который в эпоху не» престанных гражданских войн, грабежей и конфискаций защищал владения церкви от насилий. Мелкий люд находил выгодным уступить свое земельное владение церкви, если за ним оставлялось право пользования владением за умеренную арендную плату.
Однако благочестивым попам всего этого было еще мало. Угрожая вечным адом, они буквально выжимали все большие дарения… Выманивались и незаконные дарения в надежде на то, что церковь, помимо ее судебных привилегий, найдет достаточно других путей, чтобы обойти правосудие… Для мошеннического выкачивания богатств в пользу церкви пользовались обманом, жульническими трюками, явлениями усопших, особенно святых, и, наконец, и даже главным образом, подделкой документов… Сам папа Иоанн VIII старался приобрести владения монастыря Сен-Дени около Парижа при помощи документа, подложность которого была ему известна…
Нас не должно поэтому удивлять, что земельные владения церкви, нахватанные при помощи дарений, вымогательств, обманов, плутней, подлогов и других способов уголовного характера, приняли в течение немногих столетий прямо колоссальные размеры. Монастырь Сен-Жермен де Прэ, ныне расположенный в черте Парижа, владел в начале IX века земельной собственностью в… 429 987 гектаров, с годовым доходом в 1 миллион франков = 800 000 марок… владения монастырей Сен-Дени, Люксейль и Сен-Мартен в Туре в это приблизительно время… составляли 810 000 гектаров с доходом в 11/2 миллиона марок» [7]. Церковные владения в Галлии к концу VII в. составляли не менее трети общей площади земли.
Еще в XVI в. «богатства французской церкви… были чрезвычайно велики. Ее доходы достигали двух пятых всех государственных доходов. Чтр касается недвижимости, принадлежавшей церкви, то она охватывала, по некоторым данным, одну четверть обработанной земли»[8]. В Англии монастырям принадлежало от одной трети до одной пятой всей земельной площади. Колоссальные земельные богатства были у монастырей и епископов в Германии и в других государствах. Монастыри владели крепостными крестьянами и эксплоатировали их еще более жестоко, чем помещики.
Чтобы не допустить дробления церковных богатств и ухода их на сторону, при папе Григории VII (конец XI в), было введено безбрачие (целибат) католического духовенства: духовенство не должно иметь семьи и детей, которые могли бы получить в наследство церковное имущество. Позднее церковники стали объяснять безбрачие духовенства «нравственными соображениями», стремлением к «чистой жизни», к «воздержанию». Объяснение целибата «нравственными» мотивами — ложь и лицемерие. Монастыри, мужские и женские, всегда славились как очаги пьянства и разврата, а духовенство нигде и никогда не отличалось «воздержанностью» и благочестивым образом жизни.
Над всей огромной церковной организацией стоял римский папа. Европа в средние века была раздроблена на множество мелких государств. Франция, Германия, Англия и др. не представляли собой единых централизованных государств, а состояли из множества княжеств, графств и герцогств. Центральная императорская и королевская власть была очень слаба. Одна лишь католическая церковь была в то время сильной международной организацией, со строго централизованным аппаратом, подчиненным папе. Католическая церковь, во главе с папой, была интернациональным центром феодальной системы.
Из всех стран Европы в папскую казну текли большие средства от монастырей, епископств и правительств. Папы продавали епископские и другие доходные церковные должности (бенефиции), что также приносило немалый доход. Они придумали продажу особых листков отпущений грехов. Можно было купить за деньги отпущение не только уже совершенных грехов, но и будущих. Убийца, разбойник, вор могли за деньги купить «отпущение грехов» (индульгенцию), т. е. религиозное оправдание своего преступления. Была составлена такса отпущения грехов: за убийство отца — одна плата, за убийство жены — другая, за разврат — третья и т. д.
Индульгенции, в виде напечатанных листков, развозились монахами и папскими агентами для продажи, причем нередко папы отдавали продажу индульгенций на откуп банкирским конторам. В Германии, например, в начале XVI в. индульгенции продавал монах Тецель. С ним ездил представитель банкирского дома Фуггеров, который забирал вырученные за индульгенции деньги. Половина этой суммы отправлялась в Рим, другая половина шла Фуггерам в погашение долгов церкви.
Но и этого было папам мало. Папа Бонифаций VIII провозгласил 1300 год «юбилейным» и объявил, что всякий, прибывший в этом году в Рим на 15 дней, очищается от всех грехов. Некоторые определяют число посетивших Рим в «юбилейный» год до двух миллионов человек. «Небольшой дар каждого в общем должен был образовать огромную сокровищницу. Два священника днем и ночью с граблями в руках, не считая, сгребали серебро и золото, приносимое на алтарь святого Петра»[9]. Опыт с первым юбилейным годом пришелся папам по вкусу. Вскоре было установлено празднование юбилейного года раз в 50 лет. Затем — каждые 33 года, наконец — каждые 25 лет. Юбилейные годы устраиваются папами и в настоящее время. Последний юбилейный год был в 1933/34 г. Ныне это не только средство привлечения молящихся в Рим и источник наживы для церкви, но и повод для усиления реакционной деятельности папства, в частности для антикоммунистической и антисоветской пропаганды.
Папская курия (двор) занималась банковскими и торговыми операциями — вела крупную торговлю квасцами, солью. Монастыри вели большую торговлю «святынями», «мощами», фабриковали «чудеса».
«Святой город» Рим — местопребывание пап — пользовался незавидной славой. Один из видных борцов против папства в Германии — Ульрих фон-Гуттен в своей сатире против Рима «Вадискус, или Римская Троица» (написана в 1520 г.) писал: «Три вещи приносят с собой странники из Рима: нечистую совесть, расстроенный желудок и пустой кошелек… Тремя вещами торгуют в Риме: Христом, священническими местами и женщинами… Три вещи ценятся особенно дорого в Риме: женская красота, превосходные лошади и папские грамоты… Три вещи часто встречаются в Риме: чувственные наслаждения, пышные одеяния и высокомерие… Тремя вещами занимаются праздные люди в Риме: прогулками, блудом и пирами… Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием… Три вещи в избытке в Риме: проститутки, священники и писцы…»
Христовы наместники
Уже в IX в. церковь стала учить о непогрешимости пап. Но история папства свидетельствует совсем не о праведной жизни христовых наместников. Приведем несколько примеров.
Папа Сергий III (904–911 гг.) «…начал свою папскую деятельность тем, что распорядился задушить своих двух предшественников, насильственно свергнутых с папского престола и брошенных на пожизненное томление в тюрьму. Официально убийство было совершено «из жалости к обоим бывшим папам», ибо «моментальная смерть менее страшна, чем долгое пожизненное заключение в темнице». Сам Сергий, представляя собою тип преступного развратника, открыто жил с… пресловутой Мароцией («Маруся»), которая и родила от него сына, ставшего впоследствии папою, под именем Иоанна XI»[10]. Богатая, влиятельная римлянка Мароция (как и ее мать Феодора) возводила на папский престол своих друзей, любовников, родных и устраивала убийства неугодных пап. Мароция организовала убийство папы Иоанна X (жившего с ее матерью Феодорой). Сын ее — папа Иоанн XI вместе с матерью был арестован своим братом Альберихом. Сын последнего Октавиан стал папой в 18 лет, под именем Иоанна XII. «Внук развратной Мароции был столь же порочен, как и его бабка, и летописцы подробно рассказывают, как Октавиан (или Иоанн XII) превратил Латеранский дворец в публичный дом, как прятались от него добродетельные женщины, сколько он имел замужних любовниц, какие устраивал оргии, как он пил за здоровье сатаны, за процветание Венеры, как он рукоположил в конюшне своего любимца в епископский сан, сколько им было продано священнических должностей и многое другое в этом роде»[11]. На этом роль семьи Мароции в истории папства не кончилась. Сын сестры Мароции (Феодоры Младшей) Кресценций велел удавить папу Бенедикта VI и посадил на папский престол своего человека — под имейем Бонифация VII (в 974 г.). В это время кроме него были еще двое пап. Тот же Кресценций в 984 г. велел замучить папу Иоанна XIV. После него папа Иоанн XV тоже находился во власти этого племянника Мароции. После смерти Иоанна XV германский император Оттон III посадил на папский престол своего человека — Григория V (в 996 г.), Кресценций же (в 997 г.) одновременно назначил папой своего ставленника под именем Иоанна XVI. Тогда (в 997 г.) Оттон появился в Риме, обезглавил Кресценция, а заодно казнил и папу Иоанна XVI. Рассказанное — лишь незначительный эпизод из истории преступлений, совершавшихся вокруг папского престола.
О нравственном облике пап французский философ XVIII в. Гольбах писал: «Мы видим, что папа Формоз объявлен после смерти еретиком, а труп его выкопан, чтобы предстать перед судом и быть выброшенным на живодерню по распоряжению его преемника. Мы видим, например, как Бонифаций VIII обманывает ночными видениями и мнимыми божественными предостережениями своего глупого предшественника, Целестина, которого он старался таким образом побудить уступить ему место. Мы видим, что Лев X открыто смеется над этой прекрасной сказкой о «Христе», которая принесла столько денег римской церкви. Такова была вера многих из этих людей, руководивших делами веры, претендовавших на верховенство над соборами, хладнокровно присуждавших еретиков к сожжению на костре…» [12].
Папа Иоанн XII был обвинен церковным собором в убийстве, святотатстве и кровосмесительстве. В XI в. одно время на папском престоле одновременно были трое пап. Германский император Генрих III предпринял поход на Италию, сместил всех троих и назначил папой одного немецкого епископа. И до этого события и после были периоды, когда за папский престол дралось несколько претендентов.
В начале XIV столетия французский король Филипп IV взял в плен папу Бонифация VIII. Новый папа — Климент V был ставленником французского короля. При нем местожительство пап было перенесено (в 1309 г.) из Рима в Авиньон (Франция), где папы были фактически в плену у французских королей. Это «вавилонское пленение» пап продолжалось до 1373 г. В 1378 г. было сразу избрано двое пап — итальянец Урбан VI и француз Климент VII. Оба они отлучили друг друга от церкви и объявили один другого антихристами. Для решения возникших споров в 1409 г. был созван церковный собор (в городе Пизе). Собор низложил бывших тогда двоих пап и избрал нового (Александра V). Низложенные не захотели подчиниться решению собора, и на папском престоле одновременно оказалось трое «непогрешимых» пап. Новый церковный собор (в городе Констанце в 1414–1418 гг.) низложил всех троих и выбрал четвертого папу (Мартина V).
В конце XV в. папский престол занял Александр VI (Борджиа). Он выделялся из среды других «непогрешимых» пап своей распутной жизнью.
Живший во второй половине XV в. секретарь римского сената С. Инфессура в своем дневнике пишет о папе Сиксте IV (был папой с 1471 г. по 1484 г.) следующее: «…12 августа, в четверг, в 5 часов ночи Сикст скончался. В этот счастливейший день всемогущий господь проявил свою силу на земле, освободив христианский народ от руки такого безбожнейшего и несправедливейшего владыки, не