знавшего страха божьего и не имевшего ни малейшей склонности к водительству христианским народом, ни сострадания и милосердия, но находившегося всецело во власти беса нечестивой чувственности, жадности, страсти к роскоши и пустого тщеславия, не имея ничего другого за своей душой.
Этот папа, как всем известно и как то подтверждают факты, был любителем мальчиков и повинен в содомском грехе.
Ведь всем известно, что он делал для мальчиков, услуживавших ему в его опочивальне: он не только доставлял им подарки в несколько тысяч дукатов[13], но он осмеливался возводить их в кардинальское достоинство [14] и одарять их бенефициями [15] епископатов. А ради чего другого, как говорят, он возлюбил графа Джироламо и его родного брата францисканца Пьетро Риарио, впоследствии кардиналаСанто Систо, как не из-за содомского греха? А что я должен сказать о сыне его цырюльника? Этот мальчик, не достигший еще двенадцати лет, был неотступно при папе Сиксте IV; он наградил его чудовищным богатством, щедрыми бенефициями и, как говорят, крупным епископатом. Затем, как рассказывают, он хотел, вопреки всем правилам и справедливости, возвести этого мальчика в кардиналы…
Церковь обожествляла пап.
Старинная католическая икона, на которой изображен один из самых распутных пап — Александр VI Борджиа (второй слева), благословляемый богом
Этот папа был необычайно жаден…
Между прочим, должности распродавались, невзирая на нравственную жизнь получавших бенефиции, были ли таковые хорошего или дурного поведения, достойны или недостойны должности; образованны или необразованны. Бесчисленно продавал он также кардинальские и епископские звания…
Этот папа, чтобы собрать еще больше денег, растрачиваемых им на ведение войн и на роскошную жизнь, придумал несколько новых, доселе неизвестных… должностей для продажи, назвав их турецкими именами, как-то: страдиоты, янычары, мамелюки. Последние как должностные лица исполняли какие-то обязанности при курии и извлекали из этого доходы…
Этот папа наложил на граждан новые налоги с пищевых продуктов… Этот папа, дабы добыть деньги во время своего папства, все время поддерживал в Риме голодное состояние. Во время жатвы он скупал во всех областях церковного государства зерновой хлеб по цене один дукат за руббио[16], а иногда еще менее того. А затем по случаю войны, которую он сам затевал в страдную пору жатвы, или в результате вывоза хлеба из Рима и его окрестностей, на основании выдаваемых им же разрешений подкупавшим его генуэзцам, он начинал продавать хлеб по четыре и пять дукатов. Точно так же он весьма часто закупал в различных местах Сицилии и у неаполитанского короля Ферранте за малую цену гнилое и прелое зерно, которое затем свозили в… городской зерновой склад, и потом распределял его бедному люду по цене не меньшей, как три дуката за руббио… Хлеб же, выпекавшийся из названного зерна, был темный, вонючий и противный. Но в силу нужды люди ели его, и по сей причине в городе происходили болезни.
Этот папа свел все наказания за различного рода преступления к денежным штрафам, так что, если кто-либо, заслуживая быть сожженным на костре, уплатил известную сумму денег, то отпускался на свободу.
…Порок жадности настолько владел им, что, если папская палата задолжала кому-либо какую-нибудь сумму или он сам обещал уплатить долг, он нисколько не стыдился отказаться от этого и не сдержать своего слова. Между прочим, он отказывался от обязательств, высказанных им публично, что можно доказать многими примерами…
Этот папа был врагом всех образованных и честных людей; по душе ему были только дурные. По этому поводу было составлено, неизвестно только кем, много стихотворений, вроде следующих:
Прелюбодеи, сводники, блудницы и доносчики, Стекайтесь в Рим скорей, здесь вы будете богаты!..
Что еще можно сказать о его постоянстве? Об этом достаточно говорят заключавшиеся им соглашения: сегодня с неаполитанским королем, завтра с Венецией, затем с другими государствами. Помимо других его пороков он отличался исключительной жестокостью. В последние месяцы его жизни было два таких случая: двое солдат, стоявших на охране папского дворца, воспылали таким гневом и ненавистью друг против друга, что решили состязаться между собою до смерти, что… называется… по-латыни дуэлью. Оба противника условились, что эта борьба произойдет между ними за городом.
Когда папа узнал об этом, то приказал, чтобы это состязание имело место на площади св. Петра, вблизи лестницы его дворца; он хотел созерцать это состязание и приказал не начинать борьбы, пока он не появится у окна. Когда он появился и увидел, что оба приготовились к состязанию, то простер руку, сотворил крестное знамение и преподал им благословение; после сего он дал им разрешение приступить к состязанию. Оба бросились друг на друга, и бились, пока один не, пал мертвым, другой же скончался от ран… Аналогичное зрелище доставляло ему постоянное удовольствие, и он не упускал случая лицезреть жестокости. Ведь мы знаем, сколько народа погибло в боях и сражениях, которые он вел за время своего папства, сколько умерло от ран, сколько женщин и девушек, вынужденных голодом, в Ферраре и во время войны против Флоренции сделалось блудницами…
…Да сохранит нас всемогущий бог от всех зол, которые причинил нам папа Сикст, и да не совершится по смерти его с нами что-либо худшее. Аминь» [17].
«Я — папа». Французская средневековая карикатура на папу Александра VI
Таковы были многие из тех, кто сидел на папском престоле. Такие были не исключением, а правилом. Папский престол можно было купить за деньги, подкупив кардиналов при выборах.
Когда в 1492 г. Родриго Борджиа, будущий папа Александр VI, выставил свою кандидатуру на пост главы церкви, он получил всего 7 голосов из 23. Чтобы получить большинство, он обещал кардиналам подарки — одному богатый замок, другому доходное место, третьему деньги и т. д. При втором голосовании он был единогласно избран папой.
В Ватикане. Немецкая карикатура XVI в. на жизнь папского двора при Льве X
Германский император Максимилиан I в начале XVI в., во время болезни папы Юлия II, сам захотел стать папой. Ему только нужно было 300 тысяч дукатов для подкупа кардиналов. Он был настолько уверен в своем избрании, что писал своей дочери (18/IX — 1511 г.): «Я уже обрабатываю кардинальскую коллегию, и мне удастся добиться успехов, если я получу 200–300 тысяч дукатов». Письмо подписано: «Писано рукою вашего дорогого отца, будущего папы»[18]. Максимилиан не смог получить денег для подкупа кардиналов, и поэтому его затея провалилась: он не стал папой. Поскольку деньги играли огромную роль и в избрании пап, и во всей их деятельности, папы были тесно связаны с банкирскими домами, а часто и зависимы от них. Крупнейший банкирский дом Фуггеров в Германии влиял на выборы пап.
Мы говорим о папах — высшей власти церкви. Распущенность, разврат, паразитизм царили не только в Риме, в дворцах «наместника Христа», но и во всех слоях духовенства.
«Фуражировка» монастыря. Средневековая карикатура на жизнь в монастырях
О епископах Франции в XI в. историк Шарль Пти-Дютайи пишет: «…аббатства, епископства и даже архиепископства оказались большей частью в руках прелатов, которые вели себя, как беспутные мелкие феодалы. Во времена Филиппа I епископом Бовэ был человек безграмотный и развратный…
Анжеран, епископ ланский, догматы веры обращал в темы для шутовства; Пон, аббат Сен-Медарда в Суассоне, грабил свое аббатство; аббат Сен-Дени Ив подвергал пыткам тех, кто доносил о его оргиях; Маннасей, архиепископ реймский, был человек неотесанный, больше занимавшийся охотой и разбоем, чем священнослужением… Эти скандальные прелаты в свою очередь продавали церковные должности, которыми они могли располагать, и не помышляли, конечно, требовать от священников и монахов чистоты нравов, которой у них самих не было»[19].
О нравах, царивших в монастырях Фландрии и Лотарингии, историк Пиренн пишет, что монастыри «скорее походили на феодальные резиденции, чем на монашеские обители… Немало аббатов отличалось от светских людей лишь своей тонзурой. Большинство их было женато и жило в монастырях вместе с женами и детьми, проводя свои дни в попойках и принимая участие в военных состязаниях живших поблизости рыцарей. Монахи, разумеется, следовали их примеру. Обеты бедности, послушания и целомудрия стали мертвой догмой; евангелие сделалось предметом грубых насмешек… Некоторые случаи с полной очевидностью показывают, какое варварство царило тогда среди черного духовенства. Так, например, в Лоббе аббат Эрлуин, стремившийся восстановить дисциплину и желавший продать несколько урожаев для покрытия огромных долгов, был схвачен ночью монахами, которые вырвали ему глаза и язык и бросили его замертво»[20].
Крестовые походы
В феврале 1930 г. римский папа Пий XI обратился к духовенству и верующим с призывом к «крестовому походу» против СССР. Этот призыв послужил началом широкой антисоветской кампании во многих странах, которая, по расчету организаторов этой кампании, должна была облегчить империалистам подготовку войны против СССР.
Идею «крестового похода» Пий XI заимствовал из арсенала средневековья. С конца XI в. по конец XIII в. по призыву пап был организован ряд военно-колонизационных походов на Восток, которые получили название «крестовых походов». Согласно заявлениям пап, церковных проповедников и реакционных буржуазных историков, крестовые походы устраивались будто бы в целях «освобождения гроба господня» в Иерусалиме, находившемся тогда под властью турок.
На самом же деле крестовые походы были военно-грабительскими походами на Восток, и вовсе не борьба христиан с мусульманами, с «неверными», лежала в их основе.
В крестовых походах принимали участие различные классы тогдашнего общества: крупные феодалы (короли, князья, бароны, герцоги), стремившиеся к завоеванию новых богатых земель и к увеличению доходов, мелкие рыцари (дворяне), шедшие в крестовые походы с целью грабежа и захвата земель и крепостных крестьян. Многие из них рассчитывали за участие в походах освободиться от долгов. В крестовых походах приняли участие и массы забитого и задавленного крепостным гнетом крестьянства, положение которого тогда было исключительно тяжелым. Уходя в походы, они рассчитывали освободиться от крепостнического гнета, убежать от своих владельцев, найти свободу (крепостные, отправлявшиеся в поход, освобождались от крепостной зависимости). Крестовые походы поддерживались и субсидировались торговыми городами Италии (Венецией, Генуей и др.), рассчитывавшими с помощью крестоносцев[21] завоевать для себя торговые пути на Восток.
Крестовые походы, принесшие церкви огромные богатства, способствовали поднятию религиозного фанатизма среди населения. Папы устраивали специальные денежные сборы и ввели даже налоги на организацию крестовых походов, а имущество невернувшихся участников походов поступало в собственность церкви. Таким образом, крестовые походы, вдохновляемые и организуемые папами, поднимали политический вес папства и послужили новым источником увеличения богатств и усиления влияния церкви. Активное участие в крестовых походах принял деклассированный сброд: босяцкие и уголовные элементы, искавшие возможности пограбить.
В 1095 г. папа Урбан II на церковном соборе в Клермоне призвал христианский мир к крестовому походу на Восток.
В 1096 г. начался первый крестовый поход. Неорганизованные толпы крестьян, бандитов-рыцарей и примкнувшего к ним уголовного сброда двинулись из Франции, Германии, Англии, Скандинавии,