чтобы я праздновал воскресенья, а я именно их буду оскорблять сделанной работой и предаваться удовольствиям и разврату. Ты велишь мне блюсти чистоту тела и души, а я люблю нечто иное: поэтому я буду засорять их мыслями, желаниями и бесстыдными поступками. Ты велишь мне прощать врагов, а я хочу мстить. Велишь мне любить Тебя, я же Тебя презираю, и предаюсь тварям. Хочешь, чтобы я воспользовался Божиим словом, которое проповедуют мне Твои служители; велишь мне приникнуть к источникам благодати, чтобы я мог победить дурные наклонности – а я отвергаю Твои слова, насмехаюсь над проповедниками, попираю Твою благодать!»
Именно так обращаемся мы к Богу каждый раз, когда грешим! Ничего удивительного, что пророк Исаия называет грешников бунтовщиками, которые противятся воле Господа (cм.: Ис 41. 12).
Во-вторых, отвращение от Бога – это проявление некоего омерзения и сопротивление сердца в отношении всего, что связано с верой. А посему здесь есть презрение к покаянию, презрение к умерщвлению плоти, презрение к заповеди любви к врагам. Всего этого грешник боится больше, чем болезни. Ему все время кажется, что Творец слишком многого требует от нас, что верное служение Богу невозможно, что лучше пойти на погибель, чем бороться со своими страстями и избегать зла. Какая же это страшная слепота, когда ничтожное творение поднимает бунт против своего Творца – против Того, кто в одну минуту мог бы уничтожить его одним актом Своей воли.
В-третьих, грешник предпочитает тварь бесконечному величию Бога. Св. Августин говорит: «Когда мы удовлетворяем свои страсти, то отдаем честь чужим богам». Как же несправедливо поступает грешник, когда Бога ставит ниже своих страстей! Тот же самый Учитель Церкви говорит, что распутник волосы нечестивого создания, сладострастные взгляды и развязность ценит выше Творца. Человек нечистый живет только плотью и грязью. А человек грубый? Это существо, из глаз и ноздрей которого полыхает пламя. А завистливый? Это некто, действующий назло другим и испытывающий угрызения от их успехов. А честолюбивый? Это кто-то напыщенный, похожий на клуб дыма. Так где же грешник поместил своего Бога? Держит он его перед глазами или носит в сердце? Нет! Несчастный грешник, ты Бога бросаешь на откуп своим страстям, своей грязной жадности, своей бешенной ярости, своей надутой гордыне. Ах, если бы ты мог, то утопил бы Его в клоаке омерзительных, отвратительных нечистот! О, Боже, можно ли хорошо знать грех и, несмотря на это, продолжать творить его?!
Священное Писание гласит, что Небеса и земля не могут вместить величия Бога. Его трон в солнце и среди звезд бесчисленных (cм.: Иер 23. 24; Пс 18. 5-6). Нигде, однако, не нахожу я текста, в котором прочитал бы, что трижды святой Бог, Господь бесчисленных сонмищ, должен быть покрыт нечистотами и почернеть от дыма людских страстей. Как это страшно, что человек, греша, словно осмеливается посягнуть на Бога на троне Его и бросить Его под ноги своим страстям! Ты слишком коротка, вечность, чтобы эти несчастные наглецы понесли за это заслуженное наказание! Св. апостол Павел ясно говорит, что плоть человеческая – это жилище Бога, а прелюбодей предает ее распутному созданию, подлой блуднице (cм.: 1 Кор 6. 15). Что бы вы подумали, дорогие братья, о человеке, который в безумной ярости схватил бы кровь нечистого животного и влил бы ее в чашу, в которой после Освящения находится Пресвятая Кровь Иисуса Христа? Уже само подобное предположение наводит на вас ужас, а ведь грешник заходит еще дальше, ибо ставит беса превыше Сына Божьего и предпочитает доброму вдохновению и благодатным Божиим побуждениям нашептывания диавола.
В-четвертых, смертный грех делает нас слепыми, и притом до такой степени, что мы не различаем зла, которое творим. Когда приходит искушение, мы поддаемся ему и выказываем пренебрежение Божией благодати. Постепенно наше сердце ожесточается, и с каждым шагом мы совершаем падение. В наказание Бог все больше отдаляется от нас, и мы становимся добычею страстей. Жизнь грешника – это переплетение преступлений и цепь зла. Сердце такого человека напоминает разбушевавшееся море, на котором одна волна вызывает за собой другую. Первый грех влечет за собою второй, потом наступает закоренелость, а после смерти – несчастная вечность.
Примером тому может служить муж Амасия, несчастный царь иудейский. У него было много прекрасных врожденных качеств, и казалось, он будет хорошим властелином. Когда он вступил на трон, ему было двадцать пять лет. Но со временем его обуяла гордыня. Он убил убийц своего отца Иоаса, после чего собрал триста тысяч войска и нанял еще сто тысяч человек из царства израильского, которым заплатил сто талантов серебра. И тогда пришел к нему муж Божий и сказал отпустить наемников. Амасии жалко было денег, которые он заплатил. Но когда пророк сказал ему, что Бог – богатый Господин и может вернуть ему еще больше, он отпустил наемников и выступил против идумейцев с собственными войсками, победив их. Но после победы он начал воздавать божественные почести идолам покоренного народа. Бог через своего пророка упрекнул Амасию. Но гордый победитель пренебрег этими упреками, а пророку пригрозил смертью. Поэтому Божий посланник ушел, предрекая непокорному царю кару. А гордыня ослепляла Амасию все больше. Поэтому он объявил войну Иоасу, царю израильскому, причем стал глух ко всем предостережениям. Он ввязался в бой, потерпел поражение и попал в плен. Иоас вступил в Иерусалим и вывез оттуда богатые сокровища. После смерти царя израильского Амасия еще жил пятнадцать лет и погиб во время восстания, которое вспыхнуло против него в Иерусалиме (cм.: 2 Пар 25). Таков, братья мои, образ закоренелого грешника – человека, который совершает один грех за другим, и лишь в смертный час раскрывает глаза и постигает свое страшное положение.
В-пятых, Господь Бог покидает закоренелого грешника и отдает его на поживу страстям. Такого уже ничем не проймешь – он все презирает. Он знает, что когда умрет в этом состоянии, его ожидает вечная погибель. Его не заботит это, он посмеивается над душеспасительными увещеваниями. О проповедях и священниках он отзывается зло. Говорит, что священники существуют для того, чтобы увещевать – такова их профессия, что они лгут. Он выступает против Бога и веры, против духовенства, дерзко преступает Божии заповеди, заглушает свою совесть, окончательно запутывается в пороках и просыпается лишь в час смерти, когда для него уже нет спасения, когда вырвать его из рук преисподней уже невозможно.
В Священном Писании мы найдем тому хороший пример. Сирийский царь осадил город Дофан и устроил там засаду. И тогда пророк Елисей молил Бога, чтобы Он поразил этих людей слепотой. Так и произошло. Елисей вел их за собой, говоря, что они ошиблись, что им нужно было осадить другой город. И таким образом увел их в Самарию, и здесь по просьбе Пророка Бог отверз им глаза и познали они, что находятся в руках неприятеля (4 Цар 6).
Вот мрачная картина того, что обычно происходит с закоренелым грешником в минуту смерти. Священник его утешает, ссылаясь на бесконечное Божие милосердие. Умирающий успокаивается, поэтому не может по-настоящему примириться с Богом. Недостойно принятые Святые Дары ослепляют его еще больше. Это ослепление длится до самого конца, после чего наступает смерть и вечная погибель грешника. В каком жалком состоянии находятся эти души! Как горячо, со слезами, должны мы молиться за их обращение!
2
А теперь посмотрим, какие несчастья вызывает грех в земной жизни. Во-первых, он является источником всяческих Божиих кар. Нищета, болезни, печали и всякие прочие горестные удары и прежде всего – смерть черпают отсюда свое начало. Святой Дух говорит в нескольких местах иудеям, что если они сохранят Его заповеди, Он дарует им благословение, нивы их в изобилии будут родить злаки, а деревья – плоды. Если же случится наоборот, они покинут Создателя, он обрушит на них разные бедствия и несчастья (cм.: Втор 7). И в самом деле, все беды, как духовные, так и телесные, берут свое начало во грехе. Почему ангелы оказались низринуты с неба в преисподнюю? Почему Адам был изгнан из Рая? Почему на прародителей и их потомков обрушилось столько несчастий? Причиною всему был грех (cм.: Быт 3). Разве не людские преступления вызвали на земле потоп (cм.: Быт 6. 13)? А что, как не грех, накликало на Содом и Гоморру и другие города огонь с неба (cм.: Быт 19)? О, проклятый грех, кто хорошо тебя познал, тот никогда не отважится тебя совершить! Пророк Нафан говорит Давиду: «Не отступит меч от дома твоего вовеки, за то, что ты пренебрег Меня» (2 Цар 12. 10). Мудрец Господень говорит: «Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет» (Притч 3. 33). Так станем же, братья, избегать греха, ибо он приносит нам земные несчастья.
Во-вторых, грех сокращает человеческую жизнь, как говорит Святой Дух. Бог иногда терпит грешника очень долго. Но когда видит, что тот не исправляется, Он забирает его из мира сего, вырубает его из числа живых, как неплодоносное дерево. Когда царь Иезекииль заболел, Бог послал к нему пророка с приказом упорядочить свои дела, потому что скоро он умрет. Услыхав это, Иезекииль обратился к стене и начал горько оплакивать свои грехи. Господь, движимый милосердием, продолжил ему жизнь на пятнадцать лет. Царь Седекия, напротив, не раскаялся в своих преступлениях, вместе с детьми был взят в плен, где ему выкололи глаза, и так в унижении и закончил он свою жизнь. Безбожный Антиох признает, что его преступления навлекли на него безвременную смерть, ибо он разграбил священный город и оскорбил святыню истинного Бога. Черви живьем пожрали его тело (cм.: 2 Мак 9). Император Анастасий видел в ночи в своей комнате грозную фигуру с книгою в руке. Эта фигура за грехи вычеркнула из книги его жизни сорок лет. Такие мысли ужасают человека, жаждущего долгой жизни.
Страшные последствия и ущерб причиняет грех и душе человека. Как тело без души – это труп, так и душа человека, лишенная Божией благодати, мертва и наполнена отвращением Бога и ангелов. В этом состоянии она не может сделать ничего, что заслуживало бы вечной жизни. Св. Екатерина Сиенская, когда однажды ей явилось видение души, пребывающей в Божией благодати, в восхищении воскликнула: «Господи, если бы вера не говорила мне, что Бог лишь один, я подумала бы, что эта душа – Божество. Я понимаю, Боже, что за такую прекрасную душу ты мог умереть!» Однако когда человек совершает тяжкий грех, эта чудесная красота исчезает; душа, прежде подобная ангелам, становится теперь уродливой, как