Скачать:PDFTXT
Кто такие папы Римские. М. Шейнман

папской курии он писал:

«Огонь с небес тебе на косы, злая,

Падет: отвергнув желуди с водой,

В богатстве ты — народной нищетой,

В величии — злодейством промышляя.

Гнездо предательств, ты растишь, питая,

Все зло, что днесь разлито над землей,

Сыта вином, и ложем, и едой,

Бесстыдно тут всю похоть обнажая…»

Писатель Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.) бичевал распутство и жадность духовенства. Он писал, что ознакомление с жизнью римской курии и папства может лишь оттолкнуть от христианства. Вот, например, что увидел человек, поехавший в Рим, чтобы увидеть святейшего папу: «Все они вообще прискорбно грешат сладострастием не только в его естественном виде, но и в виде содомии, не стесняясь ни укорами совести, ни стыдом, почему для получения милостей влияние куртизанок и мальчиков было немалой силой. К тому же… все они были обжоры, опивалы, пьяницы, наподобие животных, служившие не только сладострастию, но и чреву… Все они были так стяжательны и жадны до денег, что продавали и покупали человеческую, даже христианскую кровь и божественные предметы, какие бы ни были, относились ли они до таинства или до церковных должностей»[42]. Другие писатели и поэты Италии XIV–XV вв. также клеймили пороки папства и высшего духовенства.

То же происходило и в Германии, где антицерковная и антипапская литература сыграла большую роль в подготовке реформации. Немецкий писатель Генрих Бебель (1472–1518 гг.) в своих сатирах осмеивает духовенство, его алчность, ханжество. О папском Риме он писал: «Наши говорят: когда кто-нибудь в первый раз посетит Рим, то познакомится:

Средневековая карикатура на монахов. Листовка времен реформации в Германии

«Папа — осел». Немецкая листовка-карикатура XVI в.

он с плутовством, в другой раз научится он плутовству и в третий раз принесет он плутовство и обман домой». Эразм Роттердамский (1467–1536 гг.) в своей знаменитой сатире «Похвальное слово глупости» называет богословов «смрадным болотом» и «ядовитым растением». О монахах он пишет: «Они навлекли на себя такую единодушную ненависть, что даже случайная встреча с монахом почитается за худую примету» [43].

О папах римских Эразм писал, что они живут в роскоши, обманывают народ чудесами и запугивают сказками о загробных муках, ведут войны, убивают своих ближних, занимаются интригами. У церкви, писал он, нет более зловредных врагов, «нежели нечестивые первосвященники». В начале XVI в. в Германии вышел анонимный памфлет «Письма темных людей» (авторы его — Крот Рубиан, Ульрих фон-Гуттен и др.), также являющийся острой сатирой на богословов, попов, монахов, папство.

Обширная сатирическая литература на духовенство, папство и монашество появилась в XV–XVI вв. во Франции. Деперье (1510–1544 гг.) в своем памфлете «Кимвал мира» высмеивал церковь, Ветхий и Новый завет и религию. Он считает, что одинаково бессмысленна всякая религия. Книга его была церковью признана еретической и приговорена к сожжению.

Французский писатель Рабле (1494–1553 гг.) в своей замечательной сатире «Гаргантюа и Пантагрюэль» ядовито высмеивает жадность, тупость, обжорство духовенства и нападает также на папу. Антиклерикальные и антипапские моменты имеются и в литературе других народов того времени. Несмотря на разгул инквизиции и папского террора, передовые люди разных стран, особенно в XIV–XVI вв., смело бичевали церковь и ее пороки.

Названные выше писатели явились представителями умственного движения, известного под названием гуманизма. Гуманистическое движение было связано с зарождением в недрах феодализма элементов нового, буржуазного общества. Зародившаяся в городах буржуазная культура начинает все больше противопоставлять себя феодальной культуре и ее высшему выражению — католической средневековой церкви. Новая, буржуазная культура носит не религиозный, а светский характер. Она активно выступает против церкви и ее всеобщего господства. Энгельс писал, что в средние века «…церковь являлась наиболее общим синтезом и санкцией существующего феодального строя». «Для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, с них нужно было совлечь ореол святости»[44]. Церковь благословляла господство феодалов над крестьянскими массами. Она утверждала, что господство королей, князей, епископов — от бога, что» такие же феодальные порядки, какие существовали тогда на земле, существуют и на небе. Поэтому борьба народившейся буржуазии, крестьянства, городских ремесленников и бедноты против феодальных порядков требовала уничтожения ореола святости и божественности, который церковь создала вокруг феодальных порядков. Борьба против церкви в то время была борьбой против тех общественных порядков и общественного строя, который церковь обожествляла и неразрывной частью которого она сама была.

Варфоломеевская ночь. С картины художника Ф. Дюбуа (1543–1614)

Варфоломеевская ночь. Фреска. Рим, Ватикан

«Ясно, что при этих условиях все носившие общий характер нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные, социальные и политические учения должны были представлять из себя одновременно и богословские ереси» [45].

«Народ вырывает ключи Петра у недостойного». Сатира на папу времен реформации XVI в. в Германии

Под видом ересей происходила классовая борьба крестьян за свободу, борьба городов против феодалов, борьба целых народов против высасывавшего из них все соки папского Рима. Борясь огнем и мечом против этих ересей, церковь выступала прежде всего за сохранение своей власти, за сохранение феодального строя, при котором она обладала наивысшим могуществом.

Еретические движения увлекли различные слои населения: князей, дворян, население городов и крестьянство.

В Германии, например, в XVI в. ненависть всего народа, в том числе и дворянства, была направлена против духовенства. «Привольная жизнь откормленных епископов, аббатов и их монашествующей армии вызывала зависть дворянства и негодование у народа, который должен был расплачиваться за нее, и это негодование было тем сильнее, чем более противоречила эта жизнь их проповедям»[46].

Дворяне, выступая против церкви, имели в виду забрать у духовенства его огромные земельные богатства. «Ересь городов… была направлена главным образом против попов, на богатства и политическое положение которых она и нападала». Буржуазия требовала дешевой церкви, выборных попов, которые вели бы скромный образ жизни, и устранения господства римского папы. Это движение представляли Арнольд Брешианский в Италии, Джон Виклеф в Англии, Гус в Чехии, альбигойцы во Франции.

Наиболее массовый и революционный характер носили плебейские ереси — городских низов и широких масс крестьянства. Крестьянские массы и низы городского населения требовали не только уничтожения паразитствующей церкви, но и установления равенства в обществе. Они требовали уничтожения господства помещиков над крестьянами, отмены привилегий дворян и богатых слоев городского населения. Наиболее революционные группы, например Томас Мюнцер и его последователи в Германии, требовали имущественного равенства. Политическая программа Мюнцера «была очень близка к коммунизму» (Энгельс)[47].

Тайна исповеди. Голландская карикатура конца XVI в.

Папство и церковь ожесточенно выступали против еретических движений. Особенно жестоко церковь расправлялась с плебейскими, народными движениями, и для борьбы с ними она объединялась с феодалами, князьями, дворянами и городской буржуазией. Церковь устраивала крестовые походы против еретиков и предавала огню и мечу цветущие области (например в Южной Франции).

В 1143 г. население Рима (столицы папского государства) восстало против власти папы. В городе была провозглашена республика во главе с выборным сенатом. Против республики объединились папа, феодалы и зажиточные слои города. В одном из столкновений папа Луций II, возглавлявший отряд из дворян и богатых купцов, выступивших против сената, был убит. Новый папа призвал на помощь германского императора. В этой борьбе римского населения против папы большим влиянием пользовался Арнольд Брешианский. Он выступал против светской власти пап и требовал отказа церкви от земельных богатств. Арнольд Брешианский был схвачен войсками германского императора Фридриха Барбароссы и выдан папе. Благочестивые палачи задушили его, а труп сожгли на костре (в 1155 г.).

Голландская карикатура на средневековое папство

В начале XIV в. в Италии началось крестьянское движение Дольчино, которое церковь объявила «еретическим». Восстание возглавлялось сектой «апостольских братьев», проповедывавшей общность имущества. Эта секта привлекла к себе сторонников из среды крестьянства, городских рабочих и ремесленников. Руководитель движения — Сагарелли был схвачен пармским епископом и сожжен как еретик (в 1300 г.). Его преемник — Дольчино учил, что богатствооснова зла, и призывал истребить духовенство и богачей; только тогда восторжествует справедливость. Дольчино возглавил крестьянское восстание против монастырей и феодалов. Папа Климент V организовал крестовый поход против крестьян. Движение было разгромлено, а Дольчино казнен после ужасных истязаний (в 1307 г.).

Церковь душила и преследовала мыслителей, борцов за счастье человечества, борцов против тьмы и невежества. В 1599 г. итальянская инквизиция бросила в тюрьму замечательного мыслителя, борца за «освобождение бедных и слабых от тирании властителей», провозвестника коммунистических идей, Фому Кампанеллу. Его обвиняли в том, что он боролся за счастье угнетенных и порабощенных и «пытался дать людям законы выше христианских», и в том, что он отвергал религиозное вероучение и считал церковь «тенетами, назначение которых держать народ в повиновении». Его обвиняли в том, что он — против бога, церкви и папы римского, что он отвергал таинства, считая их измышлением людским и «пустой безделкой», отвергал существование бесов, ада, рая, чудес и т. д. 27 лет мучили попы своего пленника в застенках инквизиции.

Монета, вычеканенная гуситами в память сожжения Гуса

В Чехии в конце XIV в. и начале XV в. началось массовое движение крестьян против феодальной эксплоатации церкви и помещиков. Движение, направленное против крупных помещиков и князей, приняло национальный, антикатолический и антинемецкий характер, так как в Чехии феодальная и католическая знать состояла преимущественно из немцев.

Национальное движение чехов возглавил профессор пражского университета Ян Гус. Гус выступал против католической церкви, ее обрядов, индульгенций, против жадности духовенства, требовал отнятия у церкви ее земель. Он призывал к созданию независимой от Рима чешской церкви с богослужением на чешском языке. Гус называл папу «антихристом». Пропаганда Гуса имела огромный успех в народных массах. Папа объявил Гуса еретиком и отлучил от церкви. В 1414 г. он был обманным образом завлечен на церковный собор в Констанцу, где, несмотря на выданную ему германским императором Сигизмундом охранную грамоту [48], был брошен в тюрьму и сожжен на костре (6 июля 1415 г.).

Через год попы убили сподвижника Гуса — Иеронима Пражского.

Разгром крестоносцами города Безье во Франции

После сожжения Гуса народ Чехии поднялся против католической церкви и князей. Крестьяне захватывали церковные земли, изгоняли попов-католиков. Богослужения стали совершать на чешском языке. Левое крыло гуситского движения (табориты) составляли ремесленники, крестьяне и городская беднота. В 1420 г. папа Мартин V объявил крестовый поход против гуситов. На призыв папы в Чехию стали стекаться вооружённые банды рыцарей, епископов, князей, движимых ненавистью к народным массам и искавших возможности пограбить.

Папа и германский император организовали с 1420 г. по 1431 г. пять походов против гуситов, но не смогли их сломить. Разгрому таборитов (в 1434 г.) способствовал разлад в их собственной среде.

Народные движения против церкви не раз имели место и во Франции. И здесь под религиозной оболочкой скрывалась борьба крестьянства и городской бедноты против феодального гнета.

В начале XIII в. папа Иннокентий III организовал крестовый поход

Скачать:PDFTXT

Кто такие папы Римские. М. Шейнман Католицизм читать, Кто такие папы Римские. М. Шейнман Католицизм читать бесплатно, Кто такие папы Римские. М. Шейнман Католицизм читать онлайн