Скачать:PDFTXT
Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней

жители горних пределов ответили бы единогласно: «С помощью Божией благодати мы боролись с искушениями и одерживали победы над диаволом».

Так что же такое искушение? Это уговоры злого духа, подталкивающие человека сделать то, что Бог запрещает, или не делать того, что Создатель нам советует и велит. Бог желает, чтобы мы утренние и вечерние молитвы отправляли на коленях и с почтением, чтобы по воскресеньям и праздникам присутствовали на богослужениях, чтобы любили всех людей (то есть и своих недругов), чтобы в положенные дни постились, чтобы старались познать и хорошо исполнять свои обязанности, чтобы с открытым сердцем прощали обиды, воздерживались от проклятий, от злословия о людях, от совершения безнравственных поступков. Он требует также, чтобы дети почитали своих родителей, а подчиненные – своих начальников. И если, несмотря на происки злого духа, вы не преступаете этих Божиих повелений, то не поддаетесь искушениям, а если следуете его наговорам, то искушение одерживает победу над вами. Хорошо во время искушения задать себе вопрос: «А был бы я в смертный час доволен, что последовал этому шепоту преисподней?»

Знаете ли вы, зачем сатана с таким упорством старается довести человека до грехопадения? Потому что хочет, чтобы создания выказывали свое пренебрежение Богу. Какое счастье, что Иисус Христос стал для нас образцом во всех жизненных ситуациях. Когда, к примеру, мы встречаемся с презрением – присмотримся к Нему, как Он идет перед нами с терновым венцом на голове, как Его одевают в багряницу и издеваются, словно над глупцом. Когда мы страдаем, то можем найти подкрепление в образе покрытого ранами Спасителя, в страшных муках умирающего на кресте. Когда нас преследуют злые люди, не стоит жаловаться на это, раз мы знаем, что Иисус Христос идет на смерть за Своих палачей; когда нас со всех сторон осаждают диавольские искушения, не стоит падать духом, памятуя о том, что и нашего возлюбленного Спасителя дух преисподней дважды возносил над землей. Поэтому всегда и везде, в любом страдании и в любом искушении, нам следует обращать свой духовный взор к Богу, Который идет перед нами и Который поможет нам победить.

Эти мысли должны стать для христианина огромным утешением, потому что он наверняка устоит перед искушением, если только будет обращаться к Богу.

Искушения потому полезны, что учат нас понимать свою ничтожность и слабость. Св. Августин велит нам благодарить Бога за то, что он удерживает нас от греха, так же, как и за прощение уже совершенных провинностей. То, что мы так часто запутываемся в тенетах диавола, происходит потому, что мы слишком уверены в своих решениях и обещаниях. Когда нас не терзают огорчения, когда все происходит в согласии с нашими планами, мы становимся излишне самоуверенными, нам кажется, что ничто не сумеет нас совратить, мы забываем о своей ничтожности и слабости. И тогда торжественно обещаем, что готовы скорее умереть, чем позволить себе согрешить. Примером такого поведения может служить Петр, который говорит Христу: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф 26. 33). А Божественный Учитель показал ему, что человек сам по себе очень слаб и чтобы его совратить, не нужна мощь царей, князей или войск, а достаточно всего лишь слов обычной служанки. И тогда Петр, минуту назад готовый умереть за Иисуса, сказал, что не знает Его и не ведает, о Ком идет речь. Он даже клянется, что так и есть!

Боже мой, как же мы слабы, когда Ты предоставляешь нас самим себе!

А ведь есть люди, настолько самоуверенные, что почти завидуют святым в их покаянии и страдании! Им кажется, будто то же самое смогли бы совершить и они. Когда они читают о мучениках, то готовы для Господа Бога вытерпеть те же муки. Они говорят, что страдания быстро проходят, а награда за них длится вечно. К какому же средству прибегает между тем Господь Бог, дабы показать нам, что сами по себе мы не можем ничего? Он позволяет злому духу приблизиться к нам. И вот тот же самый христианин, что минуту назад намеревался соревноваться с отшельниками, питающимися корнями и травой, начинает жаловаться на небольшую головную боль, на легкий булавочный укол. Другой, который ради Бога готов был проливать кровь, начинает лелеять в сердце зависть, отвращение, месть, не желает в глаза видеть своего противника или ведет себя с ним холодно только потому, что тот нанес ему какую-то мелкую обиду, что малость посплетничал на его счет, что за мелкую услугу отплатил черной неблагодарностью. И это так его возмущает, что часто лишает сна. Так вот до какой степени мы слабы сами по себе, как неуверенны в своих собственных решениях!

Следовательно, искушение утверждает нас в добродетели смирения, остерегает от гордыни. Св. Филипп Нери, плача, призывал Бога: Боже мой, поддержи меня Своей благодатью, ибо знаешь, что я – недостойный изменник. Если Ты хоть на минуту покинешь меня, то боюсь, что я предам Тебя.

Скажите мне, кто более всего подвержен искушениям? Может быть, пьяница, или те, кого постоянно проклинают, или, может быть, люди нечистые, замаранные во всякой грязи? Может быть, скупец, который желает обогатиться любым путем? Нет! Этими людьми сатана брезгует – их он старается лишь как можно дольше удержать при жизни, дабы они своим примером могли еще больше душ повергнуть в преисподнюю. Если бы, к примеру, этот старый распутник умер раньше, если бы он покинул сей мир лет пятнадцать-двадцать тому назад, то не сумел бы соблазнить ту девушку, не столкнул бы ее в болото греха. И не совратил бы также того молодого паренька, который до самой смерти не очистится от греха. Если бы сатана склонил этого вора к более частым нападениям, тот, наверное, уже бы сгинул на виселице и не научил бы других красть и грабить. А если бы этого человека сатана склонял к беспробудному пьянству, тот давно бы уже помер от белой горячки. А так жизнь его продлилась, и он еще и других приучил шляться по кабакам. Если бы злой дух в какой-нибудь драке лишил жизни того музыканта или того кабатчика, то не погибли бы души множества других людей. Св. Августин учит, что диавол таких грешников не очень-то соблазняет, напротив, он ими брезгует, словно ему на них наплевать.

Кто же подвергается в таком случае самым большим искушениям?

Да как раз те, кто старательней прочих трудятся над спасением своей души; те, кто отрекаются от забав и земных радостей. Это на них набрасываются целые армии духов преисподней!

Св. Франциск Ассизский пребывал со своими монахами в хижинах, построенных из травы и тростника на широком поле. Некоторые его братья вели жизнь, исполненную небывалых умерщвлений плоти. Однажды один из них заметил духовным зрением целый легион адских духов, которые советовались, как бы искусить этих целомудренных и богобоязненных братьев. И один из этих духов сказал так: «Эти монахи обладают прекрасной добродетелью смирения. Они отреклись от самих себя и полностью посвятили себя Богу. У них рассудительный начальник, а посему победить их невозможно. Подождем, пока он умрет, а тогда приведем сюда людей без призвания, которые посеют между ними рознь, и таким образом мы победим». Когда же тот самый брат отправился в город, то вновь увидел там злого духа, который на сей раз, вместо того, чтобы искушать жителей, одиноко и праздно сидел себе у ворот. Поэтому монах спросил своего Ангела-Хранителя, почему на них набросились тысячи духов преисподней, а для искушения целого города послали только одного черта, который так и сидит праздно? Ангел ответил ему на это, что светских людей искушать не надо, они сами запутываются в грехах, а монахи, несмотря на ловушки диавола, постоянно совершают добрые дела.

Первым силком, который диавол расставляет на человека, начинающего служить Господу Богу, является боязнь людского суда. Поэтому человек прячется со своими добрыми делами, стыдится их, боится и сам себе говорит: «Что сказали бы на это люди, если бы узнали, что я исправился?» А если диавол не может ничего поделать с помощью страха перед людскими пересудами, то пробуждает в таком человеке исключительный страх и постоянные подозрения, что его исповеди дурны, что священник не знает истинного состояния его души, что ей ничуть не поможет никакое раскаяние, потому что она все равно погибнет, что лучше бросить все это, чем жить в постоянном страхе и сомнениях.

…Когда человек погряз во грехах и пороках, он не чувствует или не замечает за собой никаких искушений. И однако, как только он захочет изменить собственную жизнь, на него обрушивается вся преисподняя. Послушайте, что говорит св. Августин: «Злой дух напоминает стражника, который содержит под замком многих узников. Он спокойно держит ключи в кармане, ибо уверен, что узники не убегут». И диавол также не расставляет силков на грешника, который не помышляет об исправлении; он лишь посильней затягивает путы и не тратит время понапрасну на новые искушения. Он оставляет в покое жертвы, неисправимых грешников, – естественно, если безбожник в состоянии пребывать в покое – и как можно старательнее скрывает от них состояние их собственной души и лишь в смертный час в грозных красках рисует перед ними грехи, которые они совершили, дабы таким образом подтолкнуть их к отчаянию. Зато совершенно иначе он ведет себя с людьми, которые хотят решительно изменить свою жизнь и предаться исключительно служению Богу. Св. Августин хорошо знал об этом по собственному опыту. Покуда он вел безнравственную жизнь, ему неведомо было, что такое искушение. Он был абсолютно спокоен. Когда же отвратился он от злого духа, то вынужден был пять лет вести с ним беспощадную войну, горько плача и со строгостью раскаиваясь. Вот слова великого Учителя Церкви: «Я метался, как узник, закованный в цепи. Если в один из дней я выходил победителем, то на завтра уже лежал, поверженный на землю. Эта кровавая и ожесточенная борьба продолжалась пять лет. Наконец, с Божией помощью, я совершенно победил врага».

Понаблюдаем еще за св. Иеронимом, который покинул Рим, направился в Святую Землю и там, в пещере, вел покаянную жизнь. Сатана, который знал, что Иероним своим примером и набожной жизнью вырвет из его когтей множество жертв, не в силах был этого стерпеть. В одном из своих посланий св. Иероним искренне описывает, какую тяжкую борьбу ему довелось вести со злым духом. «Дорогой друг, – пишет Иероним, – я хочу поделиться с тобой терзаниями, которые посылает на меня злой дух. В этой обширной пустыне, выжженной невыносимым

Скачать:PDFTXT

Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать бесплатно, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать онлайн