против Южной Франции для истребления ереси альбигойцев. Посланные папой банды крестоносцев превратили цветущую страну в развалины, устраивая в захваченных городах поголовную резню населения. Папа обещал крестоносцам прощение грехов за участие в походе против Южной Франции. Папские разбойники не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. При взятии города Безье рыцари римского папы убили в церкви Магдалины семь тысяч человек. Сотни людей были заживо сожжены на кострах.
Когда у папского представителя Арно Амальрик, руководившего расправой над жителями города Безье, крестоносцы спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Бейте всех подряд. Господь на небе узнает своих». Через несколько лет при взятии крестоносцами города Марманда, по свидетельству современника, «были перебиты все горожане с женами и маленькими детьми, всего до пяти тысяч человек» [49].
В расправе над населением Южной Франции особенной жестокостью отличился монах Доминик, впоследствии объявленный церковью «святым».
Гельвеций, знаменитый французский мыслитель XVIII в., в своей книге «О человеке» (впервые была напечатана в в 1773 г.) сообщает со слов английского посланника в Савойе следующие сведения о расправе католического воинства с сектантами-вальденсами во Франции в середине XVI в.: «Никогда христиане не совершили стольких жестокостей по отношению к христианам. Бородам (так называли священников этого народа) отрубали головы, их варили, их ели. Булыжниками распарывали живот женщинам до пупка. У других отрезали груди, их жарили на огне и потом ели. У других жгли срамные части; их вырывали и на их место клали горящие уголья. У иных вырывали щипцами ногти. Полумертвых людей привязывали к хвосту лошадей и волочили в таком положении по скалам. Наиболее легкая из казней заключалась в том, что людей сбрасывали с крутой горы, с которой они падали часто на деревья, на которых повисали и погибали от голода, холода или ран. Некоторых разрубали на тысячи кусков, которые разбрасывали по полям… Католики разрывали собственными руками на части детей, которых они вытаскивали из колыбели, они жарили живьем маленьких девочек и ели их. У иных они отрезали носы, уши и другие части тела. Иным они наполняли рот порохом и поджигали его. У некоторых они сдирали с живых кожу… у других они вырывали мозг, варили и жарили его и потом ели, Наиболее легкими мучениями было, когда у вальденсов вырывали сердце, когда их сжигали живыми, рубили на тысячи кусков и топили их… Во всех долинах валялись трупы и умирающие. Альпийские снега были окрашены кровью. Здесь валялась отрезанная голова, там туловище, ноги, руки, внутренности и трепещущее сердце» [50].
Таковы были деяния католической церкви, ее вожаков, ее «ревнителей». Таковы «мораль» и «милосердие», которые воспитывает всякая церковная организация!
В Англии крестьянские движения против помещиков были направлены одновременно и против помещиков в рясах, против церкви, монастырей. Борьбу с церковным землевладением поддерживали и дворяне и короли, стремившиеся захватить себе земли монастырей и, освободившись от церковной опеки Рима, иметь свою церковь, которая зависела бы только от господствующих классов в Англии.
В середине XIV в. началось движение против папы в Англии. Возглавивший это движение Джон Виклеф выступал против платежей папе. Он писал, что у церкви слишком много богатств, и требовал церковных реформ — упрощения богослужения, уменьшения числа обрядов, введения богослужения на английском языке, отмены индульгенций.
Во время начавшегося в 1381 г. в Англии восстания крестьян во главе с Уотом Тайлером епископы и монастыри подвергались особым нападкам крестьян.
Наиболее грандиозные размеры борьба против католической церкви и папства приняла в Германии в начале XVI столетия.
Энгельс писал следующее о причинах ненависти к католической церкви в Германии: «Как над князьями и дворянством стоял император, так над высшим и низшим духовенством стоял папа. Как императору платили «сотую деньгу»…. имперские налоги, так и папе уплачивали общие церковные налоги, которыми оплачивалась роскошь римской курии. Ни в одной стране эти церковные налоги не взыскивались — благодаря могуществу и многочисленности попов — с большей добросовестностью и строгостью, чем в Германии. Особенно строго собирались аннаты при освобождении епископских кафедр. С ростом потребностей изобретались новые средства для добывания денег: торговля реликвиями, продажа индульгенций, юбилейные сборы и т. д. Таким образом, из Германии ежегодно текли в Рим огромные суммы денег, и возраставший, благодаря этому, гнет не только увеличивал ненависть к попам, но возбуждал и национальное чувство, особенно среди дворянства, в то время наиболее национального сословия» [51]. Высшее и, особенно, низшее дворянство, а также городская буржуазия рассчитывали поживиться за счет конфискации имуществ церкви. Они хотели также освободить германскую церковь от римской зависимости. Представителем этого лагеря был Мартин Лютер, выступивший сначала (в 1517 г.) против продажи индульгенций, но, втянувшись в борьбу с церковью, он выдвинул целую программу реформ церкви, включавшую требования: выборности духовенства, богослужения на немецком языке, освобождения от зависимости от папы, упрощения обрядов, дешевой церкви.
В чисто религиозных вопросах Лютер, в противовес католицизму, учил, что человек освобождается от грехов только верой, католическая же церковь учит, что человек освобождается от грехов верой и «добрыми делами», т. е. выполнением религиозных обрядов и таинств. Лютер считал, что источником истины является только «священное писание». Католическая же церковь учит, что источником истины является и «священное предание», т. е. решения соборов, пап, церкви. Лютер выступал за ограничение числа таинств (из семи он оставлял только два — крещение и причащение).
Все эти реформы, легшие в основу победившей в Северной Германии протестантской церкви, соответствовали потребностям народившейся буржуазии и делали церковную организацию зависимой не от Рима, а от господствующих классов самой Германии. Но Лютер был решительно против революционной борьбы народа за освобождение от власти феодалов. По мере того как в противоцерковную борьбу активно вступали широкие массы крестьянства и городского пролетариата, выдвигавшие политические и социальные требования, буржуазия стала выступать вместе с князьями и папой против народа. Тогда Лютер обрушил свой гнев не на князей и попов, а на крестьян. Он писал: «Их нужно бить, душить и колоть тайно и открыто, так же, как убивают бешеную собаку…»
Крестьяне в период реформации в Германии составляли вместе с городскими плебеями революционную партию. Они выступали не только против церкви, но и против всякой эксплуатации. В программе германских крестьян — «12 тезисах» — наряду с требованиями, чтобы попы избирались населением, чтобы они «чисто и ясно проповедывали святое евангелие, без каких-либо человеческих добавлений, измышлений и толкований», были выдвинуты требования против: налогов, требования отмены крепостного права, привилегий дворян (например права охоты) и др. «В писании значится, что мы свободны, и мы желаем быть свободными», — говорится в «Тезисах».
Восставшие в 1525 г. против князей и попов крестьяне захватывали монастыри, раздавали их имущество. В народе накопилось столько ненависти к попам и епископам, что порой выступления против церкви принимали характер выступлений против религии. Историк Крестьянской войны в Германии В. Циммерман (его книга впервые была издана в Германии в 1840 г.) сообщает, что при взятии крестьянами и горожанами 14 апреля 1525 г. Кемптенского монастыря «они пировали в монастыре, пока не съели и не выпили всего, что там было, потом они выказали всю свою ненависть к древним учреждениям; когда наступило время обедни, крестьяне пошли процессией с оружием, с хохотом и насмешками в монастырь, низвергли образа и нанесли величайшее оскорбление всему, что считалось священным. Они отпилили пилой голову прекрасной статуи Мадонны, разбили туловище, опрокинули и потом унесли купель, разбили ковчежец, кафедру и два органа…»
Циммерман сам был священником, и описанное им выше событие он представляет как «святотатство». На самом деле в описанных им фактах проявилась накопившаяся веками в народных массах вражда к церкви.
Крестьянская война в Германии закончилась поражением крестьян: дворянство, князья, духовенство, буржуазия городов объединились во вражде против революционного восстания крестьян и плебеев. Но и духовенство в результате этой войны сильно пострадало. «Принадлежавшие ему монастыри и учреждения были сожжены, его драгоценности разграблены, проданы за границу или пущены в переплавку, его запасы были съедены. Оно везде меньше всех могло оказывать сопротивление, и в то же время на него тяжелее всего обрушивалась вся сила народной ненависти»[52]. В результате поражения крестьянских восстаний и победы бюргерской реформации в Германии в XVI в. образовалась протестантская церковь, независимая от Рима и папства. Она поныне имеет миллионы последователей.
Борьба против католической церкви и папства в Англии в XVI в. закончилась отделением английской церкви от Рима и образованием англиканской епископальной церкви. Церковные и монастырские земли были захвачены английскими феодалами. Богослужение было переведено на английский язык. В принятом в 1571 г. «символе веры» англиканской церкви говорится, что учение римской церкви — заблуждение.
Реформация в XVI в. добилась больших успехов в Швейцарии, в скандинавских странах, в Голландии, в Дании. Католической церкви и папству был нанесен большой удар, от которого они больше уже не оправились, несмотря на усиление церковной контрреволюции со второй половины XVI в.
Мы привели лишь незначительную часть фактов о революционных выступлениях против папства и церкви. Вся история римской церкви, за все века ее существования, полна непрерывной борьбы народных масс против папства и церковных организаций. Эти движения церковь назвала ересями. В действительности это были не только религиозные движения, это прежде всего были социальные, общественные движения. В ересях в религиозной форме протекала борьба классов и главным образом — революционная борьба крестьян, ремесленников, городской бедноты против угнетателей и церкви, бывшей в лагере угнетателей.
Неправильны утверждения поповских историков, будто современная массовая борьба против религии и церкви во всех странах, в частности против папства, есть нечто совершенно новое и будто никогда в истории ничего подобного не было. Верно лишь то, что в той революционной борьбе, которую ныне во всех странах ведут трудящиеся за свое освобождение от власти капитала, в самых широких массах народа изживаются религиозные предрассудки и ныне речь уже идет не о замене одной религиозной организации другой, а об изживании и преодолении всякой религии, как идеологии, вредной для трудящихся.
Иезуиты и борьба с реформацией
Успехи реформации и народные движения против церкви напугали и папу римского и феодальный мир Европы. К середине XVI в. от католической церкви отпали: Англия, Шотландия, часть Германии и Швейцарии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии, и даже в папских владениях было много сторонников ереси, а среди духовенства были сторонники реформы церкви и папства.
Папа и верхушка церкви совместно со всей феодальной реакцией, напуганной ростом массового движения, объединились для расправы с гуманизмом и ересью. Идеи, которые выдвигали гуманисты и передовые люди, — первенство разума, свобода совести, свобода научного исследования, ограничение феодальной власти церкви и реформа церковной