диавол или падаль, пролежавшая восемь дней на солнцепеке. После совершения греха человек утрачивает все заслуги, приобретенные ради вечной жизни, пусть даже он был так богат ими, как все ангелы и святые вместе взятые. После грехопадения для него остается лишь преисподняя. О, проклятый грех, какие страшные опустошения производишь ты в душе! Увы, сколько людей из присутствующих здесь пребывают в этом плачевном состоянии. Пусть бы люди так страшились смерти духовной, как боятся они смерти телесной!
Далее я утверждаю, что смертный грех лишает нас душевного покоя. «У кого сердце весело, у того всегда пир», – говорит Мудрец Господень (Притч 15. 15). Святой Павел говорит, что душевный покой превышает все чувственные радости: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп 4. 7). А о грешнике, напротив, говорит пророк Исаия, что сердце его испытывает неописуемые муки (cм.: Ис 13. 8). В послании к римлянам св. Павел пишет, что грешников всю жизнь будут преследовать огорчения: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим 2. 9). Почему же, друг, ты коснеешь во грехе, если он виноват в том, что ты так несчастен?
Далее, смертный грех отдает нашу душу в рабство сатане. Человек в состоянии освящающей благодати – это истинное Божие дитя; после грехопадения он становится отпрыском и рабом злого духа. Св. Иоанн утверждает, что совершающий грех – это дух преисподней, который грешил с самого начала: «Кто не родился свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин 3. 3). Если мы умрем в состоянии тяжкого греха, то сатана навеки станет обладателем нашей души. Бедная душа, люди продают тебя за бесценок: пьяница – за рюмку зелья, скупец – за горсть сена, обжора – за полную миску, прелюбодей – за омерзительное наслаждение. Как низко тебя ценят, как страшно тобой пренебрегают!
Далее. Смертный грех делает нас врагами Бога и затворяет перед нами небесные врата. Душа в состоянии благодати – подруга Бога и имеет право на небесную отчизну. Боже мой, какое это страшное несчастье – жить во вражде с Тобой, когда Ты есть само Добро, сама Любовь и счастье избранных. Если бы мы знали, что значит утратить Бога, то ни за какую цену не согласились бы совершить грех. Трое юношей предпочли из-за этого быть брошенными в раскаленную печь (cм.: Дан 3). Мученики терпели самые страшные пытки, но не отрекались от своего Спасителя. Одним клали на голову раскаленные угли, как св. Клименту, епископу Анкирскому, св. Сабиниану и св. Христофору. Другим вырывали зубы или выбивали их камнями, как св. Аполлонии и св. Януарию. С иных живьем сдирали кожу, как это читаем о св. Варфоломее и св. Регине. Св. Венантий позволил вырвать себе внутренности и страдал спокойно, когда его жгли факелами, ибо не хотел через грех утратить Божию благодать. Мученики прошли через самые страшные пытки, потому что не желали отречься от своего Бога и Спасителя. Горе нам, ибо мы отрекаемся от великолепного неба и заслуживаем преисподнюю только потому, что хотим удовлетворить какие-то грешные наклонности. Кто осознает, какое это огромное несчастье? Что бы вы подумали о человеке, который обратился бы к Богу с такими словами: «Я не хочу неба, я выбираю себе в удел преисподнюю; я отрекаюсь от общества ангелов и святых, я предпочитаю пойти в вечный огонь, чем отказать себе в тех удовольствиях, чем отречься от моих желаний, чем простить врага или отдать чужую вещь»? Вы скажете, возможно: «Мы так не говорим!» Но ваши грехи сами говорят об этом за вас! Кто поймет ослепление безбожного человека, который ставит животное наслаждение выше вечной радости, какую-нибудь мелочь – выше Царствия небесного, обжорство – выше чем пир благословенных в Божием Граде!
Наконец, грех – это самое большое несчастье на свете, которое может случиться с нами. Св. Тереза видела душу в состоянии тяжкого греха, и эта картина так ее поразила, что она предпочла бы претерпеть адские муки, чем совершить хотя бы один грех.
Св. Фома удивляется, как человек, который совершил хотя бы один грех в жизни, может смеяться. Святая Екатерина Сиенская говорит, что всемогущий Бог не мог бы нанести человеку такого вреда, как причиняет он себе сам, впадая во грех. Св. Магдалина де Пацци не могла понять, как Иисус Христос мог умереть за столь отвратительные создания, как грешники.
Святые боялись на этом свете только греха. Также и мы, если бы с помощью Божьего света лучше познали отвратительность греха, предпочли бы тысячу раз умереть, чем допустить хотя бы один подобный проступок. Вспомните, что вынужден был терпеть Христос за грехи человеческие! Вот Спаситель умирает на кресте – Его Тело истерзано в клочья при бичевании, лицо оплевано безбожниками, голову пронзают тернии – прекраснейший из сынов человеческих выглядит как несчастный червь! В минуту Его смерти весь мир пришел в замешательство: солнце затмил мрак, земля содрогнулась до основания, скалы раскалываются, могилы отверзаются и из них выходят мертвецы. Спросите самого Христа, за что Он принимает столь позорную и жестокую смерть, и Он ответит вам: «Сын, это из-за греха… Даже если бы все разумные создания на земле и небе претерпели самые страшные муки, это не загладило бы ни одного самого обычного греха. Поэтому Я страдаю, чтобы удовлетворить Божию Справедливость. О, если бы, по крайней мере, люди перестали Меня за это оскорблять вновь и вновь!» Насколько неблагодарен человек, если не желает помнить о любви, которую питает к нему Спаситель! О, Вечность, ты никогда не окончишься и отомстишь за оскорбление, которое грех нанес такому доброму, такому терпеливому и милосердному Богу.
Как долго еще будем мы пребывать в этом ослеплении, как долго снова и снова будем распинать возлюбленного Спасителя! Не ждите, братия, смерти, ибо тогда ваши усилия, сожаление и слезы уже ничем не помогут. Заранее раскройте глаза, признайте свои ошибки, покайтесь и воспользуйтесь средствами, которые Бог установил для нашего спасения. Лучше нам все потерять, чем снова допустить грех. Припадите к подножию креста, пусть наши слезы сольются с Пресвятой Кровью Иисуса Христа, которая стекает из Его ран. Послушайте минуту и посмотрите глазами веры, как стонут и стенают осужденные к вечной погибели – те, для кого уже нет милосердия! Нас возлюбленный Спаситель не отвергает покуда от Своего лица; напротив, Он протягивает к нам Свои руки и говорит, что любит нас. Так не забывайте же никогда, что такое грех, какие несчастья уготованы для нас в будущей жизни, какого богатства навеки он нас лишает! Все мы жаждем неба, но следует знать, что ничто порочное не войдет в эти сладостные чертоги. Все побуждает нас и призывает отринуть грех. Сын Божий с креста заклинает нас не попирать Его Пресвятую Кровь. Ангелы и святые с небесных высей напоминают нам, какую великую славу готовит нам Бог, какая великая слава ждет нас, если только мы будем избегать зла. Также отверженные призывают нас не идти по их стопам и не впадать в руки разгневанного Бога. Братия, может быть, через минуту нас уже не будет на земле, и мы окажемся в числе святых или осужденных на вечную погибель. Так будем же бдительны, ибо не знаем мы ни дня, ни часа! Тысячу раз счастлив тот, кто каждую минуту готов предстать перед Богом.
Аминь.
Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», номер 14 (548), 2006 г.
Поучение о злословии
И разрешились узы его языка, и стал говорить чисто
(Мк 7. 35)
Было бы весьма желательно, чтобы о каждом из нас можно было сказать то, что говорит Евангелие о глухонемом, которому вернул здоровье Христос – что говорил он чисто.
В таком случае, не будет ли справедливо обвинить нас в том, что мы говорим нечисто – особенно, когда занимаемся личностью нашего ближнего? Большинство христиан любят критиковать, очернять и осуждать. Сегодня это самый распространенный порок, который всюду сеет рознь и смуту. Пускай бы Бог через посланника Своего – ангела – выделил мне немножко того чудодейственного угля, которым я сумел бы очистить языки всех людей так, как были очищены уста Пророка!
Сколько зла исчезло бы, если бы мы избавились от клеветы! О, если бы я только мог наполнить вас столь великим отвращением к этому греху, чтобы вы навсегда отринули его! Поэтому сегодня я хочу вам сказать: 1. Что такое злословие? 2. Каковы его причины и последствия? 3. Наконец, я докажу вам, что обиду, причиненную клеветой, надлежит исправлять.
1
Оговаривать – значит выставлять напоказ пороки и ошибки ближнего, чтобы повредить его репутации. Этот грех можно совершать по-разному.
Злословит тот, кто несправедливо обвиняет в чем-нибудь ближнего, или приписывает ему недостаток, которым тот не страдает. Этот вид злословия мы называем клеветой. Вы должны знать, что злословие от клеветы иногда отделяет лишь один малый шаг, расстояние между ними невелико. Потому что стоит людям услышать о ближнем что-нибудь худое, как они тут же это преувеличат, а когда предмет окажется на языках у нескольких человек, он уже не будет тем же самым, и тот, кто первый сказал о нем, уже не узнает его – столько в нем произошло изменений и добавлений. И поэтому я прав, утверждая, что тот, кто пускается в злословие, почти всегда оказывается повинен в клевете, а каждый клеветник – подлец. Один из Отцов говорит, что людей, которые предаются злословию, надлежало бы изгнать из общества, как диких животных.
В злословие пускается тот, кто преувеличивает зло, которое совершил ближний. Ближний споткнулся, а вы, вместо того, чтобы покрыть его проступок плащом любви, еще и преувеличиваете в своем пересказе его размеры. Работник хочет на минутку передохнуть, а вы тотчас же говорите, что он – негодяй, ленивец, который обкрадывает своего работодателя. Случись кому-нибудь отщипнуть в поле пару виноградин или плодов в саду – чего, естественно, делать не следует – вы сейчас же растрезвоните об этом людям: вот, мол, злодей, за которым нужен глаз да глаз. Прекрасно выразился об этом св. Франциск Сальский: «Не говори: “такой-то пьяница”, хотя бы ты видела его в пьяном виде, или “он прелюбодей”, хотя бы тебе был известен факт, так как одно действие не дает права дать имя человеку… Ной согрешил один раз, и Лот также, однако никто не назовет их пьяницами. Апостол Петр вынул меч и пролил кровь, но никто не назовет его кровожадным. По одному действию нельзя присваивать человеку имя порока. Но даже если человек долго пребывал в пороке,