и в сантерии) является Олодумаре, или Олорун. Он распределяет аше – великой силы – среди нижестоящих божественных существ, называемых «оришами». Верховный Бог Олодумаре считается слишком далеким от человечества, и никогда сам не помогает людям и не вступает с ними в контакт. Таким образом, ориши – посредники между богом и людьми.
Йоруба (а вслед за ними и лукуми) верят, что город Ифе, или Иле-Ифе, – это колыбель мироздания. Верховный правитель Ифе, которого называют Они Ифе, считается духовным владыкой всех йоруба. Сантеристы никогда не переставали почитать город Ифе. Например, рабы во время работы на плантациях часто пели песню со следующим текстом: «Пока тело мое увядает на Кубе, душа моя распускается цветами в Ифе»[15]. Со временем Ифе превратился в абстрактное, почти подсознательное воспоминание. Сегодня для сантеристов Ифе – некий метафизический символ. Сантерия формировалась под серьезным влиянием католицизма. При этом на первом этапе ее формирования включение в религию йоруба католических элементов было необходимым условием выживания культа Ифа на Кубе. Рабы сознательно «спрятали» своих оришей за фигурками католических святых, чтобы поклоняться им, делая вид, что на самом деле они поклоняются Богу испанцев. Мэгин Гонсалез-Випплер отмечает, что «…в попытках спрятать свою магическую и религиозную практику от глаз испанцев, они идентифицировали своих божеств со святыми Католической Церкви»[16].
Заметим, что Гонсалез-Випплер употребляет слово «идентифицировали». То есть, йоруба не просто формально приняли католических святых, но перенесли на них сущностные понимания своих божеств. С этим утверждением можно согласиться. Основанием для данной точки зрения служит факт пролонгации совмещенности двух пантеонов в условиях, когда это уже не требовалось. Скрывать и маскировать свою веру имело смысл лишь в тех условиях, когда за ее открытое исповедование могла последовать смерть отдельного индивида или запрет на поклонение богам всему сообществу. Но с 1880-х гг., с отменой рабства, эта необходимость отпала, а в XX в. исчезла полностью. Тем не менее, несмотря на изменение внешних условий, внутреннее наполнение сантерии осталось неизменным. Что мешало последователям сантерии «сбросить маску» и порвать с католичеством? Факты говорят о том, что это можно было сделать, но сделано не было. Причина неразрыва кроется в том, что к этому времени сантерия сформировалась как самостоятельное религиозное течение, которое могло существовать только в той синкретической конструкции, которая подразумевала сосуществование элементов древней традиции йоруба и католицизма.
Изначально слияние двух религий происходило на визуальном уровне. Сантеро Рауль Канизарес приводит историю, которую ему когда то рассказала его бабушка. В колониальную эпоху сантеро подарили церкви в городе Тринидаде огромную, дорогую статую св. Варвары. Приходской священник был счастлив получить такой подарок для церкви и распорядился, чтобы статую носили по городу во время праздничных парадов. Но он не знал, что сантеро тайно освятили статую, дав ей имя Шанго, и спрятали внутри нее некоторые ингредиенты, дающие изваянию силу. Когда это изображение св. Варвары / Шанго выносили на парад, почитатели сантерии могли публично поклоняться Шанго, а католические власти об этом даже не догадывались. Далее Канизарес так комментирует эту историю: «Не имеет значения, правдива эта история или нет. Главное, в ней говорится о том, что на ограниченной географической территории определенный ориша отождествлялся с определенным католическим святым сознательно и преднамеренно. Сантеро придумали такой шифр, чтобы иметь возможность выполнять свои религиозные обязательства, подразумевающие акты публичного поклонения»[17].
На наш взгляд, данная трактовка может быть соотнесена лишь с начальным этапом в истории сантерии, периодом ее становления. Именно тогда сознательное отождествление было ее основной характеристикой. Данное явление нельзя экстраполировать на все время существование сантерии. С этой точки зрения, мы можем выделить два основных этапа в развитии кубинской сантерии:
1. Период сознательного отождествления;
2. Период бессознательного отождествления.
Как показывает пример, приведенный выше, сантеристы использовали весьма нехитрые способы, чтобы продолжать поклонение оришам и своему Верховному Богу. Постепенно практически все ориши нашли своих «двойников» среди католических святых. Рассмотрим несколько примеров, чтобы понять, как на деле происходил процесс интеграции двух пантеонов. Для первого примера возьмем связку Шанго – св. Варвара. В табл. 1 приведены их основные свойства:
Таблица 1
Первое, что мы видим в результате сопоставления – чисто визуальное сходство: общая красно-белая гамма. По функционалу, на первый взгляд, между ними нет ничего общего. Тем не менее, основная функция Шанго – карать. Приведем цитату из описания этого ориша: «Шанго смотрит на действия своих людей внизу на земле и скор в наказании несправедливых и тех, кто не следует за религией или приносит не те жертвы. Он кидает смертельные молнии в этих людей. Он заставляет целые города взрываться, или он уносит их далеко в ужасных тропических штормах. Его сердитые слова заставляют целые деревья гореть, и его раздраженное фырканье создает штормовые ветра, которые охватывают все, что вызывает его недовольство»[18].
Таким образом, функционал Шанго полностью противоположен функционалу св. Варвары. Общее у них – фактор внезапности. Но если Шанго насылает внезапную смерть, то св. Варвара спасает от нее. На наш взгляд, именно это стало еще одной причиной совмещения двух рассматриваемых объектов.
Следующий пример – связка Ошоси – св. Себастьян. Обратимся к табл. 2:
Таблица 2
В данном случае по функционалу оба объекта практически равнозначны, так как охотник и солдат по роду своих занятий стоят достаточно близко, а в племенах разных народов эти занятия всегда были взаимозаменяемыми. Что же касается внешних признаков, то и здесь механизм слияния очевиден.
Возьмем третий пример: связка Ибейи – cв. Косма и cв. Дамиан (табл. 3):
Таблица 3
Опять же по внешним признакам в данном случае наблюдается полное совпадение. Что касается функций, то они также близки, хотя, как и в предыдущих случаях, возможно вторичны в процессе соединения.
Заметим, что не всегда сразу можно точно сказать, по какой логике шло объединение двух объектов. Так, св. Исидор Севильский считается покровителем учеников и студентов (учащихся). В сантерии ему соответствует Ориша Око, который в пантеоне отвечает за сельское хозяйство. Таким образом, наблюдается полное функциональное несоответствие. Обычное визуальное сопровождение ориша Око – сельскохозяйственный инвентарь, в то время как у Исидора Севильского – это посох и книга. Но если углубиться в биографию св. Исидора, то можно узнать, что он был автором раннесредневековой сельскохозяйственной энциклопедии. Этот факт сразу определяет многое.
Нет видимой связи и между оришей Орунмилой и св. Франциском. Первый в сантерийском пантеоне отвечает за судьбы людей, а второй считается в католической традиции олицетворением аскетического идеала и обладателя дара целительства. И здесь уже необходимо более тщательное изучение функционала Орунмилы, который помимо своих основных «обязанностей», обладает и еще некоторыми свойствами: «Он – ориша, который предсказывает будущее. Он отвечает за судьбу, и человека, и Ориша. Он невидимо присутствует при каждом рождении, так как он также наблюдает за беременностями и заботой, и ростом детей. Он знает, как использовать церемониальные и заживляющие травы и инструктирует людей об их использовании»[19].
В табл. 4 приводятся основные ориши и их аналоги в католицизме:
Таблица 4. Соотношение оришей и католических святых
Из табл. 4 видно, что по меньшей мере три сантерийских ориши имеют в качестве своего «двойника» Пречистую Деву Марию в разных ее ипостасях. Главным для католической Кубы является образ Пречистой Девы из Кобре, которая указом Папы Бенедикта XV в 1916 г. была провозглашена покровительницей осторова. Ее образ параллелен орише Ошун, которая в мифологии йоруба является оришей любви и рек. По мнению испанского исследователя И.И. Лоренс Алисии, данная параллель была проведена, исходя из цвета, с которым ассоциируется ориша Ошун, – медного: «Ошун соответствовала медь, поэтому в Новом Свете она синкритизировалась с Пречистой Девой из Кобре. На Кубе ее почитают в приходской церкви в деревне Вилья дель Кобре, которая располагается в местности, богатой медью»[20].
На наш взгляд, данный ассоциативный ряд является неверным. Во первых, цвет Ошун не медный, а желтый или янтарный, так как йоруба почитали ее как покровительницу золота. Во вторых, почитание Пречистой Девы из Кобре является не локальным явлением. Таким образом, должны быть другие причины, для того чтобы Ошун нашла свое отражение в столь популярной на Кубе ипостаси Девы Марии.
Жрец Ошун Баба Ошундия сообщает следующее: «Священные истории нашей традиции говорят, что Ошун – единственная из оришей, способная приблизиться к Олодумаре, доставляя молитвы, исходящие от людей к ушам создателя»[21]. Как видно, роль Ошун во многом схожа с ролью Девы Марии, которая в католицизме является наиболее почитаемой, к которой обращаются верующие. Можно предположить, что именно это послужило синтезу в данном случае.
Несколько проще провести параллели между оришей Обатала и Пречистой Девой Милосердия. В религии йоруба цвет Обаталы – белый. Имя этого ориши переводится как «король, одетый в белое». Обатала является оришей творения, мира и чистоты. Таким образом, на сугубо ассоциативном уровне данный ориша вполне соответствует образу Девы Марии. При этом следует учитывать, что Обатала – ориша как женского, так и мужского рода. Кроме того, в мифологии йоруба он является не просто покровителем какого-то дела или явления, но создателем Земли и скульптором человечества. Как отмечает кубинский антрополог Наталия Боливар, «…он милосердный и является сторонником мира и гармонии»[22].
Третий ориша, приведенный в списке и скрывающийся за образом Девы Марии, – Иемайя. Ему соответствует Пречистая Дева из Реглы. В данном случае соединение является следствием представлений йоруба о мистических свойствах Луны, которые подвластны Иемайе. Легенда о появлении образа Пречистой Девы из Реглы гласит следующее. Некоему епископу Сан Августину, который жил и умер в Африке в IV в., явился ангел и повелел вырезать из дерева образ Черной Девы. Ученик епископа спустя несколько лет вывез фигурку в Испанию, спасая ее от уничтожения язычниками. Во время морского пути судно выдержало все бури и штормы, в связи с чем со временем Дева из Реглы стала покровительницей рыбаков и моряков. На Кубе культ Девы из Реглы распространился в XVII в. после постройки одним богатым гаванским коммерсантом в местечке Caserio de Regla недалеко от Гаваны храма в ее честь. Пречистая Дева из Реглы быстро сыскала любовь чернокожего населения Кубы, это объясняется в первую очередь ее африканским происхождением. При этом образ Девы Марии из Реглы по своему уникален в том смысле, что синкретизация в данном случае происходила между двумя элементами, имеющими свои корни в Африке.
Возвращаясь к предложенной нами периодизации развития сантерии, заметим, что первый период ее развития не вызывает серьезных вопросов в плане механизма слияния элементов йоруба и католичества. На втором периоде следует остановиться подробнее. Каким образом в сознании людей могло произойти замещение прежних ценностей новыми, а главное, как в принципе был возможен подобный синтез? Латиноамериканский регион