Скачать:PDFTXT
Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней

называя его порочным мы можем сказать неправду. Симон, прокаженный, назвал св. Магдалину грешницей (см.: Лк 7. 39), потому что она была ею вчера. Он солгал однако, потому что она была уже святой, приносящей покаяние, и Господь ее защитил. Безумный фарисей считал мытаря великим грешником, но он ошибался, так как тот был уже оправдан (см.: Лк 18. 11-14). Милосердие Божие велико, одного мгновения достаточно, чтобы получить Его милость. Какая уверенность у нас может быть в том, что тот, кто был вчера грешником, остался им и сегодня».

Злословит тот, кто без достаточных оснований выявляет скрытую ошибку или вину ближнего. Кто так поступает, совершает проступок, противный добродетели любви, которую Бог так горячо нам заповедал. В конце концов, здравый рассудок велит нам не чинить ближнему того, что нам самим не по нраву. Разве нам было бы приятно, если бы кто-нибудь говорил людям о наших тайных ошибках? Доброе имя дороже состояния, а если мы выводим на явь тайные ошибки отдельных людей или семейств, погибает доброе имя.

Мы злословим и тогда, когда превратно истолковываем поступки ближнего. Есть люди, которые, словно пауки, самые лучшие вещи превращают в отраву. Горе тому, кто попадет на злые языки – он подобен зерну, попавшему в жернова: его раздавят и перемелют на куски. Злые люди нередко приписывают нам самые дурные намерения, которые не пришли бы нам в голову. Если мы молимся набожно и исполняем обязанности нашей святой веры, часто нас называют лицемерами и говорят, что в церкви мы – ангелы, а в доме – черти. Когда мы совершаем добрые дела, они думают, что нами руководит гордыня, будто бы мы хотим, чтобы нас замечали и хвалили. Отрешенность от мира они называют чудачеством, слабостью и затмением разума, бережливость – скупостью. Язык злословящего подобен червяку, точащему самые лучшие плоды, он усматривает зло даже в самых хороших поступках. Это гусеница, которая ползает по самым прекрасным цветам и покрывает их отвратительной слизью.

Иногда даже молчание может оказаться оговором. В нашем присутствии хвалят какого-нибудь знакомого. Вы ничего на это не отвечаете или роняете скупую похвалу. Из вашего молчания люди заключают, что вы знаете об этом человеке что-нибудь недоброе. Иногда даже наше сочувствие может стать поводом злословия. «Жаль, – говорит, к примеру, некто, – что эта особа позволила себя соблазнить. Не хочется в это верить». Св. Франциск называет подобное злословие отравленной стрелой, которую кто-то окунул в елей, чтобы она тем легче ранила. Кто многозначительно улыбается, покачивает головой, говорит «м-м-да», тот зачастую также очень вредит доброму имени ближнего.

Самые худший вид злословия – когда кто-то кому-то доносит о том, что он услыхал от других людей. Отсюда берут начало ненависть, месть, гнев, который иногда длится до самой смерти. Поэтому Святой Дух перечисляет такие доносы среди семи вещей, мерзких в очах Божиих.

Вот сколько способов согрешить через злословие. А сейчас, положа руку на сердце, спросите самих себя, нет ли за вами подобной вины.

Когда люди будут вас несправедливо обвинять и оговаривать, последуем Богу и не станем мстить. Св. Франциск Сальский страдал, сохраняя полное спокойствие души, когда его несправедливо травили, обвиняя в том, что он оказался виновником смерти человека, с женой которого якобы поддерживал безнравственную связь. Святой мог доказать свою невиновность, но предпочел предоставить защиту Богу. Подобная клевета – это страшные переживания, Бог посылает их только избранным, ибо несовершенные люди просто не вынесли бы их: им они могли бы только повредить.

Клевета, очернительство и поношения могут оказаться смертным грехом. Это зависит от тяжести обвинений, возведенных на ближнего, или от их характера, а также от положения, занимаемого оклеветанным лицом. Больший грехклевета на начальников, чем очернение частных лиц. Еще больший грехзлословить об отце, матери, братьях, сестрах или вообще о родственниках, чем о совершенно чужих людях. Гораздо худший грех – плохо отзываться о служителях Церкви, духовных лицах, ибо это может повредить вере, потому что таким образом унижается сам характер священнослужительства. И поэтому Святой Дух говорит устами пророка: кто вас коснется – коснется зеницы ока Моего. Поэтому унижение Своих слуг Бог расценивает как личное оскорбление. Также Господь Иисус открыто поучает: кто вами пренебрегает, тот пренебрегает Мной. Поэтому не водитесь с теми, кто злословит о своих духовных пастырях.

В грехах злословия следует тщательно исповедоваться и сказать, говорили ли мы о ближнем худо по легкомыслию или из ненависти и мести? Хотели ли мы повредить чьему-либо доброму имени? Кого мы оговаривали: начальника, равного нам по званию, духовное или светское лицо. В отношении скольких людей мы злословили? Пусть никто не оправдывается и не прикрывается тем, что об ошибках ближнего знали тогда все, так что ничего нового не было сказано. Ибо разве можно человека больного и слабого толкать в пропасть, на краю которой он стоит, под предлогом, что он и сам в нее упадет? Но кто-то еще оправдывается: «Я сказал это приятелю, который поклялся мне в молчании». Ошибаешься, дорогой мой. Сам не держишь своих обещаний, продаешь секреты, а хочешь, чтобы их хранили другие.

2

А сейчас: каковы причины наговоров? Одни злословят из зависти – чтобы навредить ближнему в делах. Купец оговаривает купца, подвергает сомнению качество его товаров, правильность весов. Рабочий, ремесленник клевещет на товарища, что тот плохо работает, что только балуется, а не работает, что люди им недовольны. Тут в игру вступает личная выгода, и она оказывается причиной злословия.

В других случаях к злословию побуждают людей месть и личная ненависть. Если кого-то ненавидишь, если кого-то не перевариваешь, то видишь в нем одно дурное. Однако чаще всего наговоры совершаются по легкомыслию, просто, чтобы почесать языком. И хотя это – меньший грех, все равно это всегда зло, ибо идет в ущерб доброму имени ближнего.

Последствия злоречия очень неприятны. Оно сеет раздор, разрывает отношения, уничтожает узы дружбы, затрудняет примирение, питает вражду, ссорит семьи, брата наполняет злобой против брата, мужа – против жены, пасынка – против мачехи и т.д.

Оговоры затрагивают не только живых, но и умерших – даже в гробу они не дают им покоя. Иногда говорят о мертвых: «Это был пьяница, негодяй, вор, мошенник, прелюбодей». А тем временем, если о живых запрещено без надобности говорить худое, то тем более надлежит уважать доброе имя покойников. Кто знает, быть может те, кого мы терзаем в гробу, умерли в Божией благодати, и их души теперь на небесах! Оглянитесь на себя, оставьте в покое ближнего! Не стоит уничижать ближних, потому что сами мы не без греха. Злые языки производят на земле страшные опустошения – только Бог на Страшном Суде определит, как много их было. Коварный Аман оклеветал перед царем целый народ лишь потому, что ему не поклонился Мардохей и этим оскорбил его гордыню. И если бы не вступился тогда Бог за невинных, сколько крови пролилось бы? Из-за злоречия ребенок теряет уважение к отцу и матери, работник – к работодателю, муж впадает в конфликт с женой, купец и работник теряют доверие у своих покупателей и работодателей, а духовник не находит уважения и послушания в приходе, что оборачивается злом для веры и Церкви, становясь причиной погибели множества душ.

3

Недостаточно исповедоваться в злословии – надлежит исправить причиненное зло. Так же, как вор не получит прощения, пока не возвратит чужого добра – если он в состоянии это сделать – так и люди, оговорившие других, обязаны исправить нанесенную обиду.

Кто допустил клевету, должен взять назад свои слова перед теми, кто их слышал. Нужно сделать это, даже если нас посчитают лжецами и обманщиками, пусть даже нам трудно на это решиться.

Кто сделал достоянием гласности тайные ошибки, не может опровергнуть сказанного, не солгав. Однако он обязан хорошо отзываться о лице, чьему доброму имени нанес ущерб. Мы видим, как много людей на свете предается злословию и перемыванию костей ближнего, однако мало кто стремится исправить причиненное зло. Поэтому столь многие осуждены будут на вечную погибель!

В качестве примечания добавлю, что тот, кто говорит о проступках детей их родителям, или о проступках работников – их работодателям с целью добиться их исправления – тот не повинен в злословии. Хочу в то же время подчеркнуть, что тот, кто с удовольствием слушает пересуды, также грешит. Ибо, если бы не было слушателей, не было бы и наговорщиков. Следовательно, слушатели являются сообщниками данного греха. Дьявол восседает на языке клеветника и в ушах слушателя. Что же делать, если мы оказались в обществе человека, злословящего о ближних? Тому, кто стоит ниже нас по положению, мы вправе приказать молчать, сославшись на зло этого греха. В случае, если собеседник нам ровня, можно ловко направить разговор в другое русло. Если же злоязыкий окажется выше нас по положению, мы не вправе делать ему выговоров, однако, сохраняя почтение, можно дать понять по выражению нашего лица, что разговор нам неприятен.

Какой же вывод следует из всего сказанного? Нам следует остерегаться порочной привычки злословия; углубимся в самих себя – и мы увидим много зла в собственном сердце и преисполнимся большего смирения. Благословен тот, кто молит о прощении своих грехов, а языком пользуется для вознесения хвалы Господу!

Аминь.

Источник: Российская католическая газета «Свет Евангелия», 15 (549), 2006 г.

Поучение об опрометчивом осуждении ближнего

Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь

(Лк 18. 11)

Так говорил самовлюбленный гордец, человек, с пренебрежением относящийся к ближним, который ни во что не ставит других и осуждает даже самые лучшие их поступки. Никакое слово и никакой труд других людей не признается им. Малейшего предлога окажется для него достаточно, чтобы сурово осудить ближнего! О, проклятый грех, сколько свар, сколько раздоров и ненависти вызываешь ты, сколько душ осуждаешь на вечную погибель! Стоит тебе завладеть кем-нибудь, как тот человек начинает надо всем насмехаться, все переворачивать вверх дном. Таких злобных оценок, такие ранящие суждения о добром имени ближнего должен сильно ненавидеть Господь Иисус, раз он сам привел пример о напыщенном фарисее и добавляет, что гордыней и злобой тот нанес ущерб своей душе. Чтобы вас уберечь от этого, я поговорю сегодня о злоязычии и о том, каким образом мы должны защищаться от опрометчивого осуждения других людей.

1

Предвзятое суждение – это мысль или слово, лишенное оснований, оскорбительное для дорого имени ближнего, источник такое легкомысленного суждения – в испорченном, завистливом или преисполненном гордыни сердце. Добрый христианин знает свое собственное убожество и не приписывает другим зла –

Скачать:PDFTXT

Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать бесплатно, Поучения Арсского пастыря. Иоанн Мария Вианней Католицизм читать онлайн