Скачать:PDFTXT
Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней

солнечным жаром, меня часто преследуют наслаждения и удовольствия Рима. Я дни и ночи проливаю потоки слез, моя душа полна печали и горечи. Я прячусь в самых недоступных местах, борюсь с искушениями и оплакиваю свои грехи. Мое тело лишено ухода и покрыто колючей власяницей. Моя постель – это голая земля, а моя пища, даже в болезни, – корешки и вода. И, несмотря на эти суровые ограничения, меня преследует воспоминание о грязных плотских удовольствиях, которыми заражен весь Рим. Мой дух пребывает еще в тех компаниях, в которых я столько раз оскорблял милостивого Бога. В этой пустыне, посреди унылых скал, где мое общество состоит из скорпионов и диких животных, тело мое, уже наполовину умершее, посещают нечистые желания. Злой дух еще осмеливается являть моим очам грязные наслаждения. Я умираю от ужаса от одной мысли об искушении, я чувствую себя униженным. Я всеми способами жестоко ограничиваю свои чувства, чтобы не утратить Бога. Я бросаюсь на колени на землю перед Распятием, я окропляю слезами этот знак спасения, а когда уже не могу плакать, то беру в руки камни, бью себя ими в грудь, пока кровь не пойдет горлом, и молю о милосердии, дабы Господь смилостивился надо мной. Как я несчастен, как велики мои мучения – и все только потому, что я горячо жажду быть угодным Богу и любить лишь Его. Меня очень пугает мысль, что я мог бы поддаться искушению и оскорбить Бога. Помогай мне своими молитвами, дорогой друг, чтобы я лучше сумел дать отпор бесу, который поклялся погубить меня навеки».

Видите, каким испытаниям подвергал Бог Своих святых. Наверное, плохи наши дела, коль дух преисподней не бросается на нас – вероятно, мы стали его друзьями. Он оставляет нас в обманчивом покое, позволяет спать – под предлогом, будто нам ничего уже не надо, потому что пару молитв мы уже прочитали, потому что милостыню подали, потому что не натворили столько зла, как другие. Например, горького пьяницу, являющегося неким фундаментом, на котором держатся самые разные кабаки, как будто ничего не мучает. А эту самоуверенную девицу? Спросим у нее, ведет ли она какую-нибудь борьбу? Наверняка, она с улыбкой ответит нам, будто вообще понятия не имеет, что такое искушение. Такое состояние у людей испорченных свидетельствует о том, что они давно уже пребывают во власти сатаны. Злой дух намеренно не напоминает им о прежней жизни: он опасается, как бы у них не раскрылись глаза на страшную бездну, которая им грозит. Он только дожидается момента их смерти, чтобы суметь забрать свои жертвы в преисподнюю. Добрый и озабоченный своим спасением христианин повсюду видит опасность, иногда он даже боится раскрыть глаза, чтобы не впасть в искушение, хотя он много времени проводит в молитвах и умерщвлениях. А старый грешник, который уже почти двадцать лет валяется в грязном болоте порока, напротив, имеет дерзость заявлять, что не ведает искушений! Друг! Именно такое состояние должно тебя пугать больше всего. Кто осмеливается заявлять, что не ведает искушений, поступает так, словно утверждает, будто диавола не существует или он совсем утратил власть над христианами. Приведу вам слова св. Григория: Вы потому не знаете искушений, что злые духи стали вашими друзьями, руководителями и пастырями; они позволяют вам вести спокойную жизнь и лишь при кончине низринут вас в пропасть. А св. Августин говорит, что самое страшное искушение – это не ведать искушений, что обычно случается с отверженными, покинутыми Богом и отданными на поживу страстям.

Поэтому искушение удерживает нас в смирении и склоняет к большей вере в Бога. К одному отшельнику, которого мучили диавольские искушения, его настоятель обратился с вопросом: «Друг, хочешь ли ты, чтобы я просил Бога избавить тебя от искушений?» Тот ответил: «Нет, отец мой. Опасность напоминает мне о присутствии Божием и склоняет меня к молитве о благодати победы». Искушение унизительно – это правда, но оно – это время жатвы. Один святой муж долгое время был мучим бесом и боялся, что будет осужден за грехи. Однажды Бог утешил его и дал ему понять, что во время внутренней обеспокоенности он собрал себе самое большое количество заслуг. Поэтому надлежит возблагодарить Бога за то, что Он предоставляет нам случай мужественно вступить в борьбу и добиться победы, искушения прекратятся лишь после смерти. Злой дух никогда не дремлет. Поэтому последуем совету апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (см. 1 Петр 5. 8).

А Иисус Христос говорит нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф 26. 41). Ни один возраст, ни одна должность или место не бывают свободны от искушений. Мария Египетская девятнадцать лет боролась со злым духом, св. Павел сражался с ним с минуты своего обращения до самого конца жизни. Св. Августин сравнивает беса с большим псом, который даже на привязи лает, но укусить может только тех, кто слишком сильно приблизится к нему. Св. Макарий, благодаря своему великому смирению, победил проклятого адского змея, хотя тот не раз набрасывался на него, приобретая при этом видимые черты. Очень опасна для этого злого духа добродетель смирения. Поэтому св. Антоний во время искушений глубоко унижал себя и призывал Бога: Боже, смилуйся надо мной, великим грешником! После этой покорной молитвы бес обычно немедленно убегал.

Напоминаю еще раз, что злой дух обычно покушается на тех, кто старательно печется о спасении души. Кассиан рассказывает, что один молодой отшельник, который был подвержен неожиданным нападениям злого духа, пошел за советом к старцу, хотя обитавшему в пустыне, но, несмотря на это, неопытному. Старец накричал на него и начал сомневаться, имеет ли этот юноша вообще призвание к подобному образу жизни. Юноша уже хотел вернуться в мир, усомнившись в спасении своей души. И только благочестивый аббат Аполлоний спас его и пробудил волю к борьбе, отчитав заодно неразумного старца, чуть не доведшего юношу до отчаяния своими нападками.

Поводы для борьбы с искушениями существуют всегда, потому что нас часто атакуют нечестивые, завистливые или злые мысли. Иногда нас посещают болезнь, обман, обида, потеря состояния, смерть любимых людей – все это склоняет нас возроптать против Божественного Провидения. А сколько пустых, самовлюбленных или горделивых мыслей пробуждается в наших сердцах! Как нам приятно, например, когда люди вверяют себя нашим молитвам, как охотно мы напоминаем себе о том, что сделали хорошего для других. Поэтому давайте просить Господа Бога в утренних молитвах, чтобы мы смогли распознать атакующие нас искушения и немедленно оказать им достойное сопротивление.

Последуем примеру святых, которые успешно боролись с искушениями. Святые Бернар, Мартиниан, Фома Аквинский победили самое докучливое искушение нечистоты. Святые Бенедикт и Франциск Ассизский не раз катались в терновнике, чтобы победить нечистого духа.

Так будем же сражаться до самой смерти, ибо лишь в час кончины прекратятся нападки преисподней. Обратимся с молитвой к Богу – и обратимся быстро и доверчиво. Будем избегать опасных случаев, памятуя, что злые ангелы при первом таком испытании утратили Бога. Будем покорны, памятуя всегда о том, что лишь Божия благодать может нас поддержать. Счастлив тот, кто в минуту смерти сможет вслед за св. Павлом повторить, что успешно сражался и побеждал, и потому ожидает венца, который дарует ему Бог (см.: 2 Тим 4. 8).

Аминь.

Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номера 46-49 (443-446), 2003 г.

Поучение о смертном грехе

Горе нам, что мы согрешили!

(Плач 5. 16)

Пророк Иеремия, зная о том, что грех народа кладется и на него самого, восклицает с горьким плачем: «Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили!» (Плач 5. 15-16). Задумаемся над словами пророка, который описывает нам страшное опустошение, которое совершает в душе грех. Сам я не отважился бы рассказать вам ни о зле греха, ни о тех прискорбных последствиях, которые грех навлекает на человека. Ведь грех не искоренили суровыми распоряжениями и карами благочестивые цари; не уничтожили его силою своего Божественного красноречия пророки Ветхого Завета; не сумели сделать этого и Апостолы, хотя согревались Божией благодатью и были исполнены мужества, которым наделил их Святой Дух; не задушили его, наконец, проливая свою кровь, и мученики. Даже сам Иисус Христос, будучи истинным Богом, Своею мученической и жестокой смертью не устранил грех полностью. О, проклятый смертный грех, как мало люди знают тебя, но как часто совершают! Ты производишь страшные опустошения в нашей святой вере, ты – палач душ, источник погибели, мерзость в очах Небес и опустошение земли. О, проклятый грех, ты – причина наших преходящих и временных несчастий, неумолимый палач самого Иисуса Христа! Мой Боже, если бы мы знали, что такое грехнеужели бы мы допускали его с такой легкостью? Неужели могли бы жить спокойно после совершенного греха? Как же мы слепы! Поэтому давайте задумаемся над злом, заключенным во грехе, над несчастьями, которые он влечет за собой, и над ослеплением тех, кто совершает грех.

1

Никто из людей не в состоянии понять, какое великое зло заключено в смертном грехе. Если бы я мог отворить врата преисподней и показать вам все жертвы этого греха, чтобы каждый из осужденных к погибели представил вам душераздирающие страдания, которые он вынужден сносить целую вечность, то, может быть, тогда вы получили бы некоторое понятие о том, что такое грех. Что бы я ни сказал вам с амвона о его зле – это всегда будет что-то непонятное и далекое от того, чем является грех по сути своей.

Если бы вы меня спросили, что такое смертный грех, то я ответил бы вместе со св. Августином: «Это отвращение от Бога и неразумное предание себя тварям». В природе греха заключено то, что отдаляет нас от Бога, что является пренебрежением к Нему. Можем ли мы вообразить себе большее отвращение и более черное зло? Что такое отвращение от Бога? Это сопротивление Его воле. Таким образом грешник как бы говорит Богу: «Отыди от меня, я не хочу Тебе служить, не хочу, чтобы Ты по-прежнему оставался моим Богом. Я презираю Тебя и Твои блага. Ты хочешь этого, а я нет. Мне нравится то, что Тебе противно. Ты велишь мне делать то, чего я не хочу».

Хотите еще лучше понять отвратительность греха? Так слушайте, что говорит безбожник своему Творцу. «Ты велишь мне творить вечерние и утренние молитвы, а я не буду молиться. Ты хочешь,

Скачать:PDFTXT

Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать бесплатно, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать онлайн