждебность финляндской политики, с которой мы столкнулись осенью прошлого года, была не случайна. Враждебные Советскому Союзу силы подготовили против нашей страны и, прежде всего, против Ленинграда такой военный плацдарм в Финляндии, который при определенных, неблагоприятных для СССР внешних обстоятельствах должен был сыграть свою роль в планах антисоветских сил империалистов и их союзников в Финляндии»[80]. Красная Армия разбила эти планы поджигателей войны.
Как отнеслись церковные организации ко второй империалистической войне? Во всех воюющих странах духовенство стало на сторону своей буржуазии. Попы католические, протестантские, мусульманские, иудейские и др. стали уверять в один голос, что война — «от бога», «богом послана», что участвующие в войне выполняют завет бога и т. д. Князья церкви в Англии, во Франции и в других странах заодно со своими хозяевами и заодно с продажными лидерами «социалистических» партий делали все для затемнения сознания людей, для внушения им представления о святости и божественности войны, для того, чтобы скрыть истинный, то-есть грабительский, империалистический, характер войны. Князья церкви усилили свои нападки на СССР и активно участвовали в проведении классово-враждебной к СССР политики англо-французского блока.
Папа, как и буржуазия Англии и Франции, хотел, чтобы война была направлена против СССР. В своих выступлениях в роли «арбитра» между Польшей и Германией летом 1939 г. папа вел такую политику, какая диктовалась планами англофранцузского империализма: спровоцировать войну между Германией и СССР. Когда это не удалось и началась война между Англией, Францией и Германией, папа стал на сторону Англии и Франции.
Когда распалась панская Польша, Советский Союз протянул руку братской помощи трудящимся Западной Украины и Западной Белоруссии. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР вызвало бешенство реакционной верхушки католической церкви и папы: ведь панской Польше в планах империалистов отводилась роль плацдарма для войны против СССР. Папа, князья церкви в ряде стран и папская газета «Оссерваторе романо» стали выступать с клеветническими измышлениями о якобы начатых советской властью религиозных гонениях в западных областях Украины и Белоруссии. Это было сделано для того, чтобы натравить верующих людей на СССР.
Папа выставляет себя «сторонником мира». На самом деле политика Ватикана и римского папы в нынешней войне далеко не бескорыстная и «независимая»: папа римский с самого начала войны стал на сторону англо-французского империализма. И только после разгрома Германией Франции папа, оставаясь сторонником реакционного правительства Петэна во Франции (папа и князья церкви видят в правительстве Петэна спасителя от народного возмущения), стал в то же время нащупывать новую ориентацию. Она проводится под видом усиления папского «нейтралитета».
Империалисты Англии, Франции, Америки и других стран снабжали белофиннов оружием. Папа слал им деньги и травил СССР. Папская газета еще осенью 1939 г., когда велись переговоры между СССР и Финляндией, призывала последнюю не заключать соглашений с СССР, призывала финнов к войне. Когда же белофинны начали войну, римский папа выступал вместе со всеми реакционными антисоветскими элементами с бешеной травлей СССР и призывал к войне против СССР.
Римский папа помогал и помогает империалистам сколачивать антисоветский фронт. Установление близких отношений между президентом США и Ватиканом в конце 1939 г. тоже не в малой степени объясняется стремлением и папы и реакционной буржуазии США укрепить фронт реакции.
Таким образом, и в условиях войны папа продолжает свою старую политику вражды к коммунизму и к СССР.
Нынешний папа Пий XII (Евгений Пачелли, избран папой 2 марта 1939 г.) родился в 1876 г. Он прошел большую школу иезуитской папской дипломатии: с